Комментируя события последних месяцев в Северной Африке и на Ближнем Востоке, многие эксперты не исключают возможности их переброски в другие регионы. И в частности, в Центральную Азию. Однако ещё раньше туда пришёл американский спецназ, который всегда появляется там, где США готовятся применить во имя своих геополитических интересов принципы силового влияния на ситуацию.
![](32.jpg)
Так, по недавнему признанию представителя командования специального назначения армии США (SOCOM) на 1 февраля 2011 года, 3-я группа (одно из подразделений «зелёных беретов») находится в состоянии готовности к работе на территории Пакистана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Казахстана и Киргизии.
А руководитель отдела по связям со СМИ Центрального командования США подполковник Майкл Лоухорн заявил в этой связи, что «время от времени мы будем проводить совместные военные мероприятия вместе с нашими центральноазиатскими партнерами. Любое вторжение спецназа США на территорию этих государств будет производиться с разрешения соответствующего государства и на индивидуальной основе».
По сведениям же редакции интернет-ресурса EurasiaNet, находящейся в Нью-Йорке, «зелёные береты» уже периодически пересекают границы этих государств, «преследуя вооруженные группировки, пытающиеся скрыться с территории Афганистана». В качестве примера такой операции приводится тактическое содействие спецназа США Таджикистану в отражении вооружённого вторжения исламских боевиков в сентябре 2010 года. В результате боестолкновения были убиты 20 боевиков и один таджикский военнослужащий.
Директива, регулирующая порядок проведения спецназом США операций на территории Центральной Азии, была выпущена командованием SOKOM ещё в августе 2009 года, но особо не муссировалась в СМИ, так как имела посыл в будущее... Однако, как мы видим, это будущее уже настало, и причём давно...
В 2010 году глава командования специальных операций ВС США адмирал Эрик Олсон отметил, что действия его подчинённых в Центральной Азии осуществляются в рамках раздела 1208 закона 2005 года. «Основная задача наших сил - организовывать доступ к информации, людям, ресурсам и местам, которые невозможно получить другим способом», - заявил он тогда. В министерстве же обороны США уточнили, что «американские военные не присутствуют постоянно ни в одной из центральноазиатских стран, но имеют право проводить расширенные боевые действия в данном регионе».
Финансирование этой деятельности осуществляется из оборонного бюджета США. В 2011 году на эти цели выделено 45 миллионов долларов. Также был расширен объём «материально-технического содействия, поставок и услуг», которые США могут оказывать союзным государствам. Общий бюджет сил специального назначения США на 2011 год возрос на 5,7 процента и составил 6,3 миллиарда долларов. «Такое увеличение бюджета отражает нашу готовность вести нерегулярные боевые действия на территориях этих стран», - сообщает министерство обороны США.
Перечисляются и три условия участия американских войск в проведении «контртеррористических» операций: «1) если имеющие место или потенциальные внутренние беспорядки будут нести угрозу стратегическим национальным интересам США; 2) если оказавшееся в опасности государство сможет эффективно воспользоваться оказываемой США помощью; 3) если такое государство само обратится к США за помощью». Что касается конкретных форм оказания помощи, то среди них перечисляются осуществление «военно-гражданских операций, включая содействие местному населению, психологические операции, обмен информацией и разведданными, а также материально-техническая поддержка».
Осуществление этих функций возложено на 3-ю воздушно-десантную группу специального назначения армии США, базирующуюся в Форте Брэгг (Северная Каролина). С 2002 года она участвует в проведении военных операций на территории Афганистана. В настоящее время 3-я группа состоит из четырёх батальонов, которые меняют друг друга в Центральной Азии с каждой сменой войск в ИРА.
По данным западных СМИ, группа насчитывает около 1.000 человек. У неё на вооружении стрелковое оружие, более 120 гранатомётов, до 400 подрывных устройств, 6 самолётов и вертолётов и около 100 автомобилей. В странах Центральной Азии, вероятно на вахтовой основе, задействован один батальон (около 200 человек).
Первоначально действия группы в ЦАР велись против Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Афганистане и северо-западных районах Пакистана. Тогда в сообщении пресс-службы Международных сил содействия безопасности (ISAF) отмечалось, что «боевики и террористы-смертники переходят из Афганистана на территорию сопредельных государств и обратно, а также передвигаются по провинциям Афганистана...»
Впрочем, как представляется, всё началось гораздо раньше. В своей статье «Это было в Андижане» узбекский политолог Усман Хакназаров, не отличающийся симпатиями к руководству страны, пишет, что в январе 2005 года секретарь посольства США в Ташкенте Майкл Гольдман обходил дома некоторых правозащитников Узбекистана и задавал им следующий вопрос: «Как вы думаете, готово ли население республики выйти на массовые митинги протеста?»
Узнав их мнение о возможных потрясениях, он написал отчет послу США в Узбекистане Дж. Пурнеллу, что «социальная обстановка в стране благоприятна для реализации тактики и стратегии, отвечающим интересам США...» Это заключение было одобрено послом и отправлено на утверждение в Вашингтон. Данный документ недолго лежал и в Белом доме: в январе же он был утверждён и возвращён в Ташкент «для реализации тактики и стратегии, отвечающим интересам США...»
Следующий факт, обращающий на себя внимание, заключается в том, что сразу после принятия директивы о действиях американского спецназа в ЦАР в одном из домов в пригороде Бишкека был обнаружен склад современного стрелкового вооружения - снайперские винтовки, приборы ночного видения, подствольные гранатомёты, автоматы, пистолеты и более 15 тыс. патронов разного калибра. Дом, в котором была сделана эта находка, был арендован американским гражданином, а в момент изъятия оружия и боеприпасов в доме находились два сотрудника посольства США, обладающие дипломатическим иммунитетом, и десять военнослужащих, назвавшихся сотрудниками частной военной компании. Тогда следствие было замято, а по официальной версии военные якобы прибыли из США для проведения тренинга с сотрудниками спецподразделения одной из силовых структур Киргизии.
Как отметил в своей статье на эту тему аналитик Фонда стратегической культуры Александр Шустов, «совпадение по времени новостей об очередной активизации ИДУ и о планах США по размещению в Центральной Азии своего спецназа оставляет ощущение, что первая из них является информационной подготовкой второй». По его мнению, очень показательно то, что в планах Пентагона фигурируют не только Киргизия, Таджикистан и Узбекистан - «три наиболее уязвимые перед действиями боевиков страны, где признаки военно-политической нестабильности наблюдались на всём протяжении минувшего лета, но также Казахстан и Туркменистан, где ситуация пока является довольно спокойной». Показательно, по его словам, и нежелание США и НАТО сотрудничать с ОДКБ, являющейся ответственной за безопасность в регионе.
Очевидно, что возможность точечных операций американского спецназа, сопряжённых с нарушением границ суверенных государств (руководство ни одной из республик ЦАР не признало факт достижения подобного соглашения с США), нужно рассматривать в контексте общей стратегии Америки в Центрально-Азиатском регионе. В течение последних нескольких лет авторитетные американские эксперты по взаимоотношениям с Центральной Азией опубликовали ряд докладов, в которых просматривается попытка выстраивания новой стратегии в регионе. В частности, в них говорится о необходимости остаться на этой территории после вывода американских войск из Афганистана. Естественно, ключевой задачей своего присутствия американцы провозглашают сохранение «независимости» центральноазиатских стран и развитие там «демократии».
Попытки влияния на этот и другие регионы выходят и в виртуальную плоскость. По утверждению всё того же EurasiaNet, военные США разрабатывают программу, которая позволит им тайно манипулировать социальными сетями, внедряя в них сотни онлайн-личностей с «нужными» мнениями. Как известно, именно Интернет стал катализатором массовых выступлений в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
О подлинных устремлениях и целях Белого дома в Центральной Азии, вероятно, можно судить по статье руководителя Института Центральной Азии и Кавказа Фредерика Старра «Партнёрство для Центральной Азии», опубликованной несколько лет назад в главном политическом рупоре США - журнале «Foreign Affairs». Речь в ней ведётся о необходимости «создания регионального форума «Партнёрство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА)», объединяющего под управлением США центральноазиатские государства и Афганистан без участия России, Китая, Ирана и Пакистана. При этом США должны добиться главной цели - ведением наступательной войны против терроризма создать в регионе замкнутые на США инфраструктуры безопасности. Достичь этого возможно и «стимулированием» политических систем, заставив их «служить образцом для других стран с многочисленным мусульманским населением».