на главную страницу

13 Апреля 2011 года

Офицеры России

Среда

Автограф генерала Градусова

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».



185-й Центр боевой подготовки и применения ВВС, известный ещё как полигон Ашулук, дислоцируется в Астраханской области. По характеру и разнообразию выполняемых задач соединение это уникальное. Его части предназначены для обеспечения плановых проверок боевой выучки авиационных частей и соединений, зенитных ракетных войск, испытаний нового зенитного ракетного вооружения и авиационной техники. Роль первой скрипки здесь по праву принадлежит Центру боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации под командованием генерал-майора Владимира ГРАДУСОВА.


     Авиационная часть не только обеспечивает проведение разных по масштабам показательных мероприятий боевой подготовки ВВС и ПВО и обучение молодых воздушных бойцов лётному мастерству. Важнейшая функция лётного состава центра - несение боевого дежурства по охране южных воздушных границ России. Не случайно командование этим соединением ВВС доверено заслуженному военному лётчику Российской Федерации, лётчику-снайперу.
     Владимир Градусов родился в 1958 году в г. Егорьевске Московской области. Отец всю жизнь проработал станочником. Мать была ткачихой, прядильщицей. А вот их сын Володя ещё до школы заболел небом и в 1975 году стал курсантом Харьковского высшего военного авиационного училища лётчиков.
     Если не считать годы учёбы Владимира Юрьевича в военном училище, то в рядах лётного состава он уже без малого 32 года. Офицерскую службу начинал в родном Харьковском ВВАУЛ лётчиком-инструктором. А в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина поступал, будучи заместителем командира учебной эскадрильи. Академию окончил в 1989 году с золотой медалью. И снова на инструкторскую работу, только уже в Краснодарское высшее авиационное училище, где в качестве командира учебной авиационной эскадрильи он обучал иностранных специалистов лётному мастерству на учебно-боевых самолётах МиГ-21 и Л-39. Впоследствии успешно окончил факультет переподготовки и повышения квалификации Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил РФ, командовал истребительными авиаполками. География его службы обширна: Киевский, Северо-Кавказский, Забайкальский, Сибирский военные округа. С должности начальника авиации - начальника отдела авиации управления армии ВВС и ПВО (СибВО) в 2003 году он вернулся в СКВО уже в качестве командира 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения ВВС. Освоил немало типов самолётов: Л-29, Л-39, МиГ-21 (всех модификаций), МиГ-29, МиГ-31, Ан-26. Участник боевых действий. В его богатой на события военной биографии было немало взлётов и достижений. И сейчас генерал-майор Градусов продолжает демонстрировать высочайшее лётное мастерство, огромный потенциал возможностей и как авиационный командир, и как лётчик-истребитель.
     В начале прошлого учебного года перед соединением ВВС, которым командует генерал-майор Владимир Градусов, была поставлена задача по подготовке к участию в воздушном параде в Москве в честь 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Замысел был впечатляющим: составить две группы самолётов, изображающих цифру «65», - из истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25. Их пролёт над Красной площадью должен был стать одним из самых зрелищных эпизодов воздушного парада. Выбор вышестоящего командования для выполнения столь необычной задачи был не случайным: именно здесь из числа постоянного лётного состава ЦБПИА можно было собрать большую группу подготовленных пилотов. Что и было сделано: группу сформировали из 12 экипажей центра. Градусов постарался привлечь к выполнению задачи государственной важности только «лётчиков-снайперов» и «лётчиков 1-го класса», занимающих ответственные должности. Один из участников «великолепной шестёрки» - начальник ЦБПИА, лётчик-снайпер полковник Игорь Габисов, другой из участников также лётчик-снайпер - полковник Алексей Ратько, боевой заместитель полковника Габисова. Одним словом, золотой фонд 185-го центра. Самым младшим по возрасту и должности в этой когорте был командир эскадрильи капитан Владимир Градусов, сын генерал-майора Градусова.
     Роль генерала Градусова при выполнении этой задачи трудно переоценить. Для её решения необходимо было не только дополнительно обучить лётчиков, но и подготовить их психологически. Ведь выполнение полётов в составе большой группы истребителей в сомкнутых боевых порядках, когда интервалы и дистанции между самолётами составляют считаные метры, накладывает дополнительную психологическую нагрузку на лётный состав. Тем более что лётчик-истребитель даже самой высокой квалификации предназначен для ведения воздушного боя, а вовсе не для демонстрации фигур высшего пилотажа. А пролёт в сомкнутом строю такой необычной конфигурации, не учтённом ни одним боевым руководящим документом, - это уже элемент высшего пилотажа. Особое внимание генерал-майор Градусов обратил на так называемый человеческий фактор. Ведь каждый лётчик-истребитель обладает определёнными индивидуальными особенностями, которые нужно обязательно учитывать. Это очень важный момент: кто из лётчиков, в каком месте строя способен безопасно и качественно выдержать заданную программу полёта.
     Подготовка велась интенсивно. Дополнительные хлопоты доставила затянувшаяся зима с её сложными метеорологическими условиями. При этом многим лётчикам приходилось дополнительно сдавать зачёты из программы сомкнутых боевых порядков.
     Кроме того, к выполнению задачи в этой группе привлекался также лётный состав Будённовской авиабазы СКВО на Су-25. Это достаточно подготовленные лётчики, но и с ними нужно было много работать как в профессиональном, так и в психологическом плане. Непростой и ответственной была задача по сплачиванию единой группы из 23 самолётов, способной пролететь в плотном строю над главной площадью страны. Вот где пригодился Владимиру Юрьевичу опыт методиста и наставника, приобретённый им за годы службы лётчиком-инструктором, командиром учебной эскадрильи в военных авиационных вузах. Но самым главным достоинством его как командира было то, что среди лучших лётчиков, которым Родина доверила пролететь 9 Мая над Красной площадью в сомкнутом строю, он был первым, имеющим моральное право быть ведущим всего строя самолётов МиГ-29 и Су-25.
     Период подготовки к воздушному параду был очень напряжённым в службе генерала Градусова. Тренировки в воздухе проходили не только в родном астраханском небе, но и на военном аэродроме в Курске, а позже больше месяца на аэродроме Чкаловский в Москве. Ведь и сам командир соединения, и другие офицеры - лучшие лётчики центра невольно оказались отвлечёнными от исполнения своих должностных обязанностей. А служба в 185-м центре тем временем продолжалась согласно плану боевой подготовки без всяких скидок на отсутствие командиров и начальников. Так, в апреле 2010 года на полигоне Ашулук была успешно проведена воздушно-огневая конференция для командиров частей и соединений ВВС России и представителей ВПК, в ходе которой состоялись показные учения с зенитными ракетными стрельбами по ракетам-мишеням. Был показан в деле новый зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М». А лётчик-инструктор центра лейтенант Александр Тихенко в динамике этого учения умудрился сбить сложнейшую цель - БЛА «Рейс», что уже само по себе является блестящей аттестацией всему руководящему составу 185-го центра. Ведь подготовили боевых заместителей, способных в отсутствие своих командиров поддерживать на должном уровне боевую и мобилизационную готовность соединения.
     Самый ответственный этап пролёта 9 Мая 2010 года над Красной площадью группы истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25 в сомкнутом строю, символизирующем цифру «65», длился какой-то миг. Но для генерал-майора Владимира Градусова это было как раз то самое радостное мгновение, которое «порой почти полжизни ждёшь» во имя долга перед старшим поколением, отстоявшим Москву в 1941-м и бравшим Берлин в 1945-м. Многих представителей этого славного поколения Градусов знал лично: трижды героя Советского Союза маршала авиации Ивана Никитовича Кожедуба, дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Виталия Ивановича Попкова и других фронтовых лётчиков. Светлые образы этих лётчиков-истребителей и воодушевляют Владимира Юрьевича на службу с полной отдачей.
     Сегодня фотография группы истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25, проносящихся над куполами Ивана Великого, стала настоящим символом соединения ВВС, которым командует генерал-майор Градусов. Чуть ли не у каждого авиатора соединения в служебном кабинете или в квартире на самом видном месте это красочное фото в рамке.
     - Цифра «65» теперь стала вашей визитной карточкой, - сказал я Владимиру Юрьевичу, когда зашёл разговор об итогах боевой подготовки центра в 2010 учебном году.
     - Самое главное, что мы прошедший год окончили без потерь. А цифра «65» - визитная карточка всех Вооружённых Сил страны, а не только нашего центра, - поправил меня Владимир Юрьевич. - Это показатель боевой выучки, слаженности не только нашего соединения, но и лётного состава Будённовской авиабазы, выполнявшего эту ответственную задачу вместе с нами, и инженерно-технического состава Курской авиабазы, обеспечившего техническую исправность материальной части самолётов. Благодаря общим усилиям, высокому профессионализму каждого нам и удалось успешно выполнить задачу, поставленную командованием.
     Сегодня династию авиаторов продолжил сын генерала Градусова - Владимир Владимирович, унаследовавший от отца талант лётчика и серьёзное отношение к порученному делу. Сегодня Градусов-младший успешно служит в одном из авиационных гарнизонов Западного военного округа.
     - Я завидую сыну: он осваивает такой интересный самолёт, как Су-34, - поделился с «Красной звездой» сокровенным Владимир Юрьевич. - Ну что ж, самой жизнью сыновьям предписано обгонять отцов, продолжать и развивать начатое нами дело.
     Недавно я вновь побывал в Центре боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации. Аэродром живёт своей кипучей жизнью. То и дело садятся и взлетают боевые и учебно-боевые истребители. А где-то высоко в небе Су-29 отмечает траекторию полёта инверсионным следом.
     - В воздухе генерал Градусов, - сказал мне стоящий рядом офицер центра.
     Значит, Владимир Юрьевич нашёл «окошко» в перегруженных заботами командирских буднях, чтобы подняться в воздух и ещё раз оставить в небе свой автограф.
     

     

     На снимках: генерал-майор В. ГРАДУСОВ перед взлётом; в строю «шестьдесятпятки» ГРАДУСОВ в первом ряду второй слева.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex