на главную страницу

2 Апреля 2011 года

Культура

Суббота

ЕФИМ ШИФРИН: «ЛЮБИМЫЕ ПЕРСОНАЖИ - ДУРАКИ И ЗЛОДЕИ»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Фото автора.



     Немногие знают, что Ефим Шифрин ещё в 1992 году стал первым лауреатом премии «Золотой Остап». До этого становился лауреатом Всесоюзного и 1-го Московского конкурса артистов эстрады. Словом, послужной список одного из лучших представителей юмористического цеха России весьма внушителен. Кандидатура для беседы накануне Дня смеха самая подходящая. Наш корреспондент встретился с Ефимом Шифриным в Санкт-Петербурге, где он презентовал свою третью книгу - «Течёт река Лета...».
     - Признаться, затрудняюсь, в каком амплуа вас представить. Вы и актёр, и художественный руководитель театра, и активный блоггер. Теперь вот ещё и писатель...
     - Был и остаюсь артистом, - сразу уточнил он. - Всё, чем я занимался в жизни, всегда имело отношение к актёрской профессии. Даже работа над новой книгой не выходит за рамки основного дела - всё равно это актёрские дневники, а не «Война и мир» или какое-то другое произведение. Это взгляд актёра на мир. Мне интересно, из чего составлен человек и что в нём есть похожего на меня. Отсюда все мои метания: помимо эстрады и театра, это и цирк, и кино, и телевидение, и литература. Хочется что-то новое узнать про человека, чего мне не даёт собственный житейский опыт.
     - Но ведь у вас очень насыщенная жизнь...
     - Что такое жизнь сколь-нибудь популярного актёра? Это всё равно какая-то отгороженность от мира. К примеру, мой директор спрашивает (точнее, устраивает тест на жизнеспособность): «Фима, сколько стоит хлеб?» И Фима пристыжённо замолкает. Хотя признаться в том, что я не хожу в магазин, мне не стыдно. Но зато я с удовольствием читаю в чужих блогах, сколько стоит хлеб. Открытия бывают и совершенно случайные. Вот сегодня меня подобрал таксист в гостинице, которая расположена в пяти минутах езды от нужного дома на Невском проспекте. Спрашиваю водителя: «Сколько с меня?» Оказывается, 450 рублей. И я тут же понимаю, что Москва не самый главный город в стране... Примерно столько стоит хорошо изданная книга. Одна поездка - одна книга. Формула нынешней России...
     - Коль вы пишете книги, то почему бы вам, отказавшись от услуг постоянных авторов, самому не писать для выступлений со сцены?
     - Зачем? Мне очень удобно всё сваливать на своих авторов. У меня их человек 5-6, а не только Виктор Коклюшкин. Нехорошо сетовать, но то поколение авторов, с которыми я начинал много лет назад, что-то подустало. По-моему, они тоже не знают, сколько сейчас стоит хлеб, и сильно уступили позиции молодой кавээновской поросли. Причём без боя. Это меня расстраивает. Не появление молодых, а то, что прежние без боя сдались и растерялись...
     - Вас стало меньше на телеэкране. Почему? Тоже сдались без борьбы?
     - Никакой я не борец, чтобы с кем-то сражаться. Просто жизнь меня научила, что от круглосуточного мелькания по телевизору ничего в судьбе не прибавляется. Моя традиционная театральная и эстрадная публика потихонечку уходит в Интернет, и там с ними удобнее встречаться. Это такая забитая «стрелка», где нет нужды знакомиться друг с другом, представляться. Интернет стал альтернативой телевидению, и это надо учитывать.
     - Двадцать лет назад вы создали «Шифрин-театр». Что это такое?
     - Никакого театра в привычном понимании некоего классического здания с колоннами и портиками не существует - это просто такой способ регистрации. И штатный артист там, слава богу, я один. Есть ещё директор, бухгалтер и водитель. На самом деле сейчас антрепризный способ организации театрального дела всё облегчил: не надо обзаводиться зданием и заниматься его эксплуатацией - ты существуешь на проект. Именно так делается в большинстве стран мира: 3-4 театра, которые поддерживает государство, а остальные выживают сами. Потому что государство не может поддерживать все проекты, да ещё с афишей, которую просто стыдно показывать. Там нечего поддерживать!
     Я же ни от кого не завишу, что хочу, то и ставлю. И совершенно не жду от кого-то помощи. Да, надо поддерживать уходящую культуру: фольклорные или казачьи коллективы Рюминой, Кадышевой, Бабкиной - им сложно существовать только на свои деньги. Всегда вопрос в том, кого поддерживать. Одних художников сейчас поддерживают, а потом лет через двадцать выяснится, что рядом гений жил в нищете и рисовал на манжетах... Впрочем, это вечная культурная трагедия.
     - Кто из эстрадных героев вам ближе всего?
     - Не знаю, устроит ли вас мой ответ, но этот герой - дурак. С ним на сцене комфортнее всего себя чувствую. Если не пускаться в глубокие рассуждения о природе смешного, мне кажется, что смешнее дурака ничего быть не может. К сожалению, в себе мы его мало узнаём - это известная зрительская дистанция: «Ну какой же он идиот!» Между тем в нём очень много от нас самих, и только чувство юмора позволяет признать это.
     В последнее время у меня очень хорошо стали получаться злодеи. Никогда не думал об этой краске, и непонятно, откуда она у меня взялась: всегда уверял себя, что я хороший. Но вот уже третья или четвёртая роль в театре - просто отвратительные персонажи, как, например, бургомистр в «Драконе». Однако просто купаюсь в этих ролях: «Надо же, сколько во мне нехорошего!» Очевидно, все, что я прятал за раздражением и гасил в себе многие годы, стараясь кого-то не обидеть, спрессовывалось и вот наконец-то получило выход. Всё в тебе самом находится: и дурак, и злодей. Ничего страшного - просто надо в этом признаться. Кстати, у человека, способного признать, что до совершенства ему далеко, всегда есть чувство юмора.
     - Чем-то другим Ефиму Шифрину хотелось бы заняться? К примеру, стать певцом. Вы же поете?
     - Особенно а капелла (смеётся и поёт: «Давайте говорить друг другу комплименты...»). На самом деле я умею только изображать людей, всё остальное - приложение к этому. Хотя жанр, которому посвятил жизнь, всегда ругали и ругают. Но лет через десять начинают ностальгировать по тому, что когда-то не нравилось. Так, в советское время было очень много слабых комедий с очень хорошими актёрами. Прошло время, и ситуация изменилась - эти комедии стали нравиться. «Кабачок «13 стульев» из интеллигенции не ругал только ленивый, а теперь старые выпуски смотрятся с удовольствием: «Как это мило, душевно и тонко по сравнению с тем, что видишь по телевизору сегодня». Наверное, та же участь со временем ждёт и какие-то современные телепередачи комедийного жанра.
     Конечно, в нём произошли изменения. Юмор перестал быть закрытым, исчез эзопов язык, без которого прежде нельзя было обойтись. Нынешнее поколение не может без конца смотреть добрые советские комедии, не мечтает пойти в родной цех и поставить производственный рекорд - ему это не нужно. У молодых теперь свой круг реалий и привязанностей. Не нравится? Тогда поступай, как советовал Жванецкий: «Пахнет - отойди!» Ворчать вслед наступающему времени - это ужасно. Каждая эпоха дарит свой формат.
     - Ефим, вы замечательно выглядите. Следите за здоровьем?
     - Всем говорю, что веду здоровый образ жизни. Причём так часто, что сам в это верю. На самом деле какой при моей профессии может быть здоровый образ жизни? Ведь это прежде всего режим, которого придерживаться нереально. Иной раз настолько плотный разъездной график, что просыпался в поезде и пытался вспомнить, в какой я гостинице, в каком городе. Потом понимал, что нахожусь в вагоне, и гадал, куда на этот раз еду. Смешно уверять, что в восемь утра в поезде начинаю с йоги, потом выпиваю стакан воды с лимоном и мёдом, а затем делаю зарядку. Единственное, чего придерживаюсь, - с 1993 года хожу в спортзал. Это уже привычка, которой не изменяю. Да и иначе современному человеку и нельзя. Мне становится не по себе, когда вижу у двадцатилетних выкатившиеся пивные животы или молодых женщин, которые через пять лет начнут жаловаться на невнимание мужа. Нельзя забывать о визуальном образе человека! В этом году отмечу 55 (26 марта этого года. - О. П.), но хочется, чтобы, отойдя подальше, мне всё же давали 50...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex