Ранее двое сыновей Муаммара Каддафи выступили с планом перехода к демократической конституционной системе правления в Ливии, который не предусматривает руководящей роли их отца в новых органах власти. О такой инициативе, с которой, как утверждается, выступают Сейф аль-Ислам и Саади Каддафи, сообщила газета «Нью-Йорк таймс». Издание напоминает, что повстанцы в Ливии выступают за более радикальный подход к смене власти в Джамахирии. Тем не менее даже сам 68-летний Каддафи «похоже, готов следовать предлагаемому плану, который предусматривает, что страну в итоге возглавит Сейф аль-Ислам». В то же время данная инициатива может натолкнуться на противоречия, которые существуют в отношениях между семью сыновьями лидера Джамахирии. «Если Сейф аль-Ислам и Саади склоняются к экономическим и политическим возможностям по западному образцу, то сыновья полковника Каддафи Хамис и Муатасим Билляхи считаются сторонниками более жёсткой политики», указывает «Нью-Йорк таймс».
Тем временем ситуация в Ливии развивается не по сценарию Запада. Несмотря на многочисленные заявления США и стран коалиции о колоссальном ущербе, нанесённом обороноспособности страны и войскам Каддафи, верные полковнику подразделения армии продолжают теснить повстанцев к западу и востоку от Триполи, подвергая интенсивным обстрелам их позиции.
В воскресенье войска начали наступление на города Эз-Зинтан, Яфран и Гарьян к западу от Триполи. Города подверглись обстрелу из систем залпового огня. Сейчас продолжаются бои и за город Мисурата к востоку от столицы. За минувшие дни силам Каддафи удалось отбить и взять под свой контроль важные стратегические населённые пункты, где расположены нефтеналивные терминалы, в том числе Марса-эль-Брегу и Рас-Лануф, где находится ключевой нефтяной порт Ливии.
В связи с этим своим видением ситуации в Ливии с корреспондентом «Красной звезды» поделился военный эксперт
Геннадий Миранович. По его мнению, за время последних боёв с вооружёнными отрядами оппозиции Каддафи проявил себя как искусный военачальник, а его армия стала более осторожной. Правительственные войска не идут напролом, как это было вначале, а действуют, зачастую применяя тактику противника, приспосабливаясь к специфическим условиям войны без фронта и тыла. При этом они используют приёмы, которые не найдёшь в боевых уставах современных армий. Так, командование ливийской армии старается максимально приблизить свои войска к отрядам противника, маскируя их под повстанцев, что существенно затрудняет действия авиации стран Запада по нанесению точечных ударов. Во-вторых, оно в ряде случаев отказалось от использования танков и тяжёлой артиллерии, которые становятся лёгкой мишенью для самолётов союзников. По примеру повстанцев верные Каддафи войска активно используют так называемые ливийские тачанки - легковые автомобили, в кузове которых установлен тяжёлый пулемёт или зенитное орудие со стрелком. В-третьих, правительственная армия повсеместно выводит из строя автозаправочные станции, оставляя оппозицию без топлива, что сковывает её действия. Оказавшись без топлива, повстанцы не могут ни наступать, ни своевременно отступать, что ведёт к значительным потерям техники и людей.
Не дожидаясь окончательного размывания смысла всей военной кампании с сомнительными задачами и до конца не ясными даже для членов коалиции целями, США вышли из операции «Одиссея. Рассвет». 3 апреля был начат отвод американских сил из зоны конфликта - количество американских кораблей у побережья Ливии сократилось с одиннадцати до девяти. При этом в минобороны США заверяют, что если ситуация в Ливии ухудшится и НАТО попросит Пентагон вновь задействовать свои бомбардировщики и штурмовики, а также «Томагавки», то американские военнослужащие будут готовы это сделать. Соответствующий запрос должен быть подан канадским генералом Шарлем Бушаром, который командует операцией НАТО, и одобрен в Вашингтоне. Получается, что, формально заявив о своём выходе из военной операции, США оставляют за собой право и возможность участия, если это будет отвечать их дальнейшим интересам. А пока ситуация до конца неясна - неизвестно, чем закончится противостояние Каддафи и войск оппозиции, - лучше оставаться в стороне и экономить при этом средства американских налогоплательщиков, учитывая, что стоимость пуска одного «Томагавка» составляет примерно 1,5 миллиона долларов.
В целом же по различным объектам в Ливии с надводных и подводных кораблей США было выпущено более 220 ракет «Томагавк». С момента передачи НАТО командования всей операцией в Ливии авиация альянса осуществила 547 боевых вылетов и нанесла 218 воздушных ударов. На данный момент в состав коалиционных сил входят 205 самолётов из 14 стран, в ближайшие дни их число будет увеличиваться. В рамках операции альянса по обеспечению эмбарго на поставки оружия в Ливию прибрежные воды этой страны патрулирует 21 корабль. С начала операции они проверили 34 грузовых судна вблизи ливийского побережья, одно из судов было остановлено для инспекции, которая не выявила наличия на борту оружия или наёмников.
Между тем за время вооружённого конфликта в Ливии её вынуждены были покинуть более 400 тысяч человек. Как подчеркнул координатор гуманитарных операций ООН по Ливии Рашид Халиков, подавляющее большинство беженцев являются иностранными рабочими, которые в поисках спасения от насилия пересекли границы Джамахирии с Египтом, Тунисом, Чадом и Нигерией. Благодаря усилиям международного сообщества и гуманитарным организациям, оказавшим большое содействие по вывозу беженцев, в Тунисе удалось избежать гуманитарного кризиса, отметил он. «Если бы они оказались заблокированными на погранпереходах типа Рас-Дждир в Тунисе, такая ситуация привела бы к серьёзным сложностям в лагерях для беженцев, а также негативным образом сказалась бы на экономическом положении государств, принявших их у себя», - подчеркнул Халиков. Вместе с тем обстановка на погранпереходе Рас-Дждир в 175 км от Триполи, по словам Халикова, под контролем. ООН выдвинула инициативу о сборе порядка 310 млн. долларов на оказание помощи по репатриации беженцев из района ливийско-тунисской границы. В отношении ситуации в Ливии Халиков подчеркнул, что она «остаётся сложной и вызывающей беспокойство», в том числе и с учётом того, что «гуманитарная и медицинская помощь может вовремя не попасть к гражданскому населению Джамахирии».