на главную страницу

19 Апреля 2011 года

История Отечества

Вторник

КАК КРЕЙСЕР «ОРДЖОНИКИДЗЕ»
В АНГЛИЮ ХОДИЛ...

Капитан 1 ранга в отставке Виктор МУХОРТОВ,
участник похода 1956 года.



Боевые корабли входят в историю своего государства не только победами в морских сражениях. Иногда им приходится выполнять ответственные дипломатические миссии. Автору этих строк довелось быть свидетелем такой миссии моряков Балтийского флота.

     
Курс – на Портсмут


     55 лет назад, 15 апреля 1956 года, отряд кораблей Краснознамённого Балтийского флота в составе крейсера «Орджоникидзе» и эскадренных миноносцев «Смотрящий» и «Совершенный» покинул Балтийск и взял курс к берегам Англии.
     На борту крейсера находились Первый секретарь ЦК КПСС
     Н.С. Хрущёв, председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин, члены правительственной делегации, известный авиаконструктор А.Н. Туполев и мало кому известный в то время академик-атомщик И.В. Курчатов. Этот поход знаменателен тем, что тогда впервые в истории советского Военно-морского флота на боевом корабле доставлялась правительственная делегация такого высокого уровня в иностранное государство.
     На корабле во время похода члены делегации вели себя раскованно и доступно. К каждому из них можно было обратиться с любым вопросом. Мне также довелось пообщаться с Хрущёвым. Во время нашей беседы я сказал, что на партийном активе слышал о решении Советского правительства начать большие стройки в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом предполагалось пригласить рабочих из Китая. Хрущёв ответил: «Раньше, когда мы были с Булганиным и Микояном в Китае, разговор об этом действительно был. Но сейчас решили, что у нас хватит своей рабочей силы. Мы намерены обратиться с призывом в первую очередь к нашей молодёжи, а часть рабочей силы дадут нам промышленные города...»
     Помощник командира корабля капитан-лейтенант Варик спросил Булганина: «Правда ли, что Курчатов - трижды Герой Социалистического Труда?» Николай Александрович ответил: «Да, трижды Герой. Это наша большая голова. Он изобрёл атомную и водородную бомбы, как бы в Англии его у нас не украли».
     17 апреля крейсер находился в Северном море - это был день рождения Хрущёва (ему исполнилось 62 года). На юте корабля проходила церемония поздравления юбиляра. Хрущёв в своём выступлении поблагодарил собравшихся за добрые пожелания. Затем кратко рассказал о той ответственной миссии, которую предстоит выполнить в Англии, подчеркнул стремление советского народа к мирному сосуществованию со всеми странами. После официальных мероприятий мы все вместе сфотографировались, а потом посмотрели концерт ансамбля песни и пляски Балтийского флота.
     На следующий день нас ждал Портсмут - главная база военно-морского флота Великобритании.
     
Пребывание в Англии

     Утром 18 апреля на подходе к Портсмуту нас встретил английский эсминец «Виго», с которым мы обменялись салютом и в сопровождении которого прошли морской канал к стенке, где и отшвартовались. Члены советской правительственной делегации сошли на берег, их встретили официальные представители английского правительства и советского посольства.
     В первый же день пребывания большая группа наших офицеров была приглашена на дружественный обед английскими моряками плавбазы «Тайн». Сюда же прибыли офицеры с авианосца «Бульварк» и многих других кораблей. Весь приём по западному этикету проходил стоя. Это нас немало удивило. Было много напитков, а в качестве закуски подавались на палочке кусочек колбаски или маленькая сосиска. Что это для русского человека?
     А когда состоялся ответный визит английских офицеров к нам на крейсер, то мы их встретили по русскому обычаю. Усадили за столы, ломившиеся от обилия пищи и напитков. Не все англичане выдержали подобное гостеприимство...
     Во время нашей стоянки в Портсмуте произошёл инцидент, который потом стал широко известен как «дело Кребба». Ранним утром 19 апреля вахтенный на баке одного из советских эсминцев увидел, как у борта нашего крейсера всплыл человек в водолазном костюме и, пробыв на поверхности короткое время, вновь погрузился. Об этом немедленно было доложено командованию отряда. Возникло подозрение, что англичане пытаются провести тайный осмотр днища корабля. Не исключалась и диверсия - подрыв крейсера после выхода в открытое море. Поэтому срочно организовали осмотр подводной части.
     Вскоре нашему командованию стало известно, что исчез известный в британских ВМС подводный диверсант Лайонел Кребб. Предполагалось, что он погиб. Уже после распада СССР появилось много версий и самых невероятных предположений. Так, в одной из московских газет было опубликовано небольшое сообщение о том, что Кребб был... нашим разведчиком и на крейсере вернулся в Советский Союз. А в книге «Сто великих загадок XX века» утверждалось, что советские аквалангисты пленили англичанина, на борту крейсера его тайно вывезли в СССР, где он стал тренером советских подводников.
     В ноябре 2007 года по телевидению был показан фильм «Откровения морского дьявола». В фильме давалась новая трактовка событий, об этом рассказывал их участник Эдуард Кольцов. По его словам, после того как акустик крейсера обнаружил подозрительный объект под днищем корабля, Кольцову было поручено совершить погружение и действовать по обстоятельствам. Когда он спустился в воду, то вскоре заметил силуэт человека в легководолазном костюме, который устанавливал мину на правом борту - там, где находятся зарядные погреба. Соблюдая осторожность, он приблизился к водолазу и перерезал ему дыхательное устройство, затем ударил в горло. Труп пловца унесло течением, а мину наш аквалангист перенёс в угол пирса. За этот подвиг Эдуард Кольцов, как утверждал, получил орден Красной Звезды...
     
Возвращение
     на Родину

     27 апреля члены советской правительственной делегации возвратились из Лондона в Портсмут, и в этот же день крейсер «Орджоникидзе» вместе с эсминцами отдал швартовы и отошёл от пристани.
     Руководители и члены правительственной делегации редко появлялись на верхней палубе. Этому, видимо, не способствовала в открытом море мрачная, пасмурная погода.
     Знаменательным событием для нашего экипажа было присутствие на корабле таких крупных учёных, как авиаконструктор А.Н. Туполев и академик-атомщик И.В. Курчатов. Моё знакомство с Игорем Васильевичем Курчатовым состоялось ещё в Балтийске. Тогда мне было поручено встретить его на трапе и проводить в отведённую для него каюту, что я и сделал.
     Правда, в то время произошёл небольшой казус. Когда Курчатов поднялся на палубу, я подошёл к нему, представился и хотел взять у него портфель, чтобы помочь донести до каюты. Он вежливо остановил меня. Полагая, что всё это делается из-за скромности, я проявил настойчивость, и портфель был у меня в руках. Только позже я понял, что допустил бестактность. Ведь в портфеле у него были, очевидно, секретные документы, и он опасался доверить их незнакомому человеку. Но как бы там ни было, мы прошли по шкафуту в его каюту, я поставил его портфель на стол и пожелал ему счастливого плавания.
     На обратном пути в Балтийск нам выпала возможность организовать встречи академика Курчатова с личным составом корабля. Мне, как секретарю партийной организации крейсера, было поручено обратиться к Курчатову и, если он даст согласие, договориться о времени выступления.
     Игорь Васильевич приветливо принял меня в своей каюте и сразу же согласился, когда я передал просьбу экипажа. На вопрос о времени выступления он ответил: «Несмотря на то что у меня и здесь много работы, я всё-таки не хотел бы нарушать ваш распорядок дня, поэтому давайте организуем встречу, когда это удобнее для моряков».
     Договорились провести мероприятие после смены очередной вахты - в 16 часов. В назначенное время Игорь Васильевич пришёл в корабельный кубрик, сел на матросский рундук и около двух часов рассказывал собравшимся о мирном использовании атомной энергии. Рассказал он и о создании атомного оружия. Особенно подробно он говорил о том, как создавалась водородная бомба. Я хорошо запомнил его слова: «Всё, что случилось во время её испытаний, превзошло все наши ожидания, мощность бомбы оказалась поистине потрясающей». Потом нам стало известно, что испытание термоядерной бомбы было произведено 12 августа 1953 года.
     Ранним утром 30 апреля на горизонте показались берега родной земли. Балтийк встретил нас салютом боевых кораблей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex