на главную страницу

19 Апреля 2011 года

События. Комментарии

Вторник

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ОПК

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Министр обороны России Анатолий Сердюков находится с рабочим визитом на Украине. В его программу включено посещение ряда предприятий украинского оборонно-промышленного комплекса и столицы Черноморского флота РФ Севастополя.

     Анатолий Сердюков посещает Украину по приглашению главы оборонного ведомства этой страны Михаила Ежеля. В ходе визита он побывает на ряде предприятий украинского ОПК и объектах вооружённых сил Украины, в частности, на полигоне взлётно-посадочных систем НИТКА в городе Саки и в Академии ВМС Украины имени П.С. Нахимова в Севастополе.
     Вчера Анатолий Сердюков ознакомился с работой Сакского центрального военного клинического санатория имени Н.И. Пирогова, Центра санаторного лечения и реабилитации «Крым», с организацией учебного процесса в Академии ВМС и в Военно-морском лицее в Севастополе. В академии украинская сторона продемонстрировала мультифункциональный навигационный тренажёр «Ходовой мостик» (тренажёр глобальной системы связи и безопасности на море).
     Запланировано посещение Черноморского судостроительного завода и Судостроительного завода им. 61 коммунара в Николаеве. А в Киеве российская делегация ознакомится с возможностями государственного предприятия «Антонов».
     Главная цель рабочего визита российской военной делегации заключается в обсуждении вопросов военного и военно-технического сотрудничества, а также реализации договорённостей, достигнутых в ходе четвёртого заседания подкомитета по вопросам безопасности Украинско-российской межгосударственной комиссии, которое состоялось в конце марта этого года.
     В двусторонних взаимоотношениях Россия и Украина всегда особое значение придавали военно-техническому сотрудничеству. ВТС между нашими странами базируется на соглашении от 26 мая 1993 года «О военно-техническом сотрудничестве», в котором Москва и Киев договорились осуществлять взаимовыгодное сотрудничество в военно-технической сфере путём сохранения и развития кооперационных связей.
     Однако в последующем, особенно в период «оранжевого» безвластия, стараниями сторонников вступления Украины в НАТО данное направление, по сути, было загублено. Об этом ярко свидетельствуют цифры. Так, в течение последнего десятилетия объёмы военно-технического сотрудничества Украины с Россией снизились с уровня 30-32 процента от общих объёмов оружейного экспорта до 20-24. В цифровом измерении это составляет приблизительно 210-240 млн. долларов в начале XXI века и порядка 200-215 млн. в течение последних двух лет.
     Вместе с тем с приходом к власти команды президента Виктора Януковича во взаимоотношениях России и Украины в области ВТС стала просматриваться тенденция, свидетельствующая о сближении подходов двух государств к ведению ВТС со странами дальнего зарубежья и укреплению интеграционных процессов ВПК обоих государств.
     В настоящее время в стратегическом сегменте взаимодействия двух стран не только сохраняется, но и развивается достаточно серьёзный уровень военно-технического сотрудничества: обслуживание РВСН, участие нескольких предприятий Украины в создании боевого самолёта 5-го поколения, оснащение газовыми турбинами военных кораблей и авиационными двигателями вертолётов и некоторых типов самолётов РФ.
     Сегодня Россия и Украина работают над рядом совместных проектов. Это и самолёт Ан-148, который серийно производится в Воронеже; программа самолёта Ан-70 - сейчас принято решение о дальнейшем развитии этого проекта, российское правительство финансирует эту программу; программа Ан-140 (производится в РФ).
     Кооперационные связи в авиационной области между Москвой и Киевом тесно переплетены. Например, все вышеупомянутые самолёты (Ан-148, Ан-140, Ан-70) выпускаются с двигателями производства украинского предприятия «Мотор Січ». Частично агрегаты поставляют с Харьковского машиностроительного завода ФЭД, Киевского серийного завода. Так, на Воронежский завод крылья для Ан-148 поставляются из Киева. Шасси - тоже украинского производства для Ан-140 и Ан-148 - Днепропетровского завода ЮЖМАШ.
     Более того, существуют предпосылки для дальнейшего расширения ВТС в этом сегменте - в крупных проектах, в которых Россия заинтересована в Украине и которые способны обеспечить мировое лидерство. Лучшим примером этому может служить проект модернизации Ан-124 «Руслан», который однозначно будет развиваться.
     Своё стремление активного сближения военно-промышленных комплексов обеих стран Россия реализовала в программе сотрудничества в военно-технической сфере, которая уже направлена в Киев. Касается она сотен предприятий российской и украинской стороны, так что это не просто отвлечённая программа. В её реализации заинтересованы обе стороны. Так, директор Института политического и военного анализа России Александр Шаравин отмечает: «Только в последнее время уровень государственного заказа в России растёт, но мы прекрасно понимаем, как тяжело жить оборонным предприятиям на Украине... Это как раз предпосылка к тому, чтобы мы более тесно сотрудничали. Следовательно, украинская сторона не менее заинтересована в военно-техническом сотрудничестве с Россией, а может, даже и больше».
     Украинский же ОПК интересен России своим технологическим лидерством в создании и производстве некоторых видов головок самонаведения для высокоточных средств поражения, в ракетном, авиационном и корабельном двигателестроении и некоторых других видах ВВТ. «Совместное создание тяжёлой стратегической ракеты, модернизация систем ПВО ЗРС С-300 и ЗРК «Бук», производство вертолётов Ка-50 (Ка-52), оснащаемых двигателями запорожского предприятия «Мотор Сич», и другие проекты выведут военно-техническое сотрудничество Украины и России на более высокий уровень», - уверен директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex