на главную страницу

30 Марта 2011 года

Офицеры России

Среда

Он к небу прирос кожей

Олег ПЧЕЛОВ.
Фото автора.




     СЕРГЕЙ Косяков родился в семье военного вертолётчика, что, наверное, и определило его дальнейшую жизнь. Косяков-старший в то время командовал эскадрильей в одном из гарнизонов на Сахалине.
     С малых лет у паренька появилась мечта стать лётчиком.
     В небольшом посёлке, расположенном неподалеку от аэродрома, Косяков-младший в 1978 году окончил среднюю школу уже с окончательно сформировавшимся решением пойти по стопам отца. Сергей отправляется в Сызрань, где успешно сдает вступительные экзамены и надевает форму курсанта высшего военного авиационного училища лётчиков. Мечта, которую он лелеял с детства, становилась явью.
     Страсть к небу настолько захватила юношу, что он даже во сне видел себя в кабине боевой машины.
     Свои непродолжительные курсантские отпуска Сергей проводил с отцом... на аэродроме, где тот передавал сыну секреты вертолётной профессии.
     После успешного окончания военного вуза в 1982 году лейтенант Косяков был направлен для прохождения дальнейшей службы в вертолётный полк Белорусского военного округа. Забыв о личном времени, досуге и развлечениях, офицер вникал в профессию, совершенствовал мастерство, прислушиваясь к советам бывалых пилотов. Всего за год с должности лётчика-штурмана он вырос до командира вертолёта.
     В МАЕ 1985 года командир Ми-24 военный лётчик 2-го класса старший лейтенант С. Косяков получил первый боевой опыт: он и его коллеги выполняли интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.
     Боевая работа захлестнула целиком. О её интенсивности более чем красноречиво свидетельствуют выдержки из наградного листа на молодого офицера, подписанного командиром 280-го отдельного вертолётного полка Туркестанского военного округа: «... имеет налёт 765 часов, выполнил 153 боевых вылета. Принимал участие в нанесении 18 авиационных ударов в 7 операциях в районах н.п. Кандагар, Шинданд, Кабул, Гиришк, Баграм, в сопровождении 43 колонн с воинскими грузами, неоднократно огнём вертолёта поддерживал высадку и эвакуацию десанта, осуществлял доставку групп специального назначения в труднодоступные и контролируемые моджахедами горные районы ДРА. Как командир Ми-24, под прицельно ведущимся огнём по вертолету лично уничтожил 2 ДШК, 3 автомашины с оружием и боеприпасами, подавил 9 огневых точек, проявив при этом точный расчёт, мастерство, мужество и хладнокровие.
     Выполняя боевую задачу по поддержке сухопутных войск, 23 октября 1985 года в районе н.п. Герат, находясь под интенсивным огнем мятежников, всё же атаковал их и точным пулемётным огнём уничтожил несколько расчётов РПГ, чем способствовал быстрому и беспрепятственному продвижению войск к указанному плацдарму без потерь личного состава. Грамотный, инициативный лётчик, способен выполнить любое задание командования.
     ВЫВОД: За мужество и отвагу, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, достоин награждения орденом Красной Звезды».
     Однако это представление осталось нереализованным. Уже после вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана пилот был удостоен другой награды - ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
     В 1991 ГОДУ майор Сергей Косяков окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Опытного лётчика, имеющего большой опыт полётов над горным ландшафтом, направили для прохождения дальнейшей службы в Закавказье. Под Кутаиси Косяков принял в подчинение эскадрилью Ми-8.
     Сергею буквально с ходу пришлось решать серьёзные проблемы. Грузинская ССР тогда утверждала суверенитет, экспроприируя всё подряд, в том числе оружие, военную технику и имущество Вооружённых Сил России. Несмотря на все препятствия, майору Косякову удалось заправить топливом все вертолёты, погрузить в них личный состав, имущество и перегнать на север.
     Затем последовал грузино-абхазский конфликт, в котором вертолётчики под руководством Косякова решали миротворческие задачи: эвакуировали беженцев, раненых, доставляли гуманитарную помощь... Тогда офицер потерял одного из своих друзей - Серёжу Евдокимова...
     Не успел затихнуть этот конфликт, как вспыхнул другой - между Северной Осетией и Ингушетией. И снова эвакуация беженцев и раненых, как и прежде - под огнём с земли.
     После той кампании подполковник Сергей Косяков был назначен заместителем командира Кореновского вертолётного полка по летной подготовке. В личном активе офицера на тот момент было уже более 1.000 боевых вылетов.
     ПЕРЕДЫШКА от войны оказалась недолгой. Вскоре началась первая чеченская кампания.
     Сергея откомандировали в Беслан и назначили командиром сводного вертолётного отряда. В декабре 1994 года он лично совершил 24 боевых вылета.
     Об одном из них и рассказал мне. В тот день шли за ранеными на транспортно-боевой «восьмёрке». У Ми-8 вооружение довольно лёгкое - ведь он всё-таки транспортный вертолёт. А тут ещё отцепили и оставили на аэродроме блоки с НУРами, чтобы взять на борт по максимуму «трёхсотых».
     Без сопровождения и мощного огневого прикрытия винтокрылый транспортник превращается практически в безобидную мишень, не имеющую возможности адекватно ответить на огонь противника. Но тогда не было соответствующей инструкции, и Ми-8 зачастую летали на задание без прикрытия боевых Ми-24.
     На обратном пути вертолёт непрерывно обстреливали из винтовок, автоматов и крупнокалиберных пулемётов. Пытались маневрировать, но бандиты били со всех сторон - не увернёшься! Правый пилот был ранен. Без сознания, весь в крови на ремнях повис - одна пуля щёки навылет пробила, другая - угодила в грудь. После, на базе, у него больше десятка осколков и пуль из бронежилета достали. Пуля, пробившая щёки второго пилота, прошла рядом с головой Косякова, обдав дыханием смерти. Мелкими осколками стекла и металла лицо посекло - глаза целыми остались лишь благодаря защитным очкам...
     Сергей в тот момент только крепче сжимал ручку управления и бросал вертолёт в расщелину, пытаясь уйти от шквального огня. На табло замигала надпись «отказ гидросистемы». В этом случае по инструкции следует отключить основную гидросистему и перейти на дублирующую, рассчитанную всего на несколько минут полёта и дающую возможность аварийной посадки. Но садиться - смерти подобно, кругом боевики. Командир принимает решение: основную систему не отключать, пока давление в системе держится, и уходить в сторону своего аэродрома. Удалось-таки дотянуть до базы. Машина не подвела, хоть боевики и превратили её в решето. На лопастях пробоин - не сосчитать, металл лохмотьями свисает... Сергей в тот вечер три пачки сигарет выкурил...
     Полковник Косяков, как и большинство боевых офицеров, немногословен - не любит рассказывать о пережитом. Для него это всего лишь эпизоды повседневной летной работы, хоть и связанные с риском для жизни, а порой и потерей боевых друзей... Поэтому, чтобы лучше узнать офицера, приходится вновь и вновь обращаться к официальным документам, в которых боевая биография офицера изложена сухим, канцелярским языком:
     «...Выполняя задачи по разоружению незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики с 04.11.1996 по 31.12.1996 г., подполковник С.В. Косяков выполнил 38 боевых вылетов. Являясь командиром группы боевого применения вертолётов, осуществлял грамотное руководство группой как на земле, так и в воздухе. Принимал личное участие в разработке и проведении операций по прикрытию действия войск, объектов, эвакуации раненых, разведчиков и по высадке десантов.
     16 декабря 1996 года в сложнейших погодных условиях высокогорья, под огнем противника эвакуировал с передовой 13 тяжелораненых и ночью доставил их на аэродром базирования.
     20 декабря авиагруппа подполковника С.В. Косякова выполняла задачи по авиационной поддержке мотострелковой бригады. Действия авиагруппы стали невозможными из-за сильного противодействия со стороны боевиков.
     Тогда С.В. Косяков принял решение на выполнение одиночного полёта. Подойдя к району боевых действий, он обнаружил, что по нему ведут огонь из зенитных устройств и гранатомётов. Мастерски маневрируя, используя складки местности, он вплотную подошёл к укрепрайону бандитов и уничтожил огневые точки боевиков. Этим открыл широкое поле действия для всей ударной авиагруппы. Проявил себя смелым и решительным лётчиком, грамотным командиром, умело руководившим во время боя вверенным ему составом»...
     Под конец первой кампании доводилось выполнять и нехарактерные для войны задачи. Один из таких эпизодов случился с Сергеем в канун Нового года. Администрация Гельдигена обратилась к командующему ОГВ(с) за помощью: просили поднять купол на новую мечеть. Мирную задачу поручили самому опытному вертолётчику - Косякову. Он и здесь сработал на все сто.
     МИР в Чечне был недолгим - немногим более двух лет.
     Для подполковника Сергея Косякова вторая кампания, как и для многих военнослужащих СКВО, началась с событий в дагестанском райцентре Ботлих. Приходилось выполнять знакомую работу - вести воздушную разведку, свободный поиск бандформирований, наносить авиаудары по скоплению боевиков, подвозить продовольствие и боеприпасы, эвакуировать раненых и разведгруппы, высаживать десанты... Всего и не перечислишь. Ведь армейская авиация всегда на передовой.
     В 2000 году, уже в звании полковника, Сергей Косяков принял Будённовский авиаполк. Он и после этого в кабине вертолёта по-прежнему проводил времени больше, чем в кабинете. Изучил с воздуха Чечню и Дагестан как свои пять пальцев - может и сегодня пройти над этой территорией до точки назначения по памяти, без карты.
     Приобретённым боевым опытом полковник Сергей Косяков постоянно делился с молодыми лётчиками. Один из его постулатов: на войне надо летать непредсказуемо для противника, использовать всевозможные приёмы, постоянно чередуя «змейку», скольжение, рывки вниз и вверх...
     ПОЛКОВНИК Косяков - один из немногих военных пилотов, которым доверяли подниматься в воздух с Президентом России и министром обороны на борту. Как-то боевой лётчик Косяков с ветерком прокатил над Чечнёй Владимира Путина, чем заслужил похвалу Верховного Главнокомандующего. После такого полёта глава государства даже сфотографировался с пилотом на память.
     Несколько лет полковник Сергей Косяков руководил отделом боевой подготовки и боевого применения армейской авиации объединения ВВС и ПВО. Должность крайне ответственная, требующая полной самоотдачи и высочайшего профессионализма. Она предполагает «кабинетный режим» службы, но полёты все равно остались в приоритете.
     Хоть офицеру «кабинетный режим» службы не по душе, бумажными делами заниматься всё-таки приходилось. Должность предполагала и постоянные разъезды по авиационным частям. Цель - контроль, оценка и анализ работы авиаторов. А на выходе - внесение изменений и доработка инструкций по применению авиации и выдача рекомендаций по оптимизации её действий, чтобы свести на нет возможность нарушений правил полётов, повысить безопасность применения техники.
     По долгу службы Сергею Викторовичу приходилось бывать в авиационных гарнизонах, и туда он отправлялся, как правило, на «своём» вертолёте. Летать приходится не столько по службе, сколько по велению души и сердца. Он не представляет себя без полёта, без неба, к которому, как он сам выразился, «прирос кожей». Сидеть в грузовой кабине в качестве пассажира - это не для него.
     И на новой должности полковник Косяков оставался боевым пилотом, искренне переживающим за своих коллег-лётчиков и за тех, кого им приходится перевозить. Перво-наперво он добился того, чтобы в Чечне «восьмёрки» летали в обязательном порядке при сопровождении и охранении боевых Ми-24. Новая инструкция спасла немало жизней.
     Полковник Сергей Косяков, являясь с 1986 года лётчиком-инструктором, выпустил в небо столько пилотов, что их хватило бы для укомплектования не одной бригады. Указом Президента России ему присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации».
     В 2009 ГОДУ полковника Сергея Косякова ждал новый поворот в жизни. В соответствии с организационно-штатными мероприятиями, проводимыми в 4-й армии ВВС и ПВО, Сергей Викторович был уволен в запас с должности начальника отдела армейской авиации.
     В гражданской жизни он быстро нашёл себя: высококлассные лётчики на «гражданке» весьма востребованы. Сначала прошёл переподготовку в Северо-Кавказском учебно-тренировочном центре. Затем последовала подготовка на тренажёре в Пулково на предприятии СПАРК, сдача зачётов и получение допусков: военные «лётные сертификаты» и дипломы в гражданской авиации почему-то недействительны...
     Сегодня полковник запаса Сергей Косяков летает гражданским пилотом - командиром на Ми-8-МТВ-1 с опознавательными эмблемами МЧС РОССИИ. Должность - заместитель командира вертолётной эскадрильи. В ближайшей перспективе возможно его назначение командиром лётного отряда, что в переводе на военный язык равнозначно командиру полка.
     Основное назначение вверенной ему вертолётной эскадрильи - реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с природными катастрофами и техногенными авариями, оказание помощи людям.
     Базируются авиаторы МЧС в Ростове-на-Дону. Их кредо - круглосуточная готовность к быстрым и эффективным действиям по предназначению. Готовность к вылету в зону чрезвычайной ситуации на вертолете - до 1 часа.
     Так что и сегодня офицер запаса служит Родине по чести и совести, он по-прежнему не расстается с небом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex