на главную страницу

2 Апреля 2011 года

Страна и мир

Суббота

ПОД ПРИСМОТРОМ США

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Комментируя события последних месяцев в Северной Африке и на Ближнем Востоке, многие эксперты не исключают возможности их переброски в другие регионы. И в частности, в Центральную Азию. Однако ещё раньше туда пришёл американский спецназ, который всегда появляется там, где США готовятся применить во имя своих геополитических интересов принципы силового влияния на ситуацию.

     Так, по недавнему признанию представителя командования специального назначения армии США (SOCOM) на 1 февраля 2011 года, 3-я группа (одно из подразделений «зелёных беретов») находится в состоянии готовности к работе на территории Пакистана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Казахстана и Киргизии.
     А руководитель отдела по связям со СМИ Центрального командования США подполковник Майкл Лоухорн заявил в этой связи, что «время от времени мы будем проводить совместные военные мероприятия вместе с нашими центральноазиатскими партнерами. Любое вторжение спецназа США на территорию этих государств будет производиться с разрешения соответствующего государства и на индивидуальной основе».
     По сведениям же редакции интернет-ресурса EurasiaNet, находящейся в Нью-Йорке, «зелёные береты» уже периодически пересекают границы этих государств, «преследуя вооруженные группировки, пытающиеся скрыться с территории Афганистана». В качестве примера такой операции приводится тактическое содействие спецназа США Таджикистану в отражении вооружённого вторжения исламских боевиков в сентябре 2010 года. В результате боестолкновения были убиты 20 боевиков и один таджикский военнослужащий.
     Директива, регулирующая порядок проведения спецназом США операций на территории Центральной Азии, была выпущена командованием SOKOM ещё в августе 2009 года, но особо не муссировалась в СМИ, так как имела посыл в будущее... Однако, как мы видим, это будущее уже настало, и причём давно...
     В 2010 году глава командования специальных операций ВС США адмирал Эрик Олсон отметил, что действия его подчинённых в Центральной Азии осуществляются в рамках раздела 1208 закона 2005 года. «Основная задача наших сил - организовывать доступ к информации, людям, ресурсам и местам, которые невозможно получить другим способом», - заявил он тогда. В министерстве же обороны США уточнили, что «американские военные не присутствуют постоянно ни в одной из центральноазиатских стран, но имеют право проводить расширенные боевые действия в данном регионе».
     Финансирование этой деятельности осуществляется из оборонного бюджета США. В 2011 году на эти цели выделено 45 миллионов долларов. Также был расширен объём «материально-технического содействия, поставок и услуг», которые США могут оказывать союзным государствам. Общий бюджет сил специального назначения США на 2011 год возрос на 5,7 процента и составил 6,3 миллиарда долларов. «Такое увеличение бюджета отражает нашу готовность вести нерегулярные боевые действия на территориях этих стран», - сообщает министерство обороны США.
     Перечисляются и три условия участия американских войск в проведении «контртеррористических» операций: «1) если имеющие место или потенциальные внутренние беспорядки будут нести угрозу стратегическим национальным интересам США; 2) если оказавшееся в опасности государство сможет эффективно воспользоваться оказываемой США помощью; 3) если такое государство само обратится к США за помощью». Что касается конкретных форм оказания помощи, то среди них перечисляются осуществление «военно-гражданских операций, включая содействие местному населению, психологические операции, обмен информацией и разведданными, а также материально-техническая поддержка».
     Осуществление этих функций возложено на 3-ю воздушно-десантную группу специального назначения армии США, базирующуюся в Форте Брэгг (Северная Каролина). С 2002 года она участвует в проведении военных операций на территории Афганистана. В настоящее время 3-я группа состоит из четырёх батальонов, которые меняют друг друга в Центральной Азии с каждой сменой войск в ИРА.
     По данным западных СМИ, группа насчитывает около 1.000 человек. У неё на вооружении стрелковое оружие, более 120 гранатомётов, до 400 подрывных устройств, 6 самолётов и вертолётов и около 100 автомобилей. В странах Центральной Азии, вероятно на вахтовой основе, задействован один батальон (около 200 человек).
     Первоначально действия группы в ЦАР велись против Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Афганистане и северо-западных районах Пакистана. Тогда в сообщении пресс-службы Международных сил содействия безопасности (ISAF) отмечалось, что «боевики и террористы-смертники переходят из Афганистана на территорию сопредельных государств и обратно, а также передвигаются по провинциям Афганистана...»
     Впрочем, как представляется, всё началось гораздо раньше. В своей статье «Это было в Андижане» узбекский политолог Усман Хакназаров, не отличающийся симпатиями к руководству страны, пишет, что в январе 2005 года секретарь посольства США в Ташкенте Майкл Гольдман обходил дома некоторых правозащитников Узбекистана и задавал им следующий вопрос: «Как вы думаете, готово ли население республики выйти на массовые митинги протеста?»
     Узнав их мнение о возможных потрясениях, он написал отчет послу США в Узбекистане Дж. Пурнеллу, что «социальная обстановка в стране благоприятна для реализации тактики и стратегии, отвечающим интересам США...» Это заключение было одобрено послом и отправлено на утверждение в Вашингтон. Данный документ недолго лежал и в Белом доме: в январе же он был утверждён и возвращён в Ташкент «для реализации тактики и стратегии, отвечающим интересам США...»
     Следующий факт, обращающий на себя внимание, заключается в том, что сразу после принятия директивы о действиях американского спецназа в ЦАР в одном из домов в пригороде Бишкека был обнаружен склад современного стрелкового вооружения - снайперские винтовки, приборы ночного видения, подствольные гранатомёты, автоматы, пистолеты и более 15 тыс. патронов разного калибра. Дом, в котором была сделана эта находка, был арендован американским гражданином, а в момент изъятия оружия и боеприпасов в доме находились два сотрудника посольства США, обладающие дипломатическим иммунитетом, и десять военнослужащих, назвавшихся сотрудниками частной военной компании. Тогда следствие было замято, а по официальной версии военные якобы прибыли из США для проведения тренинга с сотрудниками спецподразделения одной из силовых структур Киргизии.
     Как отметил в своей статье на эту тему аналитик Фонда стратегической культуры Александр Шустов, «совпадение по времени новостей об очередной активизации ИДУ и о планах США по размещению в Центральной Азии своего спецназа оставляет ощущение, что первая из них является информационной подготовкой второй». По его мнению, очень показательно то, что в планах Пентагона фигурируют не только Киргизия, Таджикистан и Узбекистан - «три наиболее уязвимые перед действиями боевиков страны, где признаки военно-политической нестабильности наблюдались на всём протяжении минувшего лета, но также Казахстан и Туркменистан, где ситуация пока является довольно спокойной». Показательно, по его словам, и нежелание США и НАТО сотрудничать с ОДКБ, являющейся ответственной за безопасность в регионе.
     Очевидно, что возможность точечных операций американского спецназа, сопряжённых с нарушением границ суверенных государств (руководство ни одной из республик ЦАР не признало факт достижения подобного соглашения с США), нужно рассматривать в контексте общей стратегии Америки в Центрально-Азиатском регионе. В течение последних нескольких лет авторитетные американские эксперты по взаимоотношениям с Центральной Азией опубликовали ряд докладов, в которых просматривается попытка выстраивания новой стратегии в регионе. В частности, в них говорится о необходимости остаться на этой территории после вывода американских войск из Афганистана. Естественно, ключевой задачей своего присутствия американцы провозглашают сохранение «независимости» центральноазиатских стран и развитие там «демократии».
     Попытки влияния на этот и другие регионы выходят и в виртуальную плоскость. По утверждению всё того же EurasiaNet, военные США разрабатывают программу, которая позволит им тайно манипулировать социальными сетями, внедряя в них сотни онлайн-личностей с «нужными» мнениями. Как известно, именно Интернет стал катализатором массовых выступлений в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
     О подлинных устремлениях и целях Белого дома в Центральной Азии, вероятно, можно судить по статье руководителя Института Центральной Азии и Кавказа Фредерика Старра «Партнёрство для Центральной Азии», опубликованной несколько лет назад в главном политическом рупоре США - журнале «Foreign Affairs». Речь в ней ведётся о необходимости «создания регионального форума «Партнёрство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА)», объединяющего под управлением США центральноазиатские государства и Афганистан без участия России, Китая, Ирана и Пакистана. При этом США должны добиться главной цели - ведением наступательной войны против терроризма создать в регионе замкнутые на США инфраструктуры безопасности. Достичь этого возможно и «стимулированием» политических систем, заставив их «служить образцом для других стран с многочисленным мусульманским населением».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex