на главную страницу

13 Апреля 2011 года

Океанские галсы

Среда

Балтийский старожил – «Олёкма»

Светлана БЕЛОЦКАЯ, «Красная звезда».
Фото автора.




     Торжественные речи, воспоминания ветеранов, поздравления командования – так в прошлом году отмечал своё 45-летие танкер Балтийского флота «Олёкма». А в нынешнем сценарий всех будней и праздников диктовала обстановка – десять месяцев в 2010 году танкер провёл на боевых службах в районах Аденского залива и Красного моря. Даже минувший Новый год встречали на борту. Правда, не в открытом море, а в одном из портов. Там же вместе с экипажами плавучей мастерской и черноморского буксира нарядили елку, а под бой курантов в кают-компании неожиданно появились Дед Мороз и Снегурочка. Словом, в Средиземном море организовали островок России. Правда, о снеге и морозах при температуре + 30о пришлось только мечтать.
     А еще загадывали желание поскорее вернуться домой, обнять родных. Но впереди были месяцы напряжённой работы. Танкер «Олёкма» вышел тогда на боевую службу в район Аденского залива вместе со сторожевым кораблём Балтийского флота «Неустрашимый» и черноморским большим противолодочным кораблём «Адмирал Чабаненко». В составе этого отряда выполнил все поставленные задачи и вернулся вместе с «Неустрашимым» в родную гавань Балтийска солнечным апрельским днём. Но отдых на берегу был коротким. Пройдя необходимый ремонт, «Олёкма» уже через месяц с небольшим вновь отправился на боевую службу в тот же напряжённый и опасный район Атлантики, обеспечивая антипиратскую деятельность большого противолодочного корабля ЧФ «Адмирал Чабаненко». В сложных условиях интенсивного судоходства в северо-восточной части Атлантического океана, Средиземном море и Аденском заливе экипаж танкера осуществлял заправку боевых кораблей Военно-морского флота России. В общей сложности было передано более 8.000 тонн топлива и 1.500 тонн пресной воды. За время того похода судном пройдено более десяти тысяч миль.
     Да, задача танкера – тыловое обеспечение кораблей и судов в районах Мирового океана. Он должен быть готов в любой момент заправить корабль топливом, водой, маслом, иногда продовольствием, передать сопутствующие грузы. «Олёкма» несёт на своём борту более трёх тысяч тонн топлива, пятьсот тонн питьевой воды. Дозаправку производит, как правило, прямо на ходу, и она может занимать от шести часов до суток. Почему так долго? Ответ очевиден, если знать технологию. А она совсем непростая. Прежде нужно поравняться с боевым кораблём, подать ему на борт 150-метровый трос. Он закрепляется на кнехтах, а на конце этого троса укреплены проводники топливного и питьевого шлангов, которые разносятся по бортам, и начинается заправка. Вроде несложно, если не учитывать волнение моря, качку и при этом строжайшее соблюдение всех требований технологии и безопасности. Тяжёлая, трудоёмкая и ответственная работа.
     Да и сам танкер производит впечатление солидного трудяги – неспешного (скорость его всего-то 14 узлов), основательного. «Олёкма» – ветеран, один из самых заслуженных танкеров Балтфлота. Со своим капитаном – Александром Цыгановым – они ровесники и даже характерами схожи. Два десятка лет работы на танкерах научили и Александра Семёновича основательности, взвешенности, терпению, именно во всём и всегда полагаться не на авось, а только на опыт, на надёжные плечи товарищей. И это не просто слова. Экипаж этого танкера вполне мог бы носит титул самого дружного и сплочённого, попасть сюда можно только после проверки на профессионализм и порядочность. Костяк экипажа составляют те, кто на борту «Олёкмы» прожил годы, как, например, боцман Владимир Гузин. Коллеги, называя его не волком, а морским зубром, шутят, что на стапель сначала завели Владимира Дмитриевича, а вокруг него уже танкер строили. Боцманом Гузин на «Олёкме» уже четверть века!
     Под стать ему и начальник радиостанции Алексей Соколовский, он тоже пришёл сюда в 1980-х. И конечно, отдав столько лет этой работе, Алексей Петрович не может относиться к ней равнодушно. Все полгода в последнем боевом походе двум радистам танкера пришлось заступать на вахту каждые шесть часов. Коллеги только удивлялись, откуда силы берёт старший радиооператор, чтобы после вахты вновь спешить на палубу и самозабвенно продолжать заниматься своими антеннами, передатчиками... А ещё Соколовский давно увлечён фотографией и считается на борту «Олёкмы» штатным фотокоресспондентом.
     Старшего механика Ивана Бабкина по праву можно назвать одним из главных людей на танкере. Это именно его заслуга в том, что в каждом дальнем походе все системы судна, включая главный двигатель, работают как часы. А ведь обслуживание механизмов на корабле-ветеране требует бережного отношения, особой внимательности, старания, ответственности. Но люди здесь подобрались опытные и добросовестные. Кстати, немало тёплых слов довелось услышать и о втором механике Алексее Сергееве. Молодой парень крепко держит репутацию толкового и грамотного специалиста. Начинал матросом, заочно поступил в мореходное училище, был навигатором, донкерманом (помповым машинистом), старшим мотористом, словом, корабль знает как свои пять пальцев, служит танкеру верой и правдой.
     За грузовые системы и насосы, за приёмку и передачу топлива отвечает на «Олёкме» помповый машинист Игорь Сальцанов. В момент заправки важно проконтролировать не только количество подаваемого топлива, но и его качество, постоянно следить, чтобы в топливные системы боевого корабля не попала вода из донного слоя танков. И «Олекма» не получила ни единого нарекания на качество подаваемого топлива в течение последних походов.
     «Я уверен в каждом члене экипажа, все отработали на совесть, – утверждает капитан.– Как ни крути, а второстепенных должностей на танкере нет, каждый важен на своём месте и хорошо понимает, что именно от его добросовестности и профессионализма зависит безотказная работа всех узлов и систем нашего судна, а значит, своевременное и качественное обеспечение боевых кораблей. Ответственность велика».
     Действительно, экипажи боевых кораблей, побывавшие в дальнем походе, никогда не выскажутся о танкере пренебрежительно, зная, что этот скромный трудяга выполняет работу не менее важную и трудную, чем любой боевой корабль. Экипаж танкера в дальних походах точно так же несёт боевую службу, заступая каждые восемь часов на вахты, еженедельно отрабатывая упражнения на слаженность экипажа, по борьбе за живучесть судна, за восстановление его технической готовности в экстремальной ситуации, чтобы в нужную минуту каждый смог не раздумывая приступить к исполнению своих обязанностей.
     А ситуации бывают разные. В биографии «Олёкмы» есть страница, достойная сюжета для боевика. В середине 1980-х годов, возвращаясь из Персидского залива к родным берегам, судно подверглось нападению пиратов. Тогда три пиратских катера открыли прямой огонь по танкеру из гранатомётов и крупнокалиберных пулемётов. Первая же граната разорвалась в радиорубке, смертельно ранив начальника радиостанции. Испугавшись спешащих на помощь «Олёкме» военных судов и начавшегося на танкере пожара, грозившего взрывом горючего, пираты быстро убрались восвояси. Команда танкера самостоятельно потушила пожар и устранила повреждения.
     Во время боевых служб 2010 года тоже было жарко. Безопасность танкера в этих походах обеспечивали группы противодействия терроризму из состава соединения морской пехоты Балтийского флота. «Чёрные береты» круглосуточно несли противодиверсионную вахту, и не раз им пришлось пресекать попытки пиратов приблизиться к «Олёкме», открывать предупредительный огонь по катерам, маскирующимся под рыбацкие лодки.
     Сегодня на «Олёкме» приступают к восстановлению технической готовности танкера после дальнего похода. Он идёт в док, потом на ремонт, но уже в октябре следующего года вновь встанет в строй и отравится в один из районов Атлантики, сопровождая на боевых службах корабли Балтийского, Черноморского и Северного флотов, надёжно обеспечивая их тыл и продолжая свою многолетнюю морскую вахту.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex