на главную страницу

6 Апреля 2011 года

Преданья старины глубокой

Среда

КАК ЧУДЬ ПОД ЗЕМЛЮ УШЛА

Владислав БЕЛОГОРОВ.




     В сказаниях и преданиях народов разных стран можно найти немало упоминаний о подземных жителях. У нас на Урале и Алтае старики в отдалённых селениях помнят местные легенды о «чуди белоглазой» и «дивьих людях». Некоторые сведения об обитателях подземных пространств встречаются и в летописях. В древнерусской «Повести временных лет» повествуется о каком-то загадочном народце, обитавшем по соседству с землёй Югорской. «В горе просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, - написано в летописи. - Просят железо, и, если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них...»
     Летописец упоминает также о чуди - том самом народе, который позднее «ушёл под землю». В 859 году «варяги из заморья» обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей. Из других летописных источников известно, что представители чуди жили некогда в Киеве (двор Чудин) и Новгороде (Чудинцева улица).
     В древнем рукописном сборнике Соловецкой библиотеки также есть сообщение о «чуди незнаемой»: «Вверх той реки великой Оби люди ходят под землёю иная рекою день и ночь с огнями и выходят на [подземное] озеро, и на том озере свет пречудный и град великий».
     «Чудь белоглазая» порой отождествляется с «дивьими людьми». Согласно преданию староверов и те и другие жили в глубокой древности на Урале и русском Севере и были изначально одним родом. Их прародители (по славянской мифологии) - Чурила Дыевич и Таруса. От них пошло несколько знатных родов, в том числе лунная династия венедских и индийских царей.
     Затем произошёл раскол по религиозным мотивам. Жителей, ставших служить Дыю (богу ночного неба), прозвали Дыевыми людьми. Они ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. В подземельях их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. Что касается чуди, то она поначалу оставалась на поверхности и ушла в те же пещеры панов незадолго до включения Урала в Московское царство.
     В «Звёздной книге Коляды», сборнике преданий древних славян, описывается противоборство небесного воинства, ведомого богом Сварогом, с войском его родного брата Дыя (Дива). На стороне последнего выступили «дивьи люди» и чудь. В той войне, происходившей 27 тысяч лет назад, Сварог взял верх и заточил «дивьих людей» под Уральскими горами. Дый же был обращён в «Великого Полоза» - владыку золота Уральских гор.
     Русскому учёному Александру Шренку (1816–1876 гг.), путешествовавшему по северо-востоку европейской части России - землям обитания самоедов (ненцев), один из местных жителей поведал о чужом народе, обитающем в их краях под землёй. Самоеды называли их «сирте». Согласно его рассказу «однажды один ненец, копая яму на каком-то холме, вдруг увидел пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал ему: «Оставь нас в покое, мы сторонимся солнечного света, который озаряет вашу страну, и любим мрак, господствующий в нашем подземелье; впрочем, вот дорога, которая ведёт к богатым соплеменникам нашим, если ты ищешь богатств, а мы сами бедны...»
     Наш современник Валерий Дёмин в ряде своих книг также приводил сведения о подземных жителях, населявших в незапамятные времена уральские и сибирские просторы. В книге «Загадки русского Севера» он писал:
     «У других народов России и российского Севера подземные жители известны под разными именами. Наиболее известны рассказы ненцев о сиртя (другие варианты произнесения - сииртя, сихиртя, сирте). Об этих таинственных подземных жителях иностранные мореплаватели, искавшие северный проход в Индию и Китай, сообщали в своих путевых заметках и вахтенных журналах начиная с ХVI века. Можно назвать англичанина Бэрроу (1556), голландца ван Линсхоттена (1594–1595), француза де Ламартиньера (1671). Сподвижник Ломоносова русский академик Иван Иванович Лепёхин (1740-1802) сообщает в своих подробных дневниковых записях о подземных убежищах «наподобие пещер, с отверстиями, подобными дверям».
     <...>
     Аналогичные рассказы бытуют и по сей день. Нередки и очевидцы. Вот как описывает увиденного сиртя молодой ненецкий охотник из низовий Енисея: «Это такой белый, как известь, человек. Как тень ходит. Вроде на солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сиртя увидит, счастливым будет...»
     В одном из рассказов Павла Бажова «Дорогое имечко» рассказывается о «старых людях» - высоком красивом народе, живущем в горах. Они равнодушны к золоту и не знают корысти. При приближении людей к их подземельям они уходят подземными ходами, «закрыв гору».
     Интересно и высказывание писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка (1889 г.): «Чудь существовала задолго до русской истории, и можно только удивляться высокой металлической культуре составлявших её племен. Достаточно сказать одно то, что все наши уральские горные заводы выстроены на местах бывшей чудской работы - руду искали именно по этим чудским местам».
     Действительно, ещё во времена империи Романовых в недрах Уральских гор были обнаружены древние шахты. Подавляющее большинство месторождений руды, найденных там тогда, были помечены специальными знаками - метками-«вскрышками». Никита Демидович Антуфьев (1656–1725 гг.), положивший начало династии заводчиков Демидовых, знал от кого-то об этих метках. По ним он нашёл немало месторождений, рядом с которыми были построены металлургические заводы.
     Свердловский исследователь А. Малахов в статье, помещённой в «Уральском следопыте» (1979 г.), приводит такую любопытную легенду: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди сверкали украшения. «Слушай, - сказала женщина Татищеву, - ты отдал приказ копать курганы в своём новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я, княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и всё, что ты строишь, если тронешь эти могилы».
     И Василий Никитич Татищев (1686–1750 гг.) распорядился не тревожить захоронения, срыты были только вершины курганов. Сегодня на чудских курганах стоят города Екатеринбург и Челябинск, а город Курган был построен рядом с огромным курганом.
     Известно, что в районе Уральских гор с юга на восток протянулся древний туннель - не то природного, не то рукотворного происхождения (он пересекается с другим, идущим с севера на восток). Но подземные лабиринты почему-то не интересует современных учёных. Геологи, видимо, считают, что это дело историков, а историки традиционно игнорируют всё, что ломает их привычные, заложенные ещё Карамзиным, схемы исторического развития.
     Именно на Урале можно наиболее часто услышать рассказы о «дивьих людях» и «чуди белоглазой». Уральские краеведы в конце 1920-х годов записали рассказ одного из местных жителей, кто решился поведать о подземных жителях. Предоставим слово этнографу А. Ончукову (1928 г.): «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят меж людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события. Рассказывают, что в селах Белосудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из дивьих людей и рассказывает о событиях и предсказывает...»
     Некоторые современные исследователи утверждают, что страна подземных обитателей Урала простиралась от реки Гремихи (Северная Сысерть) до реки Сысерть. В Ирбитском районе есть пещеры, похожие на искусственные.
     Одна из пещер в горах Среднего Урала называется Дивьей, и согласно легенде в её удалённых ходах до сих пор обитают «дивьи люди». Группа спелеологов из Московского госуниверситета работала в этой протяжённой пещере, но в ней осталось немало неисследованных «рукавов», вход в которые завален глинистыми пробками...
     Так что же это за народ - чудь? Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона чудью древние славяне называли финнов северо-западной Европы.
     На землях коми, коренного населения Республики Коми, местные жители издревле чудью называют народец, который в незапамятные времена обитал на их территориях. «Чудские люди» были маленького роста и говорили на странном языке, не похожем ни на русский, ни на язык коми. Коми наделяли чудь сверхъестественными возможностями и способностью обитать в параллельном мире «духов».
     В империи Романовых чудью именовались и вепсы - малочисленный финно-угорский народ, представители которого живут ныне в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях. В 2002 году чудь внесли как самостоятельную национальность в перечень национальностей и языков Российской Федерации. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области.
     О подземных обитателях нашей планеты было что-то известно и отечественному мыслителю Николаю Константиновичу Рериху (1874-1947 гг.), написавшему даже картины на эту тему: «Чудь под землю ушла (Чудь подземная)» и «Чудь под землю ушла». Судя по его книге «Сердце Азии», он много лет искал контактов с высокоразвитыми обитателями пещер в Гималаях, которые, если верить легендам Востока, в незапамятные времена заложили множество городов, но затем ушли под землю.
     Рерих, побывший на Алтае в 1920-х годах, приводил слова старика-старовера о предстоящем возвращении чуди на земную поверхность: «Когда Белый царь пришёл Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь со всеми добытыми сокровищами».
     

     

     Н. Рерих. Чудь под землю ушла.
     Хребет Таганай (у древних тюрков - Опора Бога). В его пещерах и в наши дни, согласно легендам Южного Урала, обитают чудины - горные человечки.

     



     

     
ТОЛЬКО ФАКТЫ

     * В районе Медведицкой гряды (Волгоградская область) существует разветвлённая сеть тоннелей, тянущихся на десятки километров. Тоннели имеют круглое сечение диаметром от 7 до 20 метров (на глубине 6-30 метров). Исследователи предполагают, что Медведицкая гряда - это своего рода перекрёсток, где сходятся тоннели из других регионов. Отсюда можно попасть как в Крым и Кавказ, так и в северные регионы России и даже на Новую Землю.
     * В среднем течении Волги в районе Самарской Луки, согласно местным былинам, не раз наблюдались загадочные обитатели подземелий - некие призрачные человечки, неожиданно появляющиеся из-под земли. Как выяснили ещё в XIX веке собиратели фольклора, этих существ называли «чудью подземной», облюбовавшей Жигулёвские горы. Местные жители описывают их так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуёй, с огромными глазами, мертвящим взглядом...»
     * Под Геленджиком в начале 1970-х годов была обнаружена «бездонная» шахта диаметром около полутора метров и отполированными стенами. Попытки спелеологов обследовать её завершились их гибелью. Энтузиасты пытались опустить в шахту телекамеру, но привезённая ими верёвка закончилась на глубине 200 метров.
     * В Сибири под Томском существует древняя разветвлённая сеть подземных ходов и пещер рукотворного происхождения. Учёный Николай Новгородцев пишет: «То, что подземелья распространены шире территории города Томска и, следовательно, не имеют к его истории никакого отношения, подтверждается наличием обширных подземных ходов в Юрге в сотни километров к югу от Томска, а также наличием их в районе деревни Гарь... в 70 километрах к северу от Томска».
     * В ходе начавшегося в 1950 году сооружения тоннеля через Татарский пролив, чтобы связать материк железной дорогой с Сахалином, строители не столько строили, сколько восстанавливали уже существующий тоннель, проложенный кем-то в глубокой древности (после смерти Сталина стройку закрыли).
     * В донских степях в районе Второго Власовского могильника археологи Воронежского университета раскопали невысокий курган эпохи бронзового века. При снятии насыпи были обнаружены пересекающиеся ходы с прямыми стенами и вертикальными вентиляционными колодцами. Все лазы сходились к расположенному в центре большому прямоугольному помещению. Реконструкция лабиринта ходов показала, что в таком подземелье могли жить только очень маленькие существа - ростом до 80 сантиметров.
     ...В славянской мифологии есть упоминания о «карликовом народе» - гмурах, живущих в горах и пещерах, в том числе на Кавказе. Существует и другой сказочный народец - паны, которые ещё ниже гмуров. Ими управляют птицелюди подземного мира. Как говорится, сказка - ложь, да в ней намёк?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex