на главную страницу

6 Апреля 2011 года

К 50-летию космической эры

Среда

ЭТО БЫЛО НА ОЗЕРЕ ТЕНГИЗ

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».
Фото Альберта ПУШКАРЁВА,
фотокорреспондента ТАСС.
Фото публикуется впервые.



Полёты человека в космос - это всегда проявление мужества и героизма как экипажей космических кораблей, так и тех людей, которые обеспечивают безопасность полётов. И не зря для обеспечения взлётов и посадок космических объектов в марте 1967 года в объединениях ВВС и ВМФ, в том числе на Каспийской флотилии, были созданы поисково-спасательные службы (ПСС). Одно из подразделений ПСС Каспийской флотилии базировалось в Аральске. Командовал им с 1973 по 1981 год флотский офицер Виктор Киченко. Накануне 50-летия отечественной космонавтики капитан 2 ранга в отставке Виктор КИЧЕНКО представил «Красной звезде» редкие фотодокументы и рассказал, как проходила та поисково-спасательная операция.


     - Виктор Васильевич, что представляло собой ваше подразделение?
     - Почти 8 лет, с 1973 по 1981 год я служил заместителем командира дивизиона по поисково-спасательному обеспечению (ПСО) полётов и посадок космических аппаратов, базировавшегося в Аральске. Дивизион занимался воинскими перевозками на Аральском море. Но я, по сути, к этому дивизиону имел отношение весьма относительное, потому что напрямую подчинялся начальнику ПСС Каспийской флотилии. В моём подчинении были поисковые силы, включавшие команду боевых пловцов-аквалангистов, техника-связиста и группу поисково-спасательных катеров. К осуществлению поисково-спасательных операций на Аральском море готовил их лично сам, по мной же разработанной программе под несколько шутливым девизом «Найти, спасти и выйти сухим из воды!» Согласно руководящим документам, в день запуска или приземления космических аппаратов возглавляемое мною подразделение спасателей в Аральске приводилось в состояние полной боевой готовности. В нашу зону ответственности входило Аральское море. В оперативном отношении мы подчинялись командующему авиацией Туркестанского военного округа генерал-лейтенанту Алексею Анастасовичу Микояну, чей КП находился на аэродроме Крайний в городе Ленинске (космодром Байконур). В тот вечер 16 октября 1976 года примерно около 22 часов по московскому времени я наблюдал в небе плазменный след. Пройдя нашу зону ответственности, он спускался в северо-восточном направлении, то есть в зону ответственности 73-й воздушной армии, прикрывавшей тогда границы СССР с Китаем. Вскоре с микояновского КП в Ленинске находившийся там начальник ПСС Каспийской флотилии капитан 2 ранга Л. Воскресенский сообщил мне, что «Союз-23» произвёл посадку в 100 км восточнее города Аркалыка в Казахстане. То есть я спокойно мог дать своим подчинённым отбой и отправить их по домам. Но тут последовало указание: быть в готовности к вылету...
     - Почему именно вас привлекли к поисково-спасательной операции?
     - Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-23» совершил посадку с отклонением от расчётной точки на десятки километров и приводнился в 22 часа по московскому времени на акватории озера Тенгиз, находящегося на равноудалённом расстоянии от городов Аркалык и Целиноград, что в Казахстане. То есть посадка была аварийной. В штате передового пункта поиска 73-й воздушной армии, обнаружившего спускаемый аппарат на акватории озера, специалистов по обеспечению безопасности при посадках аппаратов на воду не было. Положение усугублялось тем, что с севера на эту местность спустился антициклон и температура воздуха на озере упала до минус 22 градусов, а вся акватория окуталась плотным туманом. В этой ситуации командующий 73-й воздушной армией вынужден был обратиться за помощью к командующему ВВС ТуркВО генерал-лейтенанту Микояну, который, в свою очередь, приказал отправить к месту приводнения спускаемого аппарата мою группу аквалангистов. Чуть больше часа понадобилось экипажу Ми-8, чтобы нашу группу из пяти человек вместе со снаряжением доставить на аэродром Ленинска, где нас уже ждал на рулёжке с работающими двигателями самолёт Ан-12. А ещё через полтора часа мы пересели на аэродроме в Целинограде (ныне город Астана) на Ми-8 и вскоре высадились на берегу озера Тенгиз.
     Здесь нас ожидала оперативно-техническая группа со своим оборудованием. Все они вынужденно бездействовали и, видимо, поэтому пребывали не в самом лучшем расположении духа. Прежде всего надо было разведать обстановку и принять решение. Для чего я на Ми-8 вылетел к месту приводнения спускаемого аппарата. Рассвет уже забрезжил, но сквозь плотную пелену тумана с высоты 20 метров мы еле-еле разглядели искомый объект. Спустил аквалангистов во главе со старшиной 1 статьи Тыхоном для проведения спасательных работ. При осмотре было выявлено, что спускаемый аппарат плавает с креном, не позволяющим открыть входной люк для эвакуации космонавтов.
     Оставалось одно: буксировать спускаемый аппарат с космонавтами вертолётом к берегу. Альтернативных решений не просматривалось.
     Аквалангисты закрепили буксирный трос вертолёта на спускаемом аппарате и отошли на надувной лодке в сторону. Буксировка происходила над самой поверхностью воды и опасности для жизни космонавтов не представляла. При буксировке обнаружилось, что запасной парашют аппарата не был отстрелен и сильно тормозит движение к берегу. Но спустя примерно час спускаемый аппарат с космонавтами всё же был на берегу. Самая опасная часть операции по спасению космонавтов завершилась.
     На берегу оперативно-техническая группа установила ферму обслуживания и эвакуировала космонавтов Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского из аппарата. Их самочувствие было удовлетворительным, хотя врачи и обнаружили у них явные признаки сильного переохлаждения...
     - Были ли отмечены командованием участники той поисково-спасательной операции?
     - Участники спасательной операции, в том числе и я, были удостоены благодарственных грамот от главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Горшкова. Кроме того, меня наградили медалью «За трудовую доблесть».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex