на главную страницу

13 Апреля 2011 года

Контуры будущего

Среда

Пророчество Джека Лондона



Стремительное развитие событий в арабском мире, которое не предвидело подавляющее большинство аналитиков, как и накапливающиеся проблемы западного мира, показывает, что наша цивилизация подходит к какому-то рубежу, за которым человечество ожидает новая геополитическая и социально-экономическая реальность. Мнения о её контурах высказываются сегодня самые различные. Одну из точек зрения представил в интернет-пространстве Александр ЕЛИСЕЕВ. Его материал-пророчество «Предчувствие Железной пяты» пессимистичен. Но не будем забывать, что будущее всегда многовариантно, а кто проинформирован, тот, как говорится, предупреждён (материал публикуется с некоторыми сокращениями).

     В прошлом веке было очень много разговоров о том, что капитализм стал «социальным» и «народным». Многочисленные апологеты рынка обращали внимание на высокий уровень жизни, характерный для трудящихся Запада (США и Евросоюз). Дескать, западные элиты нашли способ, как сохранять и приумножать свои несметные богатства, позволяя богатеть и рабочим.
     Однако вскоре выяснилось, что мировая олигархия (от греческого слова oligon - немного; форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц, олигархов, и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу. - Ред.) сама не довольна таким порядком дел, хотя он вовсе не ущемляет их интересы. Да, им приходится делиться, но сама доля, которую они тратят на «социальное государство», ничтожно мала - в сравнении с объёмом их грандиозных состояний. По сути, это умеренная плата за собственную безопасность, которая оборачивается одним сплошным прибытком. Ведь легче же хозяйствовать тогда, когда не имеешь под боком миллионы голодных пролетариев, готовых разрушать всё «до основанья».
     Тем не менее после крушения СССР западные элиты (от французского слова elite - лучшее, отборное, избранное; элитаризм - концепция необходимости разделения общества на элиту, элитариев и массу. - Ред.) стали демонтировать «социальное государство», отказываясь от удобнейшей технологии, которая позволяла спокойно увеличивать свои капиталы.
     В чём же дело? Почему рубится сук «народного капитализма», на котором западные элиты столь удобно сидят последние несколько десятков лет? Логичным было бы предположить, что сук этот вовсе не был таким уж удобным, а, напротив, вызывал у них озлобление и раздражение. Но это означает, что их главной целью вовсе не является эффективное и безопасное накопление. Но что же тогда главное для них?
     Как представляется, мировые элиты ставят своей высшей целью такое накопление, которое сопровождалось бы тотальным обнищанием подавляющего большинства. Само же это большинство воспринимается ими как совокупность онтологически ущербных существ, удел которых - пребывать на абсолютном социальном дне.
     По их мнению, ущербность большинства выражается в его неспособности сосредотачивать мегакапиталы, само наличие которых уже свидетельствует о покровительстве неких могущественных (сверхъестественных) сил. В представлении элитариев большинство неспособно владеть ресурсами, однако пытается это делать. И если ему удаётся что-либо заполучить, то оно оскверняет богатство, которое может быть явлено в мир только по воле избранных (тут надо бы вспомнить кальвинистское положение о том, что богатство является показателем богоизбранности). Поэтому претензию большинства на собственность и власть нужно подавлять всеми методами - как экономическими, так и политическими.
     Собственно говоря, на раннем этапе развития капитализма всё так и было. Западные демократии представляли собой откровенно элитарные сообщества, в которых избирательные права имели только богатые граждане. Большинство же представляло собой бесправную толпу, которая подвергалась террору, направленному на то, чтобы привить уважение к собственности элитариев. Так, в Англии прошлого века подростка могли повесить за незначительную кражу.
     Экскурс в историю. Сверхэлитарная идеология родилась в недрах европейской средневековой аристократии. Изначально аристократия формировалась из храбрейших воинов, которые получали некоторые привилегии от военного вождя (государя) за то, что рисковали жизнью больше всех. По мере деградации самого Средневековья аристократы всё меньше хотели подчиняться монархам, но всё больше думали об укреплении собственного могущества - над «массами». Нарождающийся капитализм представлялся многим из них как идеальное средство для наращивания своей элитарной мощи.
     Именно аристократия, вернее её дегенерировавшая часть, инфильтрировалась в масонство, создав из этой традиционной корпорации строителей подрывную организацию, ставшую авангардом буржуазных революций. Аристократы - «новые дворяне» - провели капитализацию Англии - ещё до буржуазной революции. Богатые и знатные заговорщики поднимали буржуазию на антитрадиционный бунт, прикрываясь ею и активно инкорпорируясь в неё. При этом они направляли энергию недовольных против дворян, верных королю.
     Всё бы так и просуществовало - и элитарии вполне обошлись бы не только без социального государства, но и без элементарной демократии. Однако олигархия споткнулась на своей же собственной социально-политической мифологии. Элитарные творцы «великих буржуазных революций» поднимали бюргеров и простонародье на бунт, апеллируя к идее равенства, согласно которой все люди - равны. Их «эгалитаризм» (от французского слова egalite - равенство; концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам. - Ред.) был направлен в первую очередь против самодержавной власти монархов, которые часто защищали слабых и бедных от сильных и богатых.
     Магнаты всего лишь прикрывались идеей равенства, однако она была всерьёз воспринята многими идеалистами и моралистами, которые вполне искренне и самоотверженно бросили вызов «деспотизму», «угнетению» и т.д. Любая идея всегда находит своих идеалистов, которые понимают её буквально и часто серьёзно препятствуют планам «посвящённых».
     В интеллектуальном секторе элиты возникло мощное демократическое крыло, которое повело борьбу за равные избирательные права. А чуть позже уже в самом демократическом секторе появилось социалистическое крыло, которое потребовало равенства социального. Показательно, что демократами и социалистами очень часто становились люди весьма состоятельные (Роберт Оуэн, Фридрих Энгельс), и это оказывало некоторое деморализующее воздействие на олигархию.
     Более того, демократов стала поддерживать средняя буржуазия. Так, в Англии в XIX веке средней руки буржуа активно выступали за предоставление избирательного права рабочим. И это понятно - предприниматели, не посвящённые в «сверхчеловеческое» учение магнатов, желали одного - спокойно увеличивать свои доходы, для чего им были нужны грамотные, организованные работники, обладающие чувством собственного достоинства. В конечном итоге элитарии были вынуждены дать массам избирательное право, а также стали делиться с ними доходами от ограбления колоний.
     Победа радикальных социалистов (коммунистов-большевиков) в России заставила олигархию пойти на новые уступки большинству, что и привело к возникновению «социального государства». Это окончательно примирило западных рабочих с капитализмом, который стал «своим в доску», «народным».
     Однако Советский Союз рухнул - неожиданно быстро и шокирующе бесславно, из чего элитарии сделали далеко идущие выводы. Они пришли к мысли, что «левая альтернатива» во всех её проявлениях - от социал-демократии до большевизма - была грандиозной иллюзией, которая ввела в заблуждение всех или почти всех. Следовательно, никаких уступок массам, а их завоевания следует отвоевать обратно.
     * * *
     И вот элитарии Запада медленно, но верно разрушают здание, построенное ими же самими («социальное государство). Трудящиеся снова обращаются в пролетариат. Однако из нынешних избалованных европейских тружеников настоящих пролетариев уже не выйдет, даже если они очень постараются. Зато их можно завезти из стран «третьего мира» - из Азии и Африки. Собственно говоря, их и так уже завозят в большом количестве, что объясняют потребностью в дешёвой рабочей силе.
     В принципе это верное объяснение, однако оно не даёт всей глубины. «Дешёвые» пролетарии с «бедного Юга» нужны не только и даже не столько для того, чтобы чистить сортиры и помойки. Им предстоит стать подавляющим большинством западного рабочего класса. Причём нынешняя миграция - это ещё цветочки. В европейские СМИ просочилась информация о том, что наиболее масштабное вливание иностранной рабочей силы произойдёт из Чёрной Африки. Со ссылкой на некоего блогера газета Daily Express сообщает: «Евросоюз открыл в Кабо-Верде секретный центр занятости для мигрантов, желающих найти работу в Европе. Это уже второй шаг в проекте по привлечению 50 миллионов африканских рабочих в страны ЕС. Центр в городе Прайа стал вторым после аналогичного центра в Мали... Он будет «пилотным» для других подобных центров в Африке и Восточной Европе».
     В планы транснационального капитала входит переформатирование европейского «рабочего класса» (или «класса наёмных работников») в новый пролетариат, вкалывающий за минимальную заработную плату. И этот пролетариат должен быть как можно больше перемешан в этническом плане. Транснациональной олигархии нужна глобальная общность людей («серая раса»), полностью оторванная от почвы, традиций и прочего, не вписывающегося в «новый мир».
     
* * *

     Транснационалы деятельно готовят установление своей космополитической диктатуры. Национальные государства для усмирения зарвавшегося охлоса (народа) не подходят. Они слишком уж «заточены» под демократию. И они слишком уж социальны по своей сути. Собственно говоря, любое государство так или иначе социально, ибо представляет собой надклассовую организацию, призванную регулировать отношения внутри сообщества и сдерживать аппетиты богатых, защищая бедных. Да, какая-то социальная группа может узурпировать власть, но она всё равно вынуждена будет использовать надклассовый аппарат. И эта необходимость давно уже тяготит элитариев.
     Об этом ещё в начале прошлого века предупреждал писатель Джек Лондон в своём романе «Железная пята». Вплоть до недавнего времени были все основания считать, что литератор-социалист сгустил краски и не заметил грядущей гуманизации общества. Но есть все основания полагать, что он был прав (но только не предусмотрел временного отступления олигархов).
     О сворачивании демократии транснационалы задумались ещё в 1970-е годы. Важная веха в осознании приближения кризиса - 1975 год, пишет российский мыслитель Андрей Фурсов: «Тогда на Западе появился доклад «Кризис демократии», написанный по заказу «Трёхсторонней комиссии» С. Хантингтоном, М. Крозье и Дз. Ватануки. В докладе чётко фиксируются угрозы положению правящего слоя - прежде всего то, что против него начинают работать демократия и welfare state (государство всеобщего социального обеспечения), оформившиеся в послевоенный период. Под кризисом демократии имелся в виду не кризис демократии вообще, а такое развитие демократии, которое невыгодно верхушке. В докладе утверждалось, что развитие демократии на Западе ведёт к уменьшению власти правительств, что различные группы, пользуясь демократией, начали борьбу за такие права и привилегии, на которые ранее никогда не претендовали, и эти «эксцессы демократии» являются вызовом существующей системе правления... Вывод: необходимо способствовать невовлечённости (noninvolvement ) масс в политику, развитию определённой апатии. Надо, мол, умерить демократию, исходя из того, что она лишь способ организации власти, причём вовсе не универсальный».
     Сворачивание демократии недавно было предсказано ведущим теоретиком глобализации Жаком Аттали в книге «Краткая история будущего». Этот прогноз в сжатой форме излагает Юрий Акимов: «Став единственным законом в мире, рынок сформирует то, что Аттали называет гиперимперией, необъятной и планетарной, создающей торговые богатства и новое отчуждение, огромные состояния и ужасающую нищету. Природа там будет варварски эксплуатироваться; всё будет частным, включая армию, полицию и правосудие».
     Между прочим, такие частные армии, вместе с частными полициями, уже формируются и они готовы стать силовой базой нового мирового порядка, для диктатуры транснациональных корпораций (ТНК). Существуют частные военные и частные охранные компании (ЧВК и ЧОК), которые охраняют имущество международных дельцов, а также обеспечивают безопасность их сотрудников.
     В последнее время наиболее успешные фирмы такого профиля были скуплены ТНК, что говорит о многом. Вот описание одной из таких фирм: «...Настоящим феноменом военного бизнеса стала чрезвычайно успешная американская фирма Blackwater (с 2009 года «Блэкуотер» именуется Xe Services LLC. - Ред.). Эта компания пошла дальше всех, начав, по сути, создание своей наемнической мегакорпорации... Эта компания сформировала армию, оснащённую тяжёлым вооружением, боевыми вертолётами, бронемашинами Grizzly собственного производства. Было объявлено о покупке бразильских лёгких штурмовиков SuperTucano. В планах руководства - создание мобильной группировки для ведения боевых действий в любой точке мира, правда, только в интересах признанных правительств и ООН. Но лиха беда начало...»
     Конечно, пока ещё корпорации не могут похвастаться наличием таких армий, какие имеются в распоряжении у национальных правительств. Но ведь все ещё впереди. И в этом плане очень любопытен прогноз генерал-майора в отставке А. Владимирова: «Поскольку станет очевидным, что главным препятствием на этом пути рано или поздно станут национальные силовые структуры государств, то основные усилия «Альянса» (ТНК) будут направлены на формирование собственной военной профессиональной организации, по своим возможностям на порядок превосходящей существующие вооружённые силы отдельных (в том числе и великих) держав... Основной упор в подготовке «Армии Альянса» будет сделан на превосходящую подготовку и подавляющее технологическое превосходство её одиночных бойцов и отдельных отрядов, способных к эффективной (и эффектной) террористической и партизанской войне. В войне эти отряды будут руководствоваться исключительно приказами своего руководства и собственной достаточно эффективной «этикой наемника», позволяющей им гордиться своей «хорошо сделанной работой», подчеркнутым «суперменством», чётким профессионализмом и гарантированной (личной и семьи) материальной обеспеченностью. Подготовка таких отрядов будет тщательной и неспешной, причём они будут формироваться интернациональными составами, в которых будут представлены лучшие национальные школы и стили подготовки одиночных бойцов и профессиональных военных руководителей».
     Не исключено, что диктатура ТНК будет установлена в ходе грандиозных потрясений. Часть западного рабочего класса неизбежно поднимется на борьбу за свои права, причём в ход пойдут самые последние средства (вплоть до вооружённого восстания). Уже сегодня Европу сотрясают мощные акции протеста. Достаточно вспомнить грандиозный анархический бунт в Греции или многомиллионную забастовку во Франции, которая парализовала страну.
     И если Европу, а вслед за ней и США (возможно, вследствие ожидаемой второй волны мирового экономического кризиса) как следует рванёт, то национальные государства окажутся не в состоянии обуздать волну революционного протеста. И тогда в ход пойдут беспощадные терминаторы из транснациональных частных армий. А ТНК образуют нечто вроде Всемирного совета глобальных корпораций (идея Э. Тофлера), который станет пресловутым «мировым правительством». Что же касается национальных правительств, то их проклянут - за «национализм», «милитаризм», «популизм»...
     Возникнет иерархическое общество, пародирующее традиционную иерархию. Его, кстати, великолепно описал Джек Лондон. Его гениальная «Железная пята» - это картина нового кастового общества. На самом верху социальной пирамиды здесь находятся олигархи, представляющие собой не только капиталистов, но также и неких жрецов, которые всячески развивают искусство, мобилизуют общество на строительство гигантских городов и т.д. Ниже их находится каста наёмных военных (вот и частные армии!), которая на определённом этапе набрала такой вес, что стала оспаривать власть у олигархов. Ещё ниже - относительно немногочисленная каста избранных рабочих. Наконец, в самом низу расположено большинство бесправных рабов.
     ...Будущее, о возможных контурах которого предупреждал американский писатель, выглядит, признаем, мрачным, но отчаиваться не следует. Ведь развитие цивилизации многовариантно, и альтернатива всегда есть.
     


     


     

     В начале 1950-х годов два американских лётчика - ветерана Второй мировой войны основали частную авиакомпанию и получили подряд у министерства обороны США на авиаперевозки грузов военного назначения. Эта же компания (ныне называется Dyncorp) занялась обслуживанием военной техники в полевых условиях. В ходе операции «Буря в пустыне» (1991 год) её специалисты обеспечивали в боевых условиях техобслуживание вертолётов ВВС США.
     Компания Military Professional Resources Inc. (MPRI), основанная также отставными военными, специализируется на реформировании вооружённых сил небольших государств, разработке военных доктрин, подборе вооружения для «клиентов» и его закупке. Сотрудники MPRI участвовали во многих локальных конфликтах (помогали правительству Колумбии в борьбе с партизанами и албанским боевикам в Македонии, готовили хорватскую армии к операциям против сербов в 1995 году).
     Британская частная фирма HALO-trust засветилась на Северном Кавказе после первой чеченской кампании, официально занимаясь разминированием района боевых действий, а фактически готовя будущих подрывников из числа чеченских боевиков.
     Сотрудники американской Xe Services LLC (бывшая «Блэкуотер») помимо участия в военных конфликтах на основании правительственных контрактов (в частности, в Ираке и Афганистане) привлекались при ликвидации последствий урагана «Катрина» к наведению порядка в Новом Орлеане и пресечению бесчинств вооружённых грабителей и мародёров.
     Летом 1997 года на совещании в разведуправлении министерства обороны США детально обсуждался вопрос о последствиях «приватизации функций по обеспечению национальной безопасности». Аналитики РУМО сделали вывод, что в ближайшие десятилетия «частные военные компании» станут основным инструментом реализации политики США и их союзников в сфере военной безопасности за рубежом.
     

     


     


     

     Самолёт CASA 212-й частной военной компании в небе Афганистана.
     Ирак, наши дни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex