СОБЫТИЯ в Ливии, ставшей объектом операции войск западной коалиции, некоторые эксперты называют прологом серии крупномасштабных военных столкновений, которые придадут миру новые геополитические контуры к концу этого десятилетия. Так, американский аналитик Чарльз Неннер, выступая на телеканале Fox Business 9 марта, предсказал скорый обвал на финансовом рынке США. Это произойдёт, считает он, в результате
крупной войны, которая потрясёт мир в конце 2012 года. Её начало приведёт к тому, что старейший среди американских рыночных индексов – индекс «Доу Джонс» – упадёт до уровня 5 тысяч пунктов (ныне – на уровне 12.220 пунктов).
Неннер, ранее работавший в Goldman Sachs, одном из крупнейших банков мира, возглавляет собственный исследовательский центр, специализирующийся на прогнозировании рыночных трендов при помощи компьютерных программ. Он приобрёл авторитет в среде финансовых аналитиков, когда сумел спрогнозировать крах фондового и жилищного рынка за два года до банкротства нью-йоркского банка Lehman Brothers, что стало отправной точкой мирового финансового кризиса в 2008 году.
Аналитик советует своим клиентам продавать акции и уходить с рынка ценных бумаг. По его оценке, война начнётся в момент,
когда индекс «Доу Джонс» поднимется выше 13 тысяч пунктов.
А не так давно побывавший в Москве американский политолог Эдвард Люттвак, близкий к кругам республиканской партии, заявил:
«Большая политика возвращается. Её главными героями являются не США и Россия, а США и Китай... По мере того как будет развиваться конфликт между Китаем и США... обе стороны будут пытаться обзавестись союзниками. История не закончилась. Зато пауза последних нескольких лет, характеризовавшаяся затишьем в международной политике, заканчивается. Скоро снова начнутся большие перемены...»
Для большинства жителей Европы и Северной Америки, привыкших к мирной жизни, это кажется чрезмерным сгущением красок. Но существует ряд факторов, которые делают вполне вероятной новую военную полосу в истории человечества. В их числе и финансовое положение США.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ долг США достиг исторического максимума и находится в районе отметки 14,3 трлн. долларов. Каждый американец условно должен около 46 тысяч долларов. Для сравнения: 18 сентября 2008 года, когда финансовая система сверхдержавы была в нескольких часах от полного краха, долг составлял 9,7 трлн. долларов, то есть американское правительство с того момента заняло 4,2 трлн. долларов.
Допустимый размер долга, установленный конгрессом США в 2010 году, – 14,29 триллиона. Министр финансов США Тимоти Гайтнер уже несколько месяцев настаивает на скорейшем увеличении этого порога и предупреждает сенаторов, что в противном случае экономику страны ждут катастрофические последствия.
Причины роста госдолга США хорошо известны. Затраты средств на предотвращение краха банковской системы страны, меры по экономическому стимулированию и поддержанию социальной стабильности, войны в Афганистане и Ираке (а теперь ещё военная операция против Ливии)... Теоретически может возникнуть ситуация, когда администрация Обамы объявит о моратории на выплату процентов по своим обязательствам, хотя до сих пор власти США не прибегали к нему.
С просьбой к законодателям принять законопроект, поднимающий потолок госдолга, уже обратился в начале января министр финансов Тимоти Гайтнер. «Никогда ещё в истории США конгресс не отказывался от повышения потолка госдолга, когда возникала такая необходимость», – взывал он к конгрессменам. «Даже кратковременный или ограниченный дефолт, – считает Гайтнер, – приведёт к катастрофическим последствиям в экономике, которые будут ощущаться ещё десятилетия».
Одна из «хитростей» плана спасения экономики США – постепенное снижение курса доллара, чтобы облегчить обслуживание 14-триллионного долга. Поэтому наиболее предусмотрительные иностранные инвесторы без лишнего шума уже выводят деньги с долларовых позиций. Это в значительной степени объясняет рост цен на золото, серебро и нефть.
По некоторым оценкам, если цены на нефть вырастут выше 120 долларов за баррель, то в экономике США начнётся новый застой. Это же ожидает Евросоюз. Правда, цены на «чёрное золото» пока не достигли критической отметки. Стоимость майских фьючерсных контрактов на американскую лёгкую нефть составляет 106 долларов за баррель, а цена апрельских фьючерсов на североморскую нефть на Лондонской бирже – 116 долларов.
НЕФТЯНОЙ рынок неизбежно будет лихорадить в случае дальнейшего обострения обстановки в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Прогнозы развития ситуации в арабском мире не утешительны для стран-импортёров.
Массовые народные протесты, в организации которых не обошлось, судя по всему, без направляющей руки некоторых спецслужб, уже привели к падению правящих режимов в Египте и Тунисе. В Ливии идёт гражданская война, в которую вмешалась западная коалиция, беспорядки продолжаются в Сирии, Йемене и Бахрейне. Боевые действия в Ливии привели к прекращению поставок энергоресурсов (нефть, природный газ) в страны Евросоюза.
Наша справка. Ливия является восьмым по добываемым объёмам производителем нефти среди стран – участниц ОПЕК. В стране добывалось 1,6 млн. баррелей высококачественной нефти в день (80 млн. тонн в год). 9/10 «чёрного золота» шло в страны Евросоюза. Основными импортёрами являлись Италия, Германия, Испания, Франция.
Особенно в тяжёлом положении оказалась Италия, которая традиционно ориентировалась в своей энергетической стратегии на Ливию. Итальянская нефте- и газодобывающая компания Eni уже полвека работает на ливийской территории, добывая до 280 тысяч баррелей в день, то есть 14 млн. тонн в год. Помимо нефти в Италию по подводному газопроводу Greenstream («Зелёный поток») поступало ежегодно до
8 млрд. кубометров «голубого топлива» (всего Италия потребляет 68 млрд. кубометров).
Введение Евросоюзом запрета на импорт нефти и газа из Ливии, чтобы лишить Каддафи 95 процентов всех экспортных поступлений, сулит новые трудности для итальянской экономики. И если с газом проблему удалось быстро решить благодаря увеличению поставок из России (кроме того, сжиженный газ можно купить в Нигерии и Катаре), то найти нефть, аналогичную по качеству итальянской, сложно. Остаётся надеяться на рост её добычи в Нигерии или дополнительные объёмы каспийской нефти.
Проблемы ждут и другие страны Евросоюза. Их лидеры, поддавшись на уговоры французского президента, рискуют усугубить финансовое положение своих стран и трудности евро, если операция против Ливии затянется. Один из самых влиятельных западных финансистов – 80-летний миллиардер Уоррен Баффет уже предрёк еврозоне большие проблемы. Он не исключает крах единой европейской валюты. В недавнем телеинтервью Баффет прямо заявил, что, «хотя будут предприняты гигантские политические усилия, с тем чтобы спасти евро, тем не менее единая валюта может потерпеть крах».
Нетрудно предположить, как отразится на экономике Евросоюза распространение беспорядков в арабском мире на Алжир, Саудовскую Аравию, Кувейт и Катар, питающие её нефтью и сжиженным природным газом.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ стабильность в Саудовской Аравии (добывает более 400 млн. тонн нефти в год) не так прочна, как принято представлять. Королевством управляет клан людей, находящихся в более чем преклонном возрасте (королю и наследным принцам за 80 лет). В своё время, в 1920-е годы, королевская семья пришла к власти, взяв верх в кровавой борьбе с аристократией Неджда и Хиджаза, включённых в состав Саудовской Аравии. В суннитском королевстве обиженным чувствует себя и шиитское меньшинство, пользующееся поддержкой Ирана.
Смена власти в Йемене может превратить эту страну в плацдарм для антисаудовских сил. Саудовцы, как обоснованно отмечает аналитики американского аналитического агентства «Стратфор» (Stratfor), сегодня проявляют повышенное беспокойство по поводу событий в соседних странах – Йемене на юго-западе и Бахрейне на востоке от королевства. Им уже пришлось столкнуться с угрозой дестабилизационной кампании в восточном аравийском регионе, и по этой причине они разместили свои войска в Бахрейне. А теперь необходимо беспокоиться и о ситуации в Йемене, особенно на севере этой страны, где действуют повстанцы хути, которые могут оживить настроения исмаилитов и шиитов в самом королевстве.
К этому надо добавить, что исподволь назревает конфликт между Саудовской Аравией (около 29 млн. жителей) и Йеменом (23 млн.). После вполне вероятной смены власти в Йемене может «всплыть» вопрос о принадлежности подземных запасов воды на Аравийском полуострове. Йеменская столица Сана с населением в 2 миллиона жителей испытывает острую нехватку воды, а саудиты не склонны предоставлять доступ к контролируемым ими подземным источникам своим «арабским братьям».
В связи с этим надо отметить, что и в случае с Ливией речь идёт не только о контроле над её месторождениями нефти и газа, но и о колоссальных подземных источниках пресной воды. В ливийских недрах её не меньше, чем в озере Байкал. Гигантское подземное озеро с пресной водой находится под пустыней Сахара на стыке границ Алжира, Туниса и Ливии. Его площадь оценивается в 1 млн. кв. км, запасы содержащейся в нём воды – в 60 трлн. кубометров. Ливийцы при Каддафи наладили использование этого природного источника – построена «Великая искусственная река» для снабжения пресной водой городов севера страны. Длина трубопроводов достигает 4.200 километров.
Не случайно некоторые иностранные аналитики считают военную операцию против Ливии началом войны между Западом и Востоком за ресурсы. Профессор Майкл Клэр ещё в 2001 году высказал мысль, что современное человечество вплотную подошло к той границе, за которой его ожидает
мировая война за продовольствие, нефть и чистую воду.
И вот ныне мы становимся свидетелями этой драмы. Исчерпание природных ресурсов при продолжающемся росте населения ставит вопрос о переделе сфер влияния на планете. Наиболее развитые в экономическом отношении государства спешно конвертируют свои технологические возможности в военную мощь, что придаёт «весомость» словам их дипломатов.
В ПЛАНЕ обеспеченности ресурсами увереннее всех чувствуют себя США, располагающиеся на отдельном континенте, – вдали от беспокойных Африки и Азии. Соединённые Штаты прилагают сегодня целенаправленные усилия по обретению энергетической независимости от ближневосточных и африканских энергоресурсов. Основной объём импортной нефти американская экономика получает сегодня не из Саудовской Аравии и Кувейта. Больше половины «чёрного золота» поступает из Западного полушария – из Канады, Мексики и Венесуэлы. Канадцы ежедневно экспортируют в США 2,7 млн. баррелей нефти (135 млн. тонн в год), обеспечивая примерно 30 процентов всего американского импорта. Развитие новых технологий извлечения «чёрного золота» сделали рентабельным освоение канадских нефтяных песков. Канадцы к 2025 году намерены выйти на уровень добычи в 4,3 млн. баррелей в день (215 млн. в год).
Так что от смуты в арабском мире, спровоцированной стоящими за кулисами событий силами, пострадают не США, а европейские страны и сами арабы. Высокие цены на нефть, по мнению некоторых аналитиков, даже на пользу тем американским компаниям, что вложились в альтернативные источники энергии, – они рентабельны, когда цена барреля выше 100 долларов. К тому же войны, заметим, всегда были способом преодоления экономических трудностей. Так что Чарльз Неннер и Эдвард Люттвак, осведомлённые о настроениях финансовой элиты США, видимо, не случайно заговорили о «больших переменах» и «крупной войне».