на главную страницу

19 Апреля 2011 года

Армия и общество

Вторник

СОРОК МИНУТ - И ВСЯ ЖИЗНЬ

Татьяна АНГЕЛОВА, Виктор ШУМЕЕВ.
Тоцкое-2, Оренбургская область.



     Мужество и мастерство


     СЕЙЧАС следователи по секундам, по сантиметрам восстанавливают картину чрезвычайного происшествия, и говорить о причинах случившегося пока ещё рано. Скажем лишь, что на занятиях по огневой подготовке девятнадцатилетний младший сержант Антон Буранов получил тяжёлое ранение. В результате самопроизвольного выстрела автоматического станкового гранатомёта «Пламя» граната ВОГ-25, не взорвавшись, вонзилась в тело Антона и застряла между лопаткой и плечевым суставом. Позже врачи установят диагноз: в результате минно-огнестрельного ранения в верхней трети правого плеча - многоосколочный перелом со смещением костных осколков, разможжением мягких тканей, повреждением сосудисто-нервного пучка, ишемия, травматический шок 3—4-й степени, повреждение плечевой артерии.
     Младшего сержанта со всеми предосторожностями оперативно доставили в Тоцкий гарнизонный госпиталь. Перетянуть рану жгутом и остановить кровотечение не представлялось возможным.
     - Мы не могли отвезти раненого сразу в операционную, на третий этаж, ведь граната могла взорваться в любой момент, - объясняет ситуацию начальник госпиталя подполковник медицинской службы Рафаэль Салимгереев. - Я срочно связался с начальником медицинской службы Центрального военного округа и получил от него разрешение на проведение операции в нестандартной обстановке и средствах защиты. В приёмном отделении подготовили под операцию кабинет первичного осмотра. Сразу решили, что женщин риску подвергать не будем, вместо операционных сестёр работать с раненым будут врачи-мужчины. Это хирурги - майор медицинской службы Вадим Русин и Михаил Тингаев, реаниматологи - подполковник медицинской службы Сергей Ходырев и Михаил Дахнюк. Позже убедились, что поступили правильно ещё и потому, что могла потребоваться мужская физическая сила. Операцию пришлось делать, удерживая больного на боку: граната прошла в заднюю поверхность лопаточной области и при рассечении мягких тканей могла выпасть из раны. Впрочем, совсем отказаться от помощи женщин не удалось: они взяли у раненого кровь на анализы, провели рентгенологическое обследование.
     Вызванные по тревоге сапёры проинструктировали медиков об особенностях взрывателя злополучной ВОГ-25, местоположение которой определили с помощью передвижного рентгеновского аппарата. Донорами в срочном порядке стали сотрудники госпиталя. На всякий случай вызвали и военнослужащих с аналогичной группой крови. Было ясно, что её понадобится очень много. У младшего сержанта и без того была большая кровопотеря, а впереди предстояла ещё и операция: чтобы извлечь гранату, придётся делать глубокое рассечение. Сразу скажем, что с момента ранения и до окончания операции Антон в общей сложности потерял около четырёх (!) литров крови. Всего же до отправки в Самару в окружной военный госпиталь в больного влили двенадцать литров крови и кровезаменителей.
     И ВОТ, облачившись в бронежилеты и лёгкие кевларовые шлемы, пришедшие на смену традиционным стальным каскам, бригада хирургов заняла место у импровизированного операционного стола. За каждым движением врачей внимательно следил их консультант сапёр капитан Асроров. «В шаговой доступности», в любую минуту готовые прийти на помощь мужчинам, по-рыцарски отстранившим их на время от работы, застыли операционная сестра Алла Бояркина, медсёстры-анастезисты Галина Ширяева и Татьяна Литвинчук.
     Даже далёкому от армии человеку понятно: одно неосторожное или неверное движение - и взрыв гранаты неизбежен, а замкнутое пространство приёмного покоя может превратиться в братскую могилу. Из соседних помещений вывели всех до единого. Постоянная связь на случай консультации поддерживалась с окружным госпиталем. О происшедшем был проинформирован губернатор Оренбургской области Юрий Берг, который заверил, что в случае необходимости окажет любую поддержку.
     После нескольких попыток хирурги сумели добраться до смертоносного заряда и осторожно извлечь его из тела младшего сержанта. После чего, уложив гранату в ящик с песком, сапёры вывезли её в безопасное место, где и уничтожили.
     ПЕРВЫЙ, самый опасный для врачей этап операции длился сорок минут. Затем наступила вторая фаза. Раненого перевезли в операционный блок, где операция длилась почти пять часов. И опять одна за другой следовали консультации со специалистами из окружного госпиталя. Теперь на карте стояла не только жизнь Антона, но и сохранность руки.
     - Конечно, мы понимали: ранение чрезвычайно тяжёлое и у нас мало шансов, чтобы спасти парню руку, но хирурги боролись до последнего, - признаётся начальник госпиталя. - Прилетевшие на вертолёте самарские медики подтвердили, что спасти её не удастся. Ампутация проводилась уже в Самаре, в окружном военном госпитале.
     Следующий этап - протезирование, которое, по предварительным сведениям, будет проводиться в Москве. И всё время рядом с Антоном - его мать.
     АНАЛОГИЧНЫЕ операции в нестандартной обстановке военным медикам доводилось делать и раньше. Например, в Чечне. Начальник гарнизонной поликлиники Станислав Цыбин вспомнает, как его друг Юрий Сикорский (сегодня он начмед Краснодарского военного госпиталя) оперировал солдата прямо в окопе, под огнём противника. Ногу раненому тогда удалось спасти.
     Оказалось, что и сам Рафаэль Сафагереевич, начальник госпиталя, не только талантливый администратор, но и превосходный хирург. Из него - правда, с величайшим трудом - удалось выдавить скупой рассказ о том, как однажды ему вот так же пришлось извлекать гранату из тела раненого прямо в блиндаже:
     - Это было в первую чеченскую кампанию. Тогда из-за неразберихи врачи работали и за фельдшеров, и за санитаров. Зато процент выживаемости был очень высоким. Мы были на войне, и главная наша задача состояла в том, чтобы оказать раненому квалифицированную первую помощь и довезти его живым до госпиталя. В боевых условиях операции, подобные сегодняшней, можно отнести к разряду чуда. Но и в стационаре наши врачи, считаю, проявили отвагу и мужество. Спасая жизнь раненому, они не думали ни о себе, ни о наградах. Но, думаю, они их достойны.
     

     

     На снимке: идёт операция - В. РУСИН, М. ТИНГАЕВ, А. БОЯРКИНА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex