на главную страницу

7 Апреля 2011 года

Армия и общество

Четверг

АРМИЯ НАЧИНАЕТСЯ С РОТЫ

Подготовили Юрий Белоусов, Ольга Воробьёва, Константин Лобков, Олег ПоЧинюк, Шамиль Хайруллин.



Ротное звено и прежде было важнейшим в армии, ибо именно там, в ротах и батареях, организовывался процесс боевой подготовки и формировались воинские коллективы.
   Переход к бригадной структуре от дивизионной сделал ещё более значимой роль подразделений вообще и рот и батарей в частности. Это вполне закономерно, и тенденция усиления роли сравнительно небольших по численности подразделений с течением времени, скорее всего, сохранится. Технический прогресс, разработка всё более эффективных средств вооружённой борьбы, боевое применение которых не потребует большого количества личного состава, вполне может привести к тому, что со временем отдельная рота будет иметь те же возможности по нанесению ущерба противнику, какими сейчас обладает батальон. При этом, чем меньше численность подразделения, тем оно более подвижно и, следовательно, менее уязвимо.
   Исходя из вышесказанного, интерес к тому, чем живут роты и батареи Вооружённых Сил РФ, с какими проблемами сталкиваются их командиры и как их решают, весьма высок. И сегодня «Красная звезда» предоставляет слово командирам подразделений. Они говорят о том, что в обучении подчинённых и в стимулировании ратного труда для них сегодня самое важное.

     
Как повысить статус сержанта?

     Капитан Глеб ТАРАБРИН, командир мотострелковой роты, Западный военный округ:
     - Практика показывает, что одно из важнейших направлений работы командира роты - повышение статуса и престижа сержантов. В этом сегодня нет необходимости никого убеждать. Другое дело, как добиться результатов.
     Мы стремимся больше работать с сержантами индивидуально. Результат, как правило, положительный: младшие командиры берут на себя львиную долю нагрузки и на занятиях, и при несении службы, и в свободное время. И солдаты в подразделении знают: тот же командир отделения на корню пресечёт любое нарушение.
     Ещё одно слагаемое престижа: сержант должен чувствовать себя фигурой, способной самостоятельно или после обращения к офицеру снимать многие повседневные вопросы своих подчинённых. Именно к нему, а не к командиру взвода солдат должен идти в первую очередь. К примеру, при непосредственном участии младших командиров решается проблема рационального и полезного использования свободного времени. Инициаторами всех мероприятий, как правило, выступают сержанты.
     На мой взгляд, стоит рассмотреть вопрос о введении в каждой части особой сержантской должности - главного (можно назвать и как-то иначе) сержанта. Помимо того, что этот военнослужащий обязан служить образцом для всех остальных младших командиров, он стал бы правой рукой командира в работе с этой категорией. В его компетенцию вошли бы организация и проведение методических занятий, подбор и обучение кадрового резерва из числа достойных солдат, участие в несении боевого дежурства и повседневной службы и т.д. Такая должность, насколько мне известно, есть в ряде иностранных армий и котируется там очень высоко. Естественно, занимать её должен сержант-контрактник.
     Считаю, что у самих сержантов должен быть стимул к повышению своего статуса и профессионального роста. Речь прежде всего о предоставлении им возможности учиться заочно. Важнейший фактор - реальная перспектива получения служебного жилья, что будет способствовать продлению контракта. Беседы с сержантами показывают: многие высокой зарплате на «гражданке» предпочли бы стабильность военной службы, но обязательно при решении жилищного вопроса.
     Словом, стремление всё больше опираться в повседневной деятельности на сержантов нужно подкрепить конкретными мерами по повышению престижа их службы. Это должны быть уважаемые люди не только в своём коллективе, но и в армии в целом.
     
Новые способы стимулирования

     Капитан Виталий ТИШАКОВ, командир танковой роты, Западный военный округ:
     - Боевая учёба в последние годы стала интенсивней, стараемся использовать все возможности для занятий. Хорошее подспорье - современные тренажёры. Оснащённые компьютерами со специальными программами, они позволяют проводить занятия как с отдельными специалистами, так и в составе экипажа: тот же командир танка получает навыки управления подчинёнными в той или иной ситуации.
     После первоначальной подготовки, курса обучения на тренажёрах главное внимание уделяем совершенствованию полевой выучки. Даже нынешняя суровая зима не стала помехой - стреляли и водили в морозы, справлялись с обильными снегопадами. Отмечу, что улучшилось питание личного состава, появилась возможность обеспечить послеобеденный отдых.
     Важный фактор - личная подготовка офицера. Он должен постоянно углублять свои профессиональные знания, совершенствовать навыки владения техникой и оружием. Я привык это делать ещё с солдатской службы: сначала готовил себя к должности командира танка, потом замкомвзвода, был старшиной, военнослужащим-контрактником. Став офицером, стараюсь расти, много времени уделяя командирской подготовке как личной, так и своих командиров взводов.
     Считаю, что в ходе перехода к новому облику нужно уделить особое внимание стимулированию повышения классности. Сейчас несколько сот рублей разницы между очередной ступенью погоды не делают. Надо, чтобы, получив 2-й и 1-й класс, став мастером, офицер единовременно получал бы солидную сумму (к примеру, равную месячному денежному довольствию) и потом у него была бы прибавка.
     Можно как-то выделить командира лучшей роты в части. Всё это достаточно объективные показатели, стимулирующие офицеров ротного звена к дальнейшему росту.
     Как мне кажется, нужно учредить ведомственные награды, которыми поощрялись бы лучшие офицеры. Причём за конкретные показатели по итогам учебного года, действия на учениях и т. д. Нельзя сводить поощрение только к материальной составляющей - это нередко даёт лишь кратковременный эффект: в нынешнем году офицер получил своё по 400-му приказу, а в следующем благополучно уволился.
     
Что у новобранца в рюкзаке?

     Старший лейтенант Сергей Черкасов, командир учебного мотострелкового взвода, Западный военный округ:
     - В окружном учебном центре служу три с половиной года - сразу после окончания Новосибирского высшего военного командного училища. Готовлю командиров отделений. За это время произошёл постепенный переход с двухгодичного на годичный срок службы.
     В связи с этим определённые трудности есть. Они связаны даже не столько с сокращением пребывания солдата в учебном подразделении, сколько со снизившимся за последние годы общим уровнем подготовки призывников. Скажу так: среднестатистический солдат, призванный 3—4 года назад, и сейчас - это абсолютно разные люди. Нынешние мои подчинённые родились в непростые 1991—1992 годы, и даже их физический уровень много ниже, чем предшественников. Многим освоение программы даётся очень тяжело: они долго адаптируются к армейской жизни, а ведь надо сразу включаться в учёбу - раскачиваться некогда.
     Выход вижу в том, чтобы в учебные подразделения, где готовят младших командиров, попадали молодые люди либо с высшим образованием, либо прошедшие серьёзную подготовку по линии ДОСААФ. Начинать с нуля при таком интенсивном обучении сложно даже опытным методистам. Реально же у нас в роте почти на сотню курсантов пока всего 5—6 с высшим образованием. Хотя в позапрошлый набор их было процентов 30—40.
     При переходе к новому облику серьёзно повысились требования как к боевой подготовке, так и к организации повседневной деятельности офицеров ротного звена. У командира роты нет, как прежде, двух заместителей - их обязанности легли на плечи оставшихся офицеров. Сержанты, которых мы отбираем из лучших солдат, всё равно слабее тех, кто служил у нас прежде полтора года. Сегодня сержант только-только входит в курс дела, становится настоящим помощником офицера, а ему уже нужно увольняться. Собственно, не случайно сержантов-контрактников сейчас готовят почти три года - этим всё сказано.
     
Обучаемые и обученные воевать

     Командир взвода управления самоходной артиллерийской батареи отдельного батальона морской пехоты Каспийской флотилии (г. Астрахань) старший лейтенант Василий ХВОСТОВ:
     - Батарея, в которой я прохожу службу, к началу текущего учебного года взамен имевшихся буксируемых орудий калибра 122 мм «Нона-С» получила на вооружение 122-мм самоходные артиллерийские орудия (САО) 2С9. Помимо САО 2С9 на вооружение батареи, а конкретно в мой взвод управления должны поступить командно-штабные машины на базе БРДМ. Это конечно же должно усилить взвод управления.
     Что касается учебной базы, то о классах с тренажёрами для вождения и стрельб из артиллерийских систем можно только мечтать. В основном учиться приходится в поле на штатной боевой технике. В связи с тем, что привычные буксируемые орудия пришлось сдать и получить САО, работу по индивидуальной подготовке каждого артиллериста (командира орудия, механика-водителя, наводчика и заряжающего), процесс слаживания огневых взводов приходится проводить одновременно с освоением новой боевой техники. Нам удалось успешно освоить ходовую часть САО, то есть научиться водить боевые машины. И вот теперь во время артиллерийских сборов в марте состоялись первые стрельбы прямой наводкой. Результаты мы показали неплохие. Почти все снаряды накрыли цели. Но есть и нюансы, которые, на мой взгляд, мешают выполнять главную задачу: чересчур много бумажной работы. Приходится заполнять массу планирующих и отчётных документов.
     Самые главные враги молодого офицера на пути его становления - это собственная лень и нерасторопность. Если говорить лично о себе, то мне больше приходится рассчитывать на собственные силы, на самостоятельную работу. Конечно, меня без помощи не оставляют командир батареи капитан Дмитрий Иванов, помощник комбата по артиллерии капитан Виктор Кармашов, другие старшие товарищи.
     У нас смешанный принцип комплектования, когда почти все должности младших командиров замещаются сержантами по контракту, а рядовой состав укомплектован матросами по призыву. С сержантами нам повезло: в основном это профессионалы своего дела, стабильные состоявшиеся люди в службе и личной жизни. Они являют собой хороший пример для новичков с «гражданки». Это действительно первые помощники офицеров.
     
Прощаемся с «радиомонстрами»

     Подполковник Раиль ЗАРИПОВ, командир батальона связи (линейного), Центральный военный округ:
     - На примере подчинённых рот могу отметить, что вопрос перевооружения подразделений связи батальона идёт в последнее время не только активно, но и достаточно продуктивно. Так совсем недавно мы приняли эшелон со спецтехникой по замене. За счёт этого мы одномоментно обновили около 50 процентов спецпарка тропосферных и радиорелейных станций. Теперь на вооружении в ротах стоят такие более совершенные разработки, как подвижный комплекс связи Р-419 МП, станция тропосферной радиорелейной связи Р-423. Что, в свою очередь, повышает наши возможности - батальон связи (линейный) отвечает за развёртывание и построение линий связи от штаба округа к бригадам.
     Ставшие более компактными комплексы связи освободили командиров линейных подразделений нашего профиля от многолетней «головной боли», соседствовавшей всякий раз с определённой долей риска. Взять, к примеру, прежнюю тяжёлую станцию тропосферной радиорелейной связи Р-410. Этот «радиомонстр» размещался на базе четырёх машин с прицепами. А это значит, что в интересах обслуживания транспортной базы Р-410 командир подразделения должен был одномоментно располагать четырьмя водителями, имеющими классную квалификацию категории «Е».
     Ни для кого не секрет, что даже в народном хозяйстве водители с категорией «Е», что называется, на вес золота. Располагают подобным допуском, как правило, взрослые мужчины, имеющие за плечами многие годы водительского стажа. А кто служит в войсках на водительских должностях? Вчерашние школьники, только-только сдавшие на право управления грузовым транспортным средством. И как быть командиру в сложившейся ситуации, когда есть спецтехника, а допуска к управлению имеющейся транспортной базой в подразделении нет ни у кого? Кому таскать прицепы? Конечно, тем водителям, кто есть в наличии. Происходило вынужденное нарушение установленных запретов, чреватое совершением ДТП.
     Теперь, с поступлением в спецроты новых разработок машин связи данная проблема, к счастью, ушла в прошлое: на смену четырём отягощённым прицепами единицам колесной техники пришли три полноприводных грузовика. Даже появился выигрыш в численности водительского состава - вместо прежних четырёх солдат с автоправами в настоящий момент на тот же комплекс связи требуются лишь трое военнослужащих.
     Если в вопросе технического обеспечения подразделений внедряемые новшества работают со знаком «плюс», то о динамике в структурной трансформации ротного штатного контингента говорить пока не приходится. К сожалению, с замещением офицерских должностей младшими командирами на данном этапе есть проблемы. Да и служебные вопросы решать с лейтенантом легче и сподручней, чем пытаться то же самое реализовать с занимающим офицерскую должность сержантом. Даже когда удаётся вчерашнего призывника за несколько месяцев выучить сложной воинской специальности так, чтобы он был в состоянии в ходе занятий то же самое донести до своих подчинённых, то научить его командирски грамотно управлять и руководить личным составом уже не хватает периода службы. Вот зачастую и выходит: сам ставишь задачи и, собственно, сам же их выполняешь. По-иному не получается...
     
«Букварь» для связистов

     Лейтенант Александр ПЕТРОВ, врио командира роты связи опорных узлов связи, Центральный военный округ:
     - Кемеровское высшее военное командное училище связи я окончил в 2009 году. За неполные два года службы в подразделении бригады управления штаба ЦВО довелось поработать с тремя поколениями призывников.
     Я бы не стал однозначно утверждать, что в способностях личного состава, к примеру осенних призывов 2009 и 2010 годов, просматриваются существенные различия. Но мне кажется, что призывники предыдущих периодов проще осваивались в ритме войсковой деятельности. Даже тогда, имея лишь минимальный офицерский опыт, мне было проще управлять подразделением, потому что присутствовало некое встречное понимание, солдаты чуть быстрее постигали воинскую специальность. Да и уровень выучки выпускников учебных подразделений просматривался сразу: к ним не надо было, как сейчас, неделю-другую присматриваться, прежде чем понять потенциал молодого специалиста, - посадил его за пульт в аппаратной и по первым практическим действиям видишь степень готовности военнослужащего к выполнению задач по предназначению.
     Не стоит в моих словах искать нотки предвзятости. Их быть не может, потому что я опираюсь на опыт личных наблюдений. А он говорит о том, что представителей нынешнего поколения военнослужащих приходится обучать воинской специальности уже не в общем, а по подразделениям, примерно как на начальной стадии строевой подготовки: шаг - фиксация - ещё шаг. Судите сами. Для того чтобы не выбиваться из установленных рамок программы периода обучения личного состава, я недавно был вынужден пойти на составление... «букваря связиста» - самодельных учебных пособий для тех, кто с трудом осваивает воинскую специальность. Замечу, в работе со своим первым призывом подобной необходимости у меня не возникало. За десять дней я подготовил два вида распечаток с иллюстрациями - по работе на радиорелейной станции Р-409 и практическому развёртыванию станции связи. В них пошагово отображена каждая из функциональных операций: включи то - произойдёт вот это. Куда уже проще... Могу сказать, что подобная методика обучения себя оправдывает.
     Однако даже при таком подходе рассчитывать на серьёзный конечный результат, увы, не приходится.
     Вот почему всякий раз в ходе очередной призывной кампании всё больше приходится уповать на то, что в подразделение придут ребята, которые занимались в радиокружках или, ещё лучше, учились, а может, и успели окончить училище, техникум связи. Таких примеров бывает немного, но они, к счастью, есть. Например, в нашей роте сейчас проходят службу младший сержант Владимир Головин, успевший до службы в армии поработать на уральском производственном предприятии «Вектор», младший сержант Павел Свистунов, окончивший Екатеринбургский радиотехнический техникум, и рядовой Евгений Заречнев, студент Екатеринбургского колледжа связи, взявший академический отпуск на период службы. Придя в подразделение, они уже обладали определённой базой знаний в области связи. Их не надо было обучать с азов. Бывает достаточно двух-трёх недель, чтобы допустить таких, как они, к самостоятельной работе на средствах связи. Для сравнения: этап становления в подразделении обычного призывника с «гражданки» растягивается на 2—3 месяца учёбы по будущей специальности.
     
Служба нынче краткосрочная

     Игорь БРОТКО - командир отдельного морского инженерного батальона морской инженерной службы Северного флота, подполковник (посёлок Шук-озеро Мурманской области):
     - Инженерные войска идут впереди основных сил, подготавливая площадку для дальнейших действий. В батальоне три роты, каждая имеет свою основную задачу.
     Перечень решаемых задач весьма обширен, поэтому новобранцев мы готовим по ускоренной программе, сочетая теоретические и практические занятия. Воинские специальности молодые матросы осваивают под руководством командиров рот.
     К сожалению, с сокращением срока службы существенно сократилось и время, отведённое на обучение матросов. В связи с этим при отборе новобранцев в инженерный батальон большое значение имеют образование призывников, их базовые знания, допризывная подготовка.
     В нашем батальоне на вооружении имеются как специальные инженерные, так и большегрузные автомобили. Большинство из них предназначено для выполнения специфических задач, например, установки противотанковых минных полей, устройства и содержания дорог и колонных путей. Для работы на этой сложной технике в батальон отбираются призывники только со специальным образованием - трактористы, бульдозеристы, автомеханики.
     В инженерном батальоне военнослужащие по призыву, помимо специальностей водителя-механика, моториста, бетонщика, плотника, получают одну из самых опасных военных специальностей - сапёра. Матросы, проходящие службу по призыву, участвуют в разминировании местности и уничтожении взрывоопасных предметов. Например, в 2010 году практически всё лето военные инженеры проводили утилизацию инженерных и артиллерийских боеприпасов, которые выслужили установленные сроки. К выполнению таких операций после соответствующей подготовки привлекаются и военнослужащие по призыву. В этом году мы без сложностей пережили переходный период, когда военнослужащие предыдущего призыва уже уволились в запас, а молодое пополнение ещё не получило допуск к самостоятельному выполнению обязанностей. Нам удалось выработать систему, при которой новобранцы успешно сдают необходимые зачёты и оперативно становятся в строй. Матросы осеннего призыва 2010 года успешно прошли курс общевойсковой подготовки и приступили к несению службы.
     
Обновление парка

     Владимир ТЕМ - командир ремонтной роты бригады морской пехоты Тихоокеанского флота:
     - С изменением структуры - а сегодня мы замыкаемся напрямую на управление бригады - гораздо больше стало задач для роты и ответственности на её командире. С заметным увеличением числа личного состава у нас действуют шесть взводов. При этом мы сумели сохранить костяк опытных кадров, собрав их из прежнего ремонтного батальона.
     Постепенно идёт замена старой техники на новую, более совершенную. В прошлом году, вскоре после реорганизации дивизии, мы получили мощные, обладающие высокой проходимостью «Уралы» и «КамАЗы», современные и более надёжные в эксплуатации мастерские на базе «Уралов», оснащённые и несколько другим инструментом, оборудованием, приспособлениями для оперативного ремонта техники и вооружения. Чего стоит только сварочный аппарат - изобретение последнего десятилетия! И ещё, конечно, ожидаем поступление техники, особенно нужны передвижные мастерские. Возникают проблемы с запчастями, тут уж приходится подчас проявлять смекалку - есть в роте спецы с новаторским умом и золотыми руками.
     В ближайшее время планируются ротные тактико-специальные учения, будем и мы отрабатывать слаживание воинского коллектива в реальных полевых условиях: ведь у нас добрая половина - призыв осени-2010. Позже, на батальонных тренировках, в том числе и с высадкой десанта на мыс Клёрка, обязательно выставим ремонтно-эвакуационную группу; это для нас тоже хорошая школа специальной выучки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex