на главную страницу

6 Апреля 2011 года

Тема номера

Среда

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР С ВЕРХОВНЫМ

Марина ЕЛИСЕЕВА,
Владимир МОХОВ, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Как мы уже сообщали, Президент России Дмитрий Медведев посетил расположение 45-го отдельного гвардейского ордена Александра Невского полка специального назначения ВДВ. Он наградил полк орденом Кутузова, прикрепив награду и орденскую ленту к Георгиевскому знамени части. А затем в ходе встречи с личным составом Верховный Главнокомандующий предложил не только попить чайку, но и поговорить обо всём начистоту.

     
О допризывной
     подготовке


     Первым слова попросил старший разведчик группы специального назначения рядовой Дмитрий Богданов.
     - Я призвался десять месяцев назад из города Старый Оскол Белгородской области, - рассказал солдат. - В моём городе давно функционируют два военно-патриотических клуба - «Каскад» и «Омега». Ребята, занимающиеся в них, выходят на определённый уровень допризывной подготовки, прежде всего десантной. Хотелось бы обсудить следующий вопрос. На сегодняшний день юноши, прошедшие такую подготовку и мечтающие служить в ВДВ, из-за отсутствия организационной системы не имеют такой возможности. Будет ли это учитываться при организации в стране системы военно-патриотического воспитания, допризывной подготовки?
     - Эта система была неплохо развита в советский период, когда мы все учились и служили, - ответил Дмитрий Медведев. - Потом она потихонечку деградировала. В принципе я считаю, что это полезное дело, потому что зачастую у нас призывники просто не понимают, куда они пойдут служить, не всегда понимают, какие требования существуют, и не всегда мотивированы к этой службе. А служба у нас предусмотрена Конституцией в качестве обязанности. И, конечно, любой молодой человек должен быть в надлежащей физической форме и должен понимать, чего от него будет требовать страна, где он может служить, к чему он должен готовиться. Так что это полезная вещь. Но, с другой стороны, всё это нужно делать не формально, а так, чтобы это было интересно. Потому что зачастую такие мероприятия раньше были слишком формальные и скучные. Если этим и заниматься, то это должно быть молодёжи интересно, потому что по-другому сейчас никого не затянешь...
     Президент попросил министра обороны рассказать о взаимодействии с клубами допризывной подготовки. Анатолий Сердюков доложил, что в соответствии с поручением главы государства РОСТО уже переформатирована из общественной организации в государственную. Фактически ДОСААФ вернули в исходное предназначение. И как раз через него налаживается взаимодействие с военно-патриотическими клубами. Реально произошла перенастройка всей системы.
     Один из руководителей таких клубов, бывший командир 45-го полка полковник запаса Виктор Колыгин, рассказал, что несколько лет назад при помощи правительства Москвы, командования ВДВ и своей родной части удалось организовать Преображенский оборонно-спортивный центр. Расположен он на базе бывшего пионерлагеря в Подмосковье. База, по словам Колыгина, там великолепная, в её развитие вложено порядка 60 млн. рублей. Имеются 15-метровый скалодром, два тира, полоса препятствий. Около 15 тысяч ребят, в основном москвичей, за это время прошли там допризывную подготовку. Однако заниматься этим делом достаточно сложно, поскольку до конца не отработаны механизмы финансирования. За тех, кто проходит сборы, раньше платила Москва, осуществлялось бюджетное финансирование. Но после смены власти в столице лагерь уже четыре месяца простаивает. Денег не выделяют, хотя графики подготовки школьников были составлены...
     Дмитрий Медведев пообещал урегулировать этот вопрос с помощью мэра Москвы Сергея Собянина, выразив уверенность, что он «услышит результат этой встречи». Но самое главное - даже не финансирование. Как сообщил полковник запаса Колыгин, подготовленных у них в центре по программе ВДВ ребят в военкоматах порой направляют куда угодно, только не в десант. А потом начинаются письма с просьбой перевести в тот же спецназ ВДВ, в котором они мечтали служить...
     - На самом деле это важная вещь, - откликнулся Дмитрий Медведев. - Чего терять тех, кто прошёл такого рода подготовку? Они настроились, они готовы к тому, чтобы служить в ВДВ. Конечно, разные ситуации в жизни могут быть. Может быть, следует посмотреть на то, чтобы всё-таки была связь между военно-патриотическим воспитанием, между теми навыками, которые молодёжь получает в таких лагерях, и последующим призывом? Это, по-моему, было бы логично.
     Президент принял приглашение посетить Преображенский оборонно-спортивный центр, заодно прихватив с собой руководителей Москвы и Московской области, а также командующего ВДВ. Положительно отреагировал он и на просьбу выделить центру списанную бронетехнику, на которой старшеклассников можно обучать в ходе лагерных сборов.
     
О стимулировании
     контрактников

     Командир отделения группы специального назначения младший сержант Сергей Полшков затронул на встрече один из самых актуальных вопросов - развитие службы по контракту. Сам Сергей отслужил уже не один контракт, принимал участие в боевых действиях.
     - Опыт командировок показывает, что одного года службы недостаточно для того, чтобы боец стал профессионалом, - сказал младший сержант. - Поэтому большую часть должностей в частях должны занимать контрактники. Но как государство собирается стимулировать службу по контракту?
     - Я считаю, что в ближайшие 10-15 лет нам придётся использовать совмещённую схему комплектования Вооружённых Сил: и контрактную, и призывную, - отметил в этой связи Верховный Главнокомандующий. - Более того, это соответствует нашей Конституции и даже, если хотите, нравственным основам создания Вооружённых Сил. При этом важную часть службы должны будут нести контрактники, потому что это обученные специалисты, это военнослужащие, которые знают что почём. Вы на собственном опыте это знаете. За один год, конечно, всему не научиться, а опыт, тем более боевой опыт, просто жизнь позволяет человеку сохранить. Поэтому необходимо сделать всё, чтобы контрактная служба была привлекательной и престижной.
     Президент напомнил о весьма затратных для государства решениях, касающихся офицерского корпуса.
     - У нас все офицеры, кто останется служить, будут получать хорошую зарплату применительно к условиям оплаты труда в нашей стране, да и не только в нашей, - сказал он. - Если сравнить, скажем, с восточноевропейскими странами, со странами Азии и Латинской Америки, то у нас будет вполне привлекательная военная служба, она сопоставима будет и с европейскими стандартами. Что касается контрактников, то идёт подготовка к тому, чтобы в следующем году перейти на новые формы их материального стимулирования. По сути речь идёт о том, чтобы выйти на новую планку оплаты - где-то в районе 30 тысяч рублей для тех, кто начинает служить. Естественно, по мере выслуги и с учётом занимаемой должности эта цифра будет расти. Тем самым мы поднимаем эту цифру на вполне приемлемый уровень уже по российским меркам. В то же время у нас сохраняется ещё зазор по отношению к лейтенанту как первому званию и первой должности офицера. Это, я считаю, нормальный подход к тому, чтобы формировать корпус контрактников на будущее.
     Глава государства признал, что необходимо окончательно определиться и с тем, каким образом обеспечивать контрактников жильём. Потому что после зарплаты это проблема номер два. И её тоже надо решить.
     
О карьерном росте

     Техник стартовой группы отряда беспилотных самолётов-разведчиков прапорщик Антон Кизилов тоже поставил вопрос по поводу людей, которые проходят службу по контракту, - это младшие командиры, специалисты.
     - Сейчас много говорят об офицерах, а вот по этой категории не совсем ясно, - сказал Антон. - В первую очередь это сержанты контрактной службы и прапорщики, те, кто остался после сокращения и кого устраивает служба на сержантской должности. Мы знаем, что сейчас созданы сержантские школы с трёхлетним сроком обучения, в том числе на базе Рязанского воздушно-десантного училища. Такой срок обучения в принципе сопоставим по времени с подготовкой офицера. Кроме этого, мы знаем, что есть военнослужащие - прапорщики, сержанты контрактной службы, - которые проходят обучение в гражданских вузах, уже имеют высшее образование. Хотелось бы задать вопрос по поводу людей, которые потратили много времени на обучение, которые много лет (десять и больше) прослужили в войсках и имеют большой опыт. Какая-то перспектива служебного роста у них будет, помимо сержантской должности? Может быть, это в какой-то форме восстановление корпуса прапорщиков, может быть, это при каких-то условиях - получение офицерских должностей для них. Есть какие-то варианты?
     - Здесь нужно посмотреть, что было бы правильной перспективой для тех, кто хорошо служил на сержантских должностях, в должности прапорщиков, - отметил Дмитрий Медведев. - Потому что тогда нужно создавать какую-то следующую служебную ступеньку, для того чтобы стимулировать их, включая и замещение офицерских должностей. Готов подумать об этом. Но это требует размышления над тем, на какой контингент это будет распространяться.
     Самое главное, подчеркнул Дмитрий Медведев, чтобы люди, которые получили хорошее образование и долго прослужили, имели перспективы на три, пять, семь лет...
     - Моя задача как Верховного Главнокомандующего заключается в том, чтобы людей сохранять. Зачем учить заново, когда есть отличные специалисты, люди, которые преданы Вооружённым Силам, хорошо служат? Они должны иметь и стимулирование какое-то. Речь идёт не только о деньгах. На самом деле карьера - для любого человека важная составляющая.
     Президент попросил министра обороны продумать этот вопрос. Отметив, что речь вовсе не обязательно должна идти о восстановлении института прапорщиков. Но что-то, что должно означать следующую ступеньку карьерного роста, по мнению Дмитрия Медведева, внедрить было бы полезно.
     В ответ Анатолий Сердюков сообщил, что если военнослужащий действительно имеет высшее образование, то ничто не мешает ему пройти курсы и получить офицерское звание вместе с офицерской должностью.
     - Не исключаю, что и сержант, обладающий определёнными навыками, с выслугой лет, профессионально подготовленный, сможет занимать лейтенантскую должность как минимум, - считает министр обороны России.
     Президент призвал подумать над организационными формами возможного присвоения младшего офицерского звания таким лицам при наличии определённых условий и образования. В то же время, отметил он, это нужно делать так, чтобы не девальвировать образование, получаемое в военных вузах. Такая практика всё-таки должна быть исключением из общего правила.
     
Об оргштатной структуре

     Начальник штаба батальона специального назначения майор Андрей Фролов, опираясь на результаты служебно-боевой деятельности своего полка, анализируя опыт выполнения сходных задач другими подразделениями специального назначения, высказал предложение по совершенствованию организационно-штатной структуры 45-го полка. Оно состоит в том, чтобы ввести ряд офицерских должностей, которые позволят специализировать некоторые направления деятельности в плане боевого применения полка. Сейчас офицерские должности замещает сержантский состав, который выпускается из учебных подразделений. Но некоторые участки заместить сержантами, мягко говоря, сложно...
     - Я не возражаю, если эти предложения направлены на оптимизацию кадрового потенциала вашего полка, - отреагировал Дмитрий Медведев. - И на оптимизацию управления. В режиме пилотного проекта надо посмотреть, как это будет работать. Но, конечно, нужно проработать это с Министерством обороны, с Генеральным штабом, чтобы это было состыковано. Я общее поручение готов дать. Посмотрите, что предлагается, какие должности замещать, кого вводить, кого убирать...
     Вот так, буквально на глазах у всей страны, идёт совершенствование нового облика Вооружённых Сил России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex