на главную страницу

12 Апреля 2011 года

Армия и общество

Вторник

ДВИГАТЕЛЬ ОРБИТАЛЬНОГО ПРОРЫВА

Александр ХРОЛЕНКО. Фото из архива ВМЗ.



     Открытая Юрием Гагариным 50-летняя ракетно-космическая одиссея человечества уже столь масштабна во времени и пространстве, что постепенно в памяти людей стираются важные детали апреля 1961 года. Одна из них - на третьей ступени ракеты, доставившей Юрия Гагарина на орбиту, был установлен двигатель РД-0109 (на снимке), созданный на Воронежском механическом заводе совместно с Конструкторским бюро химавтоматики.
     От последующих пилотируемых космических аппаратов гагаринский отличался тем, что преодолевал земное притяжение одним двигателем третьей ступени, а не связкой четырёх. Соответственно РД-0109 имел сравнительно меньшую тягу, однако считался самым надежным.
     В тихом музее воронежского завода титановые аналоги космических первопроходцев прежде всего поражают размерами. При том что они способны выносить на орбиту Земли тонны полезной нагрузки, двигатели очень компактны. Да простят меня специалисты за неинженерное сравнение, они человеку по пояс. Мал «золотник» РД-0109, однако концентрация в нём таланта и труда человеческого поражает и сегодня, полвека спустя.
     В дальнейшем основой отечественной космической индустрии стало создание всё более совершенных ракетоносителей. Не случайно «воронежская» система «Энергия - Буран» позволяла выводить на орбиту полезную нагрузку в 108 тонн, то есть в три раза большую сравнительно с американским шаттлом «Колумбия» (при одинаковых энергозатратах).
     В первое же десятилетие создания жидкостных ракетных двигателей Воронежский механический завод и Конструкторское бюро химавтоматики по всем показателям обошли старших конкурентов (КБ «Энергомаш» и КБ «Химмаш»). Позднее здесь первыми освоили «двигатели-утопленники», помещённые целиком, кроме части сопла, внутрь бака горючего. Это позволило до 15 процентов уменьшить габариты шахтного и лодочного исполнения ракетоносителя и создать в том числе легендарную «Сатану»...
     Накануне 50-летия первого полёта в Воронеже вышла замечательная, талантливая книга «Космический ВМЗ». Две сотни страниц насыщены потрясающе интересной информацией, фотоиллюстрациями, духом времени. И это своего рода учебник истории страны Гагарина. В том смысле что книга учит, как надо делать историю... Генеральный директор Воронежского механического завода, являющегося ныне филиалом ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, Иван Коптев (на снимке) в предисловии к юбилейному изданию пишет: «Вся полувековая дорога в космос связана с именами талантливых воронежских конструкторов С.А. Косберга, А.Д. Конопатова, стоящих в одном ряду с С.П. Королевым, А.М. Исаевым, М.В. Келдышем. Воронежскими двигателями оснащались и оснащаются мощные «Протоны» и «Союзы», долговременные космические станции «Салют» и «Мир», многоразовый челнок «Буран», универсальный ракетоноситель «Энергия» и современный комплекс «Зенит». Некоторые из них и сегодня не имеют равных по новизне и сложности технических решений. А работники ВМЗ и КБХА по-прежнему разрабатывают и осваивают двигатели, которые в ближайшие годы унесут в космос новые модификации кораблей».
     Воронеж, известный как родина Военно-морского флота России, с первым полётом Юрия Гагарина стал и родиной флота Космического.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex