на главную страницу

6 Апреля 2011 года

Реалии нового века

Среда

УГРОЗУ ЗОВУТ ИНТЕРНЕТ?

Подборку мнений экспертов подготовил Фёдор САМОДЕЛОВ.




     События в Северной Африке, особенно в Тунисе и Египте, наглядно показали растущую роль Интернета и социальных сетей в распространении информации и самоорганизации общества. Многие эксперты уже предрекли в связи с этим конец бумажной прессы. Вместе с тем, по мнению других аналитиков, этот вывод преждевременен, и «бумага» ещё поживёт. Во всяком случае это касается стран, где «интернетизация» не приняла повсеместного характера и значительная часть населения, особенно старшее поколение, сохраняет верность традиционным СМИ.
     В Латинской Америке, где большинство жителей не богаче среднего россиянина, налицо даже бум печатной прессы. Суммарные тиражи печатных СМИ в период с 2005 по 2009 год выросли более чем на 5 процентов, а доходы издателей - на 65 процентов. Но, по оценкам экспертов, это благополучие - временное явление. Уже в ближайшие годы, если благосостояние населения будет расти, печатная пресса в Латинской Америке начнёт испытывать возрастающее давление со стороны Интернета - так называемых новых медиа (онлайн издания, Twitter, Facebook и т.п.).
     В целом же нынешние тенденции в сфере печатных СМИ таковы, что в экспертном сообществе и в среде издателей доминирует мнение, что Интернет победит «бумагу». Вопрос в том, когда это произойдёт: через 10, 15 или 20 лет? Американская исследовательская организация Pew Research Center в марте этого года обнародовала аналитический доклад о ситуации на медиарынке США. Конечно, компьютеризированная и интернетизированная Северная Америка - не показатель для России, но наблюдаемые там основные тенденции в сфере СМИ представляют интерес и для нашей страны, всё более втягиваемой «воронкой глобализации» в западную цивилизацию.
     Что характерно для Соединённых Штатов? Во-первых, читательская аудитория бумажных СМИ перемещается в Интернет. Читаемость онлайн-новостей, как отмечает эксперт российского интернет-издания «Лента.ру», впервые превысила читаемость газет (как бумажных, так и их сайтов). 46 процентов американцев регулярно (как минимум трижды в неделю) читают новости в Интернете, а читателями газет являются лишь 40 процентов. Тиражи американских ежедневных газет упали за год в среднем на 5 процентов, воскресных - на 4,5 процента.
     Теряет аудиторию и телевидение. Его передачи американцы стали смотреть реже на 14 процентов (канал круглосуточных новостей CNN - на 37 процентов). Местные телестудии чувствуют себя чуть лучше, на плаву остаётся и радио (возможно, во многом благодаря автопроизводителям, ведь автомобили сегодня оснащены радиоприёмниками).
     Во-вторых, приобретает всё большее значение беспроводной Интернет. 47 процентов американцев получают новости при помощи мобильных устройств, 7 процентов обзавелись планшетными компьютерами. В феврале этого года медиакорпорация Руперта Мердока (News Corp.) запустила первое издание специально для iPad - The Daily. Печатные СМИ вынуждены внимательно следить за новинками на рынке гаджетов (смартфоны, планшетные компьютеры и т.п.) и приспосабливать свои новости под их формат.
     Интересно, но даже в богатых США аналитики ставят под вопрос перспективность бизнес-модели СМИ с платным доступом к онлайн-новостям. Только 1 процент читателей тех СМИ, редакции которых ввели эту модель, согласились платить. 23 процентов американцев готовы ежемесячно платить не более 5 долларов за доступ к сайту местных новостей, если местная газета прекратит существование. Известно также, что газета «Нью-Йорк таймс» потеряла больше двух третей трафика, когда ввела плату за просмотр своего содержания.
     
* * *

     А вот каково мнение экспертов одной из европейских стран - Португалии (там уровень жизни сравним с российским). В португальской «северной столице» Порту в декабре прошлого года прошла II Международная конференция по кибержурналистике. «Америки» её участники не открыли, но их некоторые выводы и приведённые факты заслуживают внимания. Предоставим слово корреспонденту ИТАР-ТАСС в Лиссабоне Андрею Полякову.
     По мнению участников форума в португальской «северной столице» Порту, Интернет и мобильные устройства уже в ближайшие годы коренным образом изменят привычную картину, но на положении различных СМИ Всемирная сеть скажется по-разному. Что касается самого термина «кибержурналистика», то он ещё не полностью устоялся. В Бразилии, например, некоторые предпочитают говорить о «цифровой журналистике» или «онлайн журналистике».
     Координатор форума Фернанду Замит рассказал корреспонденту ИТАР-ТАСС, что форум сконцентрировался на обсуждении новых бизнес-моделей для СМИ в эпоху Интернета, на том, как редакциям приспособиться к новым условиям. По словам Замита, который попытался подвести итоги дискуссий, ежедневным изданиям в бумажном виде не выжить, еженедельники сохранятся, некоторые глянцевые журналы будут процветать (выделение ред.). Радио и телевидение останутся, но изменятся.
     «Газетам [ежедневным] вскоре неминуемо придётся расстаться с бумажным форматом и полностью переселиться в Интернет, - сказал Фернанду Замит. - Это их единственное спасение, единственный путь. Наши и зарубежные оценки говорят о том, что в США такой переход может завершиться уже к 2015 году, а в Португалии - после 2020 года. В самом деле, какой смысл покупать ежедневное издание, когда можно в любой момент в реальном времени узнать новости на мобильном устройстве, постоянно подключённом к Интернету? Никакого. Когда такие гаджеты [смартфоны, планшетные компьютеры] распространятся повсеместно, а этот процесс идёт очень динамично, бумажные газеты станут бессмысленными. Таким образом, смерть газет наступит после того, как продвинутые и дорогие, по сегодняшним меркам, мобильные устройства подешевеют и станут общедоступными».
     Но на новый формат полностью перейдут не все, отметил Замит. По его мнению, возможно, в бумаге сохранятся некоторые региональные газеты. Отдельно он предлагает рассматривать еженедельники. «В Португалии и некоторых других странах в бумажном виде останутся еженедельные издания, - сделал он ещё один прогноз. - У нас они имеют очень сильные позиции и многочисленных, верных читателей, которые привыкли получать порцию аналитики и комментариев, подводящих итоги очередных семи дней в жизни страны и мира. Кроме того, еженедельники обычно очень сильны в плане проведения журналистских расследований, а это направление тоже имеет своих стойких приверженцев и свою твёрдую часть читательской аудитории».
     Могут быть спокойны и глянцевые специализированные журналы, заверил Замит. «Они чувствуют себя превосходно, им ничто не угрожает, - сказал он. - Что касается новых технологий и гаджетов, то можно сказать, что для этих изданий они оказались не враждебными, а очень дружескими. Эти журналы делают ставку на визуальную подачу материалов, используя по сути тексты в качестве развернутых подписей к иллюстрациям, поэтому сайты, где можно дополнительно выложить видео и аудио, стали для них настоящей находкой и служат хорошей приманкой для покупателей этой печатной продукции. Можно говорить о том, что между иллюстрированными журналами и новыми интернет-технологиями уже сложился взаимовыгодный симбиоз».
     Электронные СМИ также не отомрут, продолжил Замит. «Радио имеет одно важное преимущество, которое никто не в состоянии у него отнять, - пояснил Фернанду Замит. - Слушая радио, можно продолжать заниматься чем угодно. Например, вождением автомобиля. Конечно, радиостанции присутствуют не только в эфире, но и в сети, и некоторые добились в этом больших успехов, но одно не отменяет другого. Радио по своей природе немультимедийно, оно занимает собственную, уникальную нишу, поэтому оно продолжит существование».
     Что касается телевидения, то оно также будет продолжать сосуществовать, причём в двух форматах - старом и новом, считает португальский эксперт. «Онлайновые трансляции на компьютерном мониторе вряд ли способны полностью вытеснить из дома телевизор, - сказал он. - Телевидение сохранится, это гарантировано. При этом очевидно, что телевидение будет меняться. Судя по всему, оно продолжит распадаться на всё большее количество каналов с узкой специализацией».
     Оценки португальского специалиста по сетевой журналистике подтвердила Мария Жозе Балдессар, преподаватель бразильского Университета Санта-Катарина. «Происходит фрагментация, причём не только в электронных СМИ, - отметила она. - Общественно-политические издания, пишущие обо всём, теряют, а вот нишевые порой переживают удивительные взлёты». В качестве примера Балдессар привела бразильский глянцевый журнал для девочек-подростков «Капришу», тираж которого в последние годы вырос многократно и превысил 700 тысяч экземпляров. Издание активно использует интернет-сайт как дополнительный инструмент для привлечения интереса к своему бумажному изданию. С его помощью он создаёт себе читателей, которые покупают журнал, а высокий тираж привлекает рекламу.
     Что касается самих интернет-сайтов, то им добиться высокой рентабельности за счёт журналистики практически нереально. Как показывает практика, попытки перевести электронные издания целиком на платную основу приводят к резкому оттоку пользователей и забвению сайта. «Бесплатный сайт тоже имеет смысл, - отметил Жоау Канавильяш, преподаватель португальского Университета Бейра. - Он служит для того, чтобы тебя заметили, или для того, чтобы дополнить бумажную версию». Вот только денег он сам по себе не приносит.
     
* * *

     Так что ждёт газеты как средство массовой информации: гибель или развитие, переход на новый носитель? Сохранится ли при полном переходе на новый формат социальный институт журналистики? Как выстраивать журналистам редакционную политику, когда неуклонно распространяется новый тип чтения - просмотровый? На эти вопросы у иностранных и российских экспертов нет однозначных ответов.
     Тем временем в России ситуация для печатных СМИ продолжает ухудшаться. По данным Роспечати, тиражи бумажных СМИ снижаются в среднем на 2 процента в год. Редакции газет и журналов завышают тиражи, чтобы сохранить рекламодателей. Национальная тиражная служба обвинила российские глянцевые журналы в завышении тиражей - в среднем в три с лишним раза. Всё это происходит на фоне удручающей интеллектуальной и нравственной деградации значительной части населения, в том числе молодёжи, примитивизации массового сознания, снижения уровня духовных и информационных потребностей. «Качественная пресса» в этих условиях оказывается всё менее востребованной.
     В связи с этим привлекает внимание мнение Василия Гатова, вице-президента Гильдии издателей периодической печати, ответившего недавно на вопросы читателей интернет-издания «Лента.ру» о ситуации в сфере СМИ и их будущем.
     Вот некоторые из высказываний авторитетного медиаэксперта:
     * «Фундаментальное преимущество бумажной прессы - в её портативности. Вы не привязаны ни к источнику данных, ни к источнику электричества. Портативность также предопределяет закрытость формата. То есть когда вы берёте газету или журнал, вы понимаете, что получите ровно столько информации, сколько там страниц. Для некоторых групп читателей это принципиально важно: они осознают себя как медиапотребители с ограниченными возможностями и желаниями.
     Ещё одно преимущество бумажной прессы - более внутреннее. Люди, делающие бумажную прессу, в подавляющем своем большинстве более серьёзно относятся к требованиям качества и авторитетности того, что они пишут, чем люди, работающие для цифровой среды. Это ни в коем случае не означает, что любой человек, пишущий, снимающий или «твитящий» в Интернете, только и делает что ошибается. Просто на сегодняшний день принцип «написано пером - не вырубишь топором» более действен в «бумаге», чем в «цифре».
     * «Нашим обществом, не только российским, но и любым другим, руководят люди, родившиеся в другую эпоху. Люди, для которых традиционные каналы СМИ до сих пор являются более весомыми, более значимыми, более социально ответственными, чем любые другие. ...Со временем практически все традиционные медиаканалы сдвинулись в зону социально-ответственной прессы. Телевидение, радио, газеты и ранний Интернет взяли на себя некие повышенные обязательства перед обществом в отношении социальной релевантности того, что они делают... В течение какого-то времени практически в любом обществе будет продолжаться сосуществование старых и новых СМИ (СМИ реального времени, Интернет, Twitter, Facebook...). Возможно, это сосуществование даже затянется.
     У меня есть гипотеза, что мы недооцениваем демографический фактор, когда предсказываем сроки смерти «бумаги». Поколение, родившееся в середине XX века, будет жить очень долго. В развитых странах оно выросло с хорошим питанием, с приличным потребительским образованием, довольно рано оказалось под воздействием концепции здорового образа жизни. Думаю, что в поколении поздних бэби-бумеров в Америке или в «поколении оттепели» в России количество долгожителей будет велико. Они проживут еще 20-30, а то и 40 лет. Именно они и будут являться источником спроса на бумажную прессу, бумажные книги».
     * «Далеко не всем потребителям информации, новостей и всего того, что мы называем СМИ, нужны новости в реальном времени. Подавляющее большинство людей нуждается в одной-двух порциях новостей в день. Это не связано с тем, что новости плохие или плохие каналы доставки. Просто пакетированное получение информации - это очень давняя привычка, совершенно необязательно связанная только с медиа.
     Очень долгое время было понятно, что подавляющему большинству потребителей не нужны новости 24 часа в сутки. Решение Теда Тёрнера запустить CNN как круглосуточный канал беспрерывных новостей было очень смелым для начала 1980-х годов.
     ...Я не уверен в том, что сегодня этот спрос на неограниченные и не сведённые к повестке дня новости является фундаментальным. Я думаю, что на самом деле, как сказал Демьян Кудрявцев (гендиректор ИД «Коммерсантъ»), это всё тот же миллион человек, за который борются все СМИ. Все вместе топчутся на одной поляне. У этих людей почти бесконечное желание новостного потребления... Остальным 139 миллионам это просто не нужно».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex