на главную страницу

13 Апреля 2011 года

Время и судьбы

Среда

АЗИМУТ

Полосу подготовил Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».
Фото автора.






     Время и судьбы


     
Андрей и Людмила

     О Ростовском военном институте Ракетных войск ( ныне - филиале военной академии РВСН имени Петра Великого), который стал первым вузом в нашей стране по подготовке офицеров-ракетчиков, «Красная звезда» рассказывала не раз. Даже самая краткая историческая справка о нём, набранная газетным шрифтом, с трудом умещается на четырёх страницах. Многие «неделинцы» - как называют выпускников этого вуза - покоряли высокие карьерные вершины. Тут каждый курсант об этом знает. Поэтому, поступая сюда, абитуриенты строят стратегические планы на будущее, мечтая о генеральских или хотя бы полковничьих погонах.
     Подумывали об этом в своё время и курсанты Андрей и Людмила. Однако после свадьбы супругов беспокоит другой вопрос: кто из них займёт более высокую должность? Невзирая на семейные отношения, они по-прежнему считают, что «первым делом - ракеты», а всё остальное - потом. Кстати, за всю историю института, возникшего раньше, чем сами РВСН, курсантская семья здесь появилась впервые. Неудивительно, что сокурсники на них смотрят по-разному: кто - с интересом, кто - с завистью, кто - с удивлением, а другие и вовсе с недоумением... Дескать, куда торопиться, всему своё время. Cкромное курсантское жалованье и строгий распорядок дня диктуют Бедаревым свои условия. Однако их никакими трудностями не запугать: всё-таки будущие офицеры. «С милым рай и в казарме», - считают они.
     - Виделись мы редко, в основном в перерывах, опять-таки если лекции проходили в одном корпусе, - признаётся Андрей. - Занятия спортом становились предлогом для свиданий. У нас даже увлечения общие. Жена у меня - спортсменка-разрядница... Иногда во время увольнений удавалось вместе выбраться в кино или прогуляться по набережной.
     Однако чем больше возникало препятствий, тем сильнее их тянуло друг к другу. Андрей всё чаще строчил sms, покоряя свою возлюбленную новыми поэтическими экспромтами, а она ждала с нетерпением каждого его звонка. И хотя их порой разделяли считаные метры, приходилось немалые для курсантов деньги тратить на разговоры. Вход на территорию женского общежития мужчинам закрыт. Такие уж они - условия казарменного быта.
     - Встречались несколько лет, а получалось всё как-то по-детски, - откровенничает Андрей. - Даже сокурсники иногда подтрунивали: мол, когда свадьба? Вот и решили пожениться. Зато теперь вместе живём в городе, снимаем небольшую комнату в «трёшке».
     А вот на свадьбу, которую они сыграли в посёлке Весёлый, совсем неподалёку от Ростова, дали всего лишь три дня. Поэтому «медовый месяц» у них начался в родном вузе, с построения на плацу. Кстати, познакомились-то они всё так же по-военному романтично, когда курсант Бедарев находился в наряде по столовой. Впрочем, поклонников у Людмилы было хоть отбавляй: то записочку под тарелкой найдёт с номером телефона, то кто-нибудь в кино пригласит. Однако она не обращала на это никакого внимания.
     - Я себя готовила для карьеры. Нужно было сначала выучиться, получить погоны, - рассказывает Люда. - Я не стремилась рано выйти замуж. Просто Андрей сразу нашёл ко мне подход. Он предложил позаниматься физикой...
     Он по-прежнему остаётся её личным репетитором. Помогает готовиться к экзаменам, бережёт для супруги свои конспекты... Может быть, именно поэтому средний балл у Людмилы выше, чем у Андрея?
     - Просто я учу жену на своих ошибках, - тут же находится он, - знаю, где чаще всего их допускают...
     Огневая подготовка даётся ей лучше, чем мужу.
     - В школе я неплохо стреляла из пневматики, - поясняет Людмила, - занимала на соревнованиях первые места... В маму пошла - она мастер спорта, занималась спортивной стрельбой из пистолета. А мне всегда хотелось пострелять из «калаша».
     Неудивительно, что Людмила выбрала военный вуз. Однако родители были против. «Зачем тебе это надо? Ты же девочка... не женское это дело», - отговаривала мать. Люда же неотступно стояла на своём. Даже провалив экзамены в Новочеркасском училище, не пошла в гражданский вуз - готовилась к военной карьере.
     - Мама была не права, но вставать в шесть утра поначалу было очень нелегко. Тяжело давались мне общевоинские уставы - это не стихи зубрить...
     Кстати, поступая в Ростовский институт, ей пришлось выдержать жесточайший конкурс, после которого курсантские погоны появлялись на плечах только каждой пятой девушки. И всё же она не сомневалась, что своего добьётся. И добилась!
     Любопытно, что у этой полностью военной семьи никто из родственников не посвятил себя армии. Андрей и Люда стали первыми. Однако они не сомневаются, что их дети продолжат династию, хотя о них говорить пока рановато.
     - Это у гражданских семья почти сразу предполагает рождение детей, - размышляет Людмила, - а у нас пока нельзя. Мы же постоянно сдаём нормативы по физической подготовке. Не уложишься - отчислят.
     Однако они ничуть не сетуют на сложности курсантской жизни.
     - Семьи стратегических ракетчиков тем и отличаются, что офицеры заступают на боевое дежурство, - рассуждает Людмила, - почти на неделю. И ничего: жёны с этим смирились и ждут своих мужей. Для нас любые препятствия, связанные со службой, не проблема... Мы друг друга понимаем с полуслова, всё же варимся в одном котле.
     - Вот видите, мы даже думаем одинаково, - тут же подхватывает Андрей.
     Поэтому, когда они возвращаются со службы, он не ропщет, что дома его не встречают с горячим ужином, а вместе с Людой начинает готовить. Они всё делают вместе. Только по выходным курсант Бедарев не стоит за кухонной плитой. Знает Андрей, что жена управится и без помощников. А пицца у неё - всем на зависть...
     - Я неприхотливый, но даже щи жена готовит лучше, чем в курсантской столовой. Хотя обедаем мы там. Во-первых, по-другому и не получится, а во-вторых - возможность сэкономить...
     Им и впрямь приходится считать каждую копейку. Андрей не жалеет денег только на цветы для любимой - она любит розы и гладиолусы. Даже когда на них не хватало средств, он не обрывал институтские клумбы с оранжевыми бархатцами и красными настурциями. Он занимал у сокурсников...
     - Восьмого марта, например, занял 600 рублей, но жену цветами не обделил. Она бы, конечно, поняла, если б я пришёл без букета, всё-таки она ведёт семейный бюджет, но так хотелось увидеть её улыбку. В такие секунды не нужно ничего говорить. Слова будут лишними. Мы стремимся понимать друг друга по взгляду, наверное, потому, что разлучаемся только на занятиях. А так мы всегда вместе.
     Этим летом Андрей станет лейтенантом и отправится в войска. А Люде ещё предстоит доучиваться. Впрочем, расстанутся они всего-то на год. Для военной семьи срок недолгий...
     По словам Людмилы, две её сокурсницы в прошлом году вышли замуж за офицеров - выпускников этого вуза. В общем, разлука её не пугает... Не исключено, что в будущем взвод девчонок, которые обучаются в вузе, станет, образно говоря, курсом офицерских жён.
     - В приказном порядке, - шутит заместитель начальника факультета по воспитательной работе подполковник Владимир Смачный.
     



     

     
Семейный расчёт стратега

     Утром старший сержант Андрей Ященко просыпается раньше, чем все его сокурсники. Нужно приготовить завтрак, накормить детишек и отвести их в детский сад. Ему помогает тёща, которая присматривает за младенцем, когда Андрей собирается в институт. Платона только выписали из роддома, и Татьяна снова, уже в третий раз, ушла в декретный отпуск, точнее опять продлила его. Однако это вовсе не значит, что всё свободное время она посвящает новорождённому. Чтобы дети ни в чём не нуждались, кроме работы в госпитале, где она по-прежнему остаётся младшей медсестрой, ей приходится преподавать химию по выходным в университете, а по ночам дежурить на складе.
     Иногда вся семья встречается прямо на лестнице: супруга возвращается домой, а муж спешит поскорее проводить детей, чтобы не опоздать на лекции. Бывает, что Татьяна задерживается и приходит только тогда, когда у Андрея уже начинаются занятия. Впрочем, и ему порой надо заступать в суточные наряды. Их даже для многодетных курсантов никто не отменял.
     - Мы знали, на что идём, - утверждает супруга. - Догадывались: будет нелегко...
     И всё же они не сетуют на скромное курсантское жалованье, почти треть которого тратится на детские игрушки: пистолетики, зайчиков, медведей или даже джип с пультом управления. Увидев его, трёхлетний Андрюша несколько дней затем упрашивал отца: пап, ну купи. Трудно отказать ребёнку, если у соседского Серёжи точно такая же машинка, и он только хвастается, а поиграть не даёт.
     Старшему сержанту Ященко в детстве не хватало игрушек. Поэтому ему не хочется, чтобы его сын был, как и он когда-то, ими обделён. Отец служил вдалеке от больших городов - на космодроме Байконур.
     Даже каникулы у Андрея проходили в воинской части.
     - Денег не хватало, а нас, детей, было пятеро, - вспоминает он. - Куда тут поедешь? Только пуски ракет вносили в гарнизонную жизнь какое-то разнообразие.
     Однако, невзирая на все трудности военной семьи, о которых Андрей знал не понаслышке, он тоже мечтал стать офицером. После школы твёрдо решил пойти в институт внутренних войск МВД. Приехал поступать, а военкомат, оказывается, собрал на него не все документы. Так и вернулся ни с чем.
     Ничего не поделаешь: подоспело время служить, отправился в армию солдатом - электриком роты охраны - там же, на Байконуре. Затем заключил контракт, но должностного продвижения это не сулило. Требовалось высшее образование. Для этого нужно было выбрать в РВСН подходящий вуз. Тогда их было четыре: в Москве, Ростове, Серпухове и Ставрополе. Колебаться долго не пришлось. Перед поступлением по Интернету познакомился со своей будущей супругой, а она жила в Ростове-на-Дону. Во-вторых, именно этот ростовский вуз окончил отец. В-третьих, у института была завидная репутация: около сотни его выпускников стали генералами.
     Конечно, о генеральских погонах Ященко тогда думал меньше всего. Ему не терпелось поскорее встретиться с той самой виртуальной собеседницей, общаться с которой было так интересно и легко.
     Безусловно, хотелось проверить: не обманывается ли он, не иллюзия ли всё это? Одно дело фотография на сайте знакомств, возможно, обработанная в фотошопе, а другое - человек, который может не оправдать ожиданий.
     - Вы не поверите, но влюбиться можно даже по Интернету, - признаётся Андрей, - а когда я увидел Таню, все сомнения развеялись сами собой. Именно такой я её и представлял. Сразу понял - это она. Свидания наши были короткими, я всерьёз готовился к экзаменам, очень уж хотелось поступить.
     На вопрос, чем вас поразила будущая супруга, старший сержант Ященко отвечает есенинским афоризмом: о любви в словах не говорят...
     Однажды вечером влюблённые прогуливались по набережной, а затем свернули на Большую Садовую. Проходя мимо загса, Андрей вдруг предложил Татьяне: может, завтра сюда заглянем. Вскоре втайне от всех они расписались. У них не было пышной свадьбы, да и где взять на неё деньги: он - курсант, а она - медсестра. Даже медовый месяц молодожёны провели «в гостях у тёщи».
     - К супруге меня, первокурсника, - продолжает старший сержант Ященко, - отпускали только под вечер. Но мы были и этому рады, ведь командование шло нам навстречу... Кстати, начальник факультета помог нам устроить детей в садик.
     Они по-прежнему живут у тёщи на окраине Ростова, и старшему сержанту Ященко до вуза - военного института Ракетных войск - добираться приходится с пересадками. Жена работает в разных концах города. Поэтому, невзирая на вечную нехватку средств, супруги решили купить хотя бы подержанные «Жигули». Главное - правильно выстраивать семейный бюджет. Подумали-поразмыслили, как и на чём сэкономить, и взяли старенькую «шестёрку». И хотя она то и дело капризничает, без мотора многодетной семье никак не обойтись.
     - Муж всё время в институте, - рассказывает Таня, - а дел-то невпроворот. То на дачу надо съездить, то в магазин, то в университет... Однажды сама поменяла свечи зажигания, оказалось - ничего сложного, затем отказал стартер - тоже разобралась. Обложилась книгами и научилась чинить карбюратор. Что ж поделаешь, Андрей всё время на службе. Такова она - доля жены военного. Сейчас сама делаю ремонт в квартире. Меняю полы. Поднимаю доски, вбиваю гвозди, работаю рубанком...
     Не стоит думать, будто бы супруг ни в чём не помогает ей. Андрей пеленает детей лучше жены, стирает вместе с Татьяной пелёнки и распашонки, а перед сном поёт Платону колыбельную. Он под неё лучше засыпает...
     И всё же, невзирая на все тяготы и отнюдь не женские заботы, которые легли на хрупкие плечи курсантской жены, она гордится, что её муж скоро станет офицером.
     - Я думаю, что судьба всё-таки есть, - признаётся Татьяна, - я всегда представляла себя рядом только с военным. Отец ведь тоже посвятил жизнь армии. Надеюсь, что и супруг сделает достойную карьеру. Я верю в него и горжусь им.
     Татьяне уже известно, кто такие стратегические ракетчики. Знает она и о том, что они несут боевое дежурство, надолго «пропадая» для близких. Многодетные семьи среди них - большая редкость.
     Татьяну это ничуть не смущает, она лишь с неким сожалением говорит о том, что рождение Платона ещё на год отсрочило защиту её кандидатской. По её словам, трое детей - не предел. Они не собираются на этом ставить точку. Ведь скоро лейтенанты будут получать приличные деньги.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex