на главную страницу

30 Марта 2011 года

Время и судьбы

Среда

Гидролог со шхуны «Заря»

Алексей БЕЛОГУРОВ.




     В КОНЦЕ прошлого года в СМИ промелькнуло сообщение, что одному из трёх строящихся для Черноморского флота фрегатов, возможно, будет присвоено имя Александра Колчака. У старшего поколения, получившего соответствующую идеологическую закалку в советское время, это имя вполне объяснимо вызывает стойкое отторжение. Но знакомство с архивными источниками убеждает, что при оценке командующего Черноморским флотом Российской империи вице-адмирала А.В. Колчака не применимы шаблоны. В формате чёрно-белого портрета, чем грешила советская историография, нельзя адекватно представить эту весьма сложную историческую фигуру. У Колчака было по крайней мере три лица: участник арктических исследований; офицер флота Российской империи, участник русско-японской и Первой мировой войн; один из лидеров белого движения, провозгласивший себя осенью 1918 года Верховным правителем Российского государства.
     Есть ли у А.В. Колчака заслуги перед Россией, дающие основание для сохранения его имени в исторической памяти со знаком «плюс»? Не будем спешить с ответом и попытаемся без предубеждения оценить факты из его биографии.
     Колчак Александр Васильевич. Родился 4 (16) ноября 1874 года в семье штабс-капитана морской артиллерии Василия Ивановича Колчака и Ольги Ильиничны Посоховой, дочери купца из Одессы. Отец получил первый офицерский чин во время Крымской войны, будучи тяжело раненным при обороне Севастополя. Помощник командира батареи, он оказался одним из семерых чудом выживших защитников Каменной башни на Малаховом кургане. В 1863 году получил назначение на Обуховский сталелитейный завод для приёма орудий и снарядов, где прослужил до ухода в отставку в 1899 году. Генерал-майором стал в 1889 году. После отставки остался на Обуховском заводе заведующим сталепудлинговой мастерской (так называли способ производства литой стали).
     Вот такой была семья, в которой воспитывался Александр Колчак. В 1894 году он окончил Морской кадетский корпус и был произвёден в мичманы. Участвовал в плаваниях, увлёкся океанографией и гидрологией. По приглашению опытного исследователя Арктики барона Э.В. Толля принял участие в экспедиции в акватории Северного Ледовитого океана на шхуне «Заря» (1900—1902 гг.), руководил гидрологическими работами. Конечно, не надо переоценивать его роли в исследованиях Арктики - он не играл первую скрипку. Но вместе с тем фактом остаётся его плавание в арктических широтах. Одной из целей экспедиции было открытие предполагаемого северного полярного континента (Арктиды), частью которой Эдуард Толль рассматривал легендарную Землю Санникова.
     СУЩЕСТВУЕТ версия, что барон Толль искал в Арктике гористый остров, открывающий путь в некую высокоразвитую подземную цивилизацию. О ней шла речь в свитке монаха, найденном якобы в 1889 году в Киево-Печерской лавре. Живший в конце XI века русский монах сообщал, что он побывал на расположенном где-то очень далеко на севере острове, который сопровождавшие его волхвы называли «Тёмным властелином». Народ острова, повествовал он, «силён и велик, он построил дворцы и поля под землёй и океаном».
     В 1897 году копия свитка будто бы оказалась в распоряжении члена Государственного совета принца Александра Петровича Ольденбургского, он-то, как утверждают некоторые авторы, и инициировал через Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук плавание Толля на шхуне «Заря». Участникам экспедиции на шхуне «Заря», среди которых был Колчак, предстояло, согласно этой версии, попытаться установить контакт с арктической подземной цивилизацией. Поспешный расстрел адмирала 7 февраля 1920 года не позволил пролить свет на эту гипотетическую подоплёку арктических экспедиций барона Толля.
     Известно, что летом 1902 года барон Толль начал санно-шлюпочный переход к острову Беннетта, расположенному в северо-восточной части Новосибирских островов. Вместе с ним отправились магнитолог Ф.Г. Зееберг, зверопромышленники В. Горохов и Н. Дьяконов. Они надеялись найти ту самую «тёплую землю» и пропали.
     В 1903 году поисковой экспедиции под руководством Колчака удалось обнаружить место стоянки Толля на острове Беннетта, однако дальнейшие следы исчезнувших исследователей так и не были найдены.
     Конечно, эту версию можно рассматривать как вымысел, тем более что свиток монаха Поликарпа пропал в годы Гражданской войны. Новая власть не жаловала православные монастыри, и многие древние рукописи погибли. Но копия списка, вывезенная принцем Ольденбургским в Западную Европу осенью 1917 года, видимо, сохранилась и в 1920-х годах оказалась в распоряжении немецкого оккультного общества Туле.
     Пришедший к власти Гитлер, фанатично веривший в существование могущественных параллельных цивилизаций, санкционировал финансирование арктических исследований. Так, Отто Ран, получивший в 1936 году звание унтершарфюрера СС, совершил экспедицию в Исландию на борту парусно-моторного судна «Радгрид». Нацисты решили искать остров, на котором побывал русский монах, именно там. Ориентиром для Рана были описанные монахом широкие ступени огромной каменной лестницы, спускавшейся со скалистого берега ко льду. Но могущественных «подземных жителей» во льдах Арктики нацисты не обнаружили.
     Позднее немецкие подводники проявляли повышенный интерес к заполярным широтам (нередко за рамками выполнения боевых задач), нацистские субмарины появлялись вблизи необжитых островов в советском секторе Арктики вплоть до начала 1945 года...
     А в 1901 году барон Толль принял решение увековечить вклад лейтенанта Колчака в освоение Арктики, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам арктической экспедиции в 1903 году 29-летний офицер был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.
     Наша справка. Остров Колчака - необитаем. Он находится в Таймырском заливе Карского моря возле побережья Таймырского полуострова. Отделён от материка проливом Расторгуева (урядник Якутского казачьего полка Степан Расторгуев также участвовал в экспедиции барона Толля). В 1937 году остров Колчака и был переименован в остров Расторгуева. Первоначальное же название острову вернули постановлением Правительства РФ № 433 от 15 июля 2005 года.
     В Русско-японской войне А. Колчак принимал активное участие. В Порт-Артуре он командовал миноносцем «Сердитый», на поставленных этим кораблём минах подорвался японский крейсер «Такасаго». В заключительный период обороны крепости он - командир береговой артиллерийской батареи, был ранен и награждён Георгиевским оружием - золотой саблей с надписью «За храбрость». Словом, следовал путём своего отца.
     УВЛЕЧЕНИЕ Арктикой, тяга к непознанному, видимо, стали тем фактором, что сподвиг молодого флотского офицера на участие в деятельности масонских структур в Санкт-Петербурге. В первом десятилетии XX столетия масоны чувствовали себя весьма вольготно в столичных салонах.
     Само по себе масонство - феномен весьма сложный и «многослойный», и вряд ли оправданно отождествлять всех членов тогдашних масонских лож с сатанистами и «чернокнижниками». Ложи возникали в России с самыми различными, часто взаимоисключающими целями - одни «братья» были искренне увлечены поиском смысла человеческой жизни, разгадкой тайн природы, другие жаждали власти над народами и плели нити кровавых заговоров. На разных этапах русской истории, надо признать, в ложах побывало немало известных людей, оставивших добрую память о себе: среди них поэт А.С. Пушкин, полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов. Их никак не отнесёшь к ненавистникам России.
     Колчак оказался в ложе, преследовавшей прежде всего политические цели. «Братья» из числа членов думских партий, выступавших за установление в России конституционной монархии, в 1909 году создали специальную «военную ложу», в орбиту которой втянули несколько десятков генералов и офицеров. Полагают, что за деятельностью этой ветви российских масонов неусыпно наблюдали масоны французские.
     Судя по свидетельствам историков российского масонства и сохранившимся архивным документам, вместе с Колчаком в «военную ложу» входили: М.В. Алексеев, на заключительном этапе Первой мировой войны - начальник штаба Верховного Главнокомандующего; А.М. Крымов - в период корниловского мятежа командир 3-го конного корпуса; Н.В. Рузский, на момент отречения Николая II - главнокомандующий армиями Северного фронта, принявший деятельное участие в заговоре против императора; А.А. Поливанов (с сентября 1915-го по март 1916 года - военный министр, после Февральской революции - председатель Особой комиссии по реорганизации армии на демократических началах, после Октябрьской революции - на службе в Красной Армии).
     «Братьями» также стали Д.Н. Вердеревский (будущий морской министр Временного правительства), В.И. Гурко (в начале 1917-го исполнял обязанности начальника штаба Верховного Главнокомандующего), А.И. Деникин (в годы Гражданской войны - главнокомандующий вооружёнными силами Юга России), П.Н. Краснов (в годы Гражданской войны - атаман Войска Донского, союзник Деникина), А.А. Маниковский (помощник военного министра Временного правительства, после Октябрьской революции - в Красной Армии), П.А. Половцов (в мае-августе 1917 года - командующий войсками Петроградского военного округа), В.В. Теплов (сменил Половцова на посту командующего войсками Петроградского военного округа, в годы Гражданской войны - командир дивизии в войсках Деникина). Не исключают, что к масонам принадлежал и генерал А.А. Брусилов.
     Одним из руководителей военного масонства в России был, как сейчас установлено, эсер Сергей Дмитриевич Мстиславский. Это весьма примечательная личность, его биография - одно из свидетельств того, что мы далеко не всё знаем о закулисной стороне событий 1917 года. Мстиславский (настоящая фамилия - Масловский) родился в семье профессора Военной академии Генерального штаба генерал-майора Д.Ф. Масловского. Окончил Санкт-Петербургский университет и работал библиотекарем в академии Генштаба. Входил в масонский Верховный совет Великого Востока народов России (его генеральный секретарь в 1915—1917 гг. - А.Ф. Керенский).
     Великий Восток народов России, поясним, являл собой организацию, вышедшую из «материнской» структуры - Великого Востока Франции. Несмотря поддержку французских единомышленников, он не признавался многими ложами как подлинная масонская организация, так как во главу угла ставил политическую активность с целью свержения династии Романовых.
     Согласно воспоминаниям большевика с дореволюционным стажем и начальника Политуправления Реввоенсовета Республики в начале 1920-х годов Сергея Гусева (Я.Д. Драбкина), в апреле 1905 года он, в то время секретарь Петербургского комитета РСДРП(б), встречался в одном из петербургских ресторанов с Мстиславским, который представился как представитель столичной группы офицеров гвардии. По его словам, ими была создана некая антиправительственная организация «Лига красного орла». Входивших в неё офицеров объединило стремление организовать свержение Николая II. Но договориться офицерам с большевиками не удалось. Гвардейцы считали необходимым после ареста Н.А. Романова созвать, следуя русской традиции, земский собор, чтобы определить новую форму государственного правления, а социал-демократы ратовали за выборы в Учредительное собрание.
     Кстати сказать, вопрос о свержении Николая II тогда обсуждался и в самых высоких военных кругах. В бумагах неожиданно скончавшегося от сердечного приступа («помогли»?) в 1906 году дворцового коменданта генерал-майора Д.Ф. Трепова (до этого - санкт-петербургского генерал-губернатора, одновременно руководившего Отдельным корпусом жандармов) были обнаружены записи, из которых следовало, что он намеревался убить Николая II и всех (!) членов его семьи.
     На престол предполагалось возвести великого князя Дмитрия Павловича (1891 года рождения, будущий участник организованного английской разведкой убийства Столыпина). Регентшей при нём стала бы великая княгиня Елизавета Фёдоровна (старшая сестра жены Николая II и жена сына Александра II великого князя Сергея Александровича, убитого эсерами в феврале 1905 года). Трепов был дружен со времён службы в лейб-гвардии конном полку с министром двора генералом от кавалерии бароном В.Б. Фредериксом. Примечательно, что после Октябрьской революции большевики пощадили барона и даже разрешили ему выехать в 1924 году в Финляндию.
     Плёл нити дворцового заговора и член Государственного совета генерал от кавалерии граф А.П. Игнатьев, отец известного военного дипломата генерал-лейтенанта А.А. Игнатьева. Он с единомышленниками планировал заменить Николая Романова «сильным царём» и ввести «старинные русские формы управления». Дело, видимо, зашло так далеко, что при участии сотрудников охранки А.П. Игнатьев был убит эсером в 1906 году.
     В Февральскую революцию «библиотекарь» Мстиславский в штабе переворота, как комиссар Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов участвовал в организации ареста Николая II и его семьи.
     (Окончание следует.)
     

     

     Э.В. Толль.
     Участники экспедиции барона Толля на борту шхуны «Заря». В верхнем ряду: третий справа - Колчак. Второй ряд: Н.Н. Коломийцев, Ф.А. Матисен, Э.В. Толль, Г. Вальтер (врач), Ф.Зееберг, Бяльницкий.
     Шхуна «Заря» на зимовке, 1902 г.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex