на главную страницу

20 Апреля 2011 года

ПРИЗВАНИЕ

Среда

«КОРАБЛИК» НА ТУЖУРКЕ

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».
  Фото автора.



     ЭТО БЫЛО 9 Мая 1995 года, когда в ознаменование 50-летия Победы над фашисткой Германией в Астрахани в акватории Волги были выстроены в кильватерную линию украшенные флагами расцвечивания гражданские суда и корабли Каспийской флотилии. Строй растянулся на добрую морскую милю. Причём кораблям, стоявшим на якорях, время от времени приходилось подрабатывать винтами, чтобы удерживать равнение строя, так как в этом месте течение в половодье наиболее сильное. Торпедный катер № 118, на котором тогда служил главный старшина контрактной службы Василий Мешков, находился как раз в середине кильватерного строя.
     Когда начался праздничный салют, Василий, облачённый в белую парадную форму, как и все члены экипажа, находился в строю на верхней палубе катера. И вдруг между раскатами грома салюта он услышал отчаянный крик о помощи. Это за бортом течением проносило какую-то женщину (потом выяснится, что она упала в реку с борта ледокола, стоявшего выше по течению). Её пытались спасти моряки с других судов и кораблей, да тщетно - быстрое течение проносило несчастную женщину мимо, прежде чем моряки успевали прыгнуть за ней за борт. Решение спасти утопающую созрело в голове Мешкова мгновенно. Не тратя времени на раздевание, Василий прямо в одежде бросился в холодную волжскую воду. И вовремя. Успел подхватить отчаявшуюся уже было женщину, когда её проносило мимо 118-го. Удерживая её на плаву, стал отчаянно грести в сторону своего корабля. Но к борту торпедного катера старшине уже было не выгрести. Течение было настолько сильным, что Мешкову показалось, что их просто-напросто пронесёт мимо замыкавшего кильватерный строй рейдового тральщика (РТ-233). Но надежда умирает последней. Старшине удалось ухватиться за сброшенный вал. Сначала утопавшую, а затем и его самого вытянул на верхнюю палубу командир БЧ-5 мичман Вячеслав Халин. «Русалочку», как прозвали неожиданную гостью моряки, передали в руки бригады «скорой медицинской помощи», доставленной на борт с берега. Прощаясь со своим спасителем, женщина плакала и обещала, что обязательно найдёт его. А уже немолодой доктор БСМП с улыбкой похлопал Мешкова по плечу:
     - Не дрейфь, моряк, с ней будет всё в порядке. А ты молодец, сразу двоих спас! Ведь «русалочка»-то на седьмом месяце. Получается, что ты двоих спас...
     Ту женщину Василий больше не встречал. Наверное, не до Мешкова тогда было будущей маме. А от командира дивизиона за тот прыжок в воду он получил хороший нагоняй. Внутренне старшина, конечно, понимал, что по-своему старший офицер прав. Самовольно прыгая за борт, чтобы спасти женщину, он нарушил требования Корабельного устава ВМФ, который определяет, что спасать человека, оказавшегося за бортом, можно только по команде командира корабля. А с другой стороны, промедли Мешков хотя бы миг...
     Сама судьба потом отблагодарит Василия за совершённый им благородный поступок. Спустя годы он станет мичманом, возглавит экипаж именно этого рейдового тральщика, а его тужурку украсит нагрудный знак командира корабля! Согласитесь, не каждый мичман ВМФ может быть удостоен такой чести.
     ..ИСКУССТВО быть хорошим командиром Василий Мешков постигал, как говорится, не по учебникам, а эмпирически. Его можно считать самоучкой, потому что набирался опыта и вырабатывал командный голос по ходу военно-служебных отношений во всём их многообразии.
     Службу начинал в 1990 году в качестве матроса, позже главного старшины на атомном подводном крейсере (пос. Рыбачий, Камчатка). Потом продолжил её на Каспийской флотилии в качестве контрактника на катерах - торпедном, затем ракетном. Попутно перенимал педагогический опыт у офицеров, которые в разное время его самого воспитывали и учили военному делу «настоящим образом», - у капитанов 2 ранга В. Милованцева, О. Калмычкова. С учителями Мешкову повезло. Милованцев, в 1990-е годы командовавший дивизионом торпедных катеров, на одном из которых Василий и начинал контрактную службу, способствовал его поступлению в школу мичманов и прапорщиков. А Калмычков, будучи в 2003 году командиром дивизиона тральщиков, походатайствовал о назначении мичмана Мешкова командиром рейдового тральщика. Василий навсегда останется благодарным этим офицерам за доброе участие в его становлении как мастера военного дела, как командира корабля 4 ранга. Перенял у них старший мичман всё самое лучшее. Не принуждением, а побуждением, не окриком, а напутственным словом, личным примером трудолюбия, неустанной борьбой за лучший результат дня, недели, месяца стремится воспитывать Василий вчерашних школьников в матросской форме.
     После включения Каспийской флотилии в состав Южного военного округа сюда зачастили проверяющие из Ростова-на-Дону. Последний раз рабочая группа под руководством начальника управления подготовки войск ЮВО генерал-майора О. Торгашева работала здесь в конце января. С лёгкой руки армейских офицеров из этой группы противоминные корабли получили прозвище «сапёрные корабли». Между прочим, очень точно схвачено. Профессия моряка противоминного корабля сродни профессии сапёра. Ведь так же, как и сапёры, рискуя собой, тральщики идут впереди корабельных групп или караванов судов, чтобы обезопасить их от мин самых различных классификаций. Только если сапёр имеет дело с противотанковыми или противопехотными минами, различными фугасами и самодельными взрывными устройствами, то экипажи тральных кораблей - с минами плавающими, донными, движущимися, контактными, неконтактными, с приборами кратности...
     Недавно один из «сапёрных кораблей» - рейдовый тральщик (командир старший мичман В. Мешков), находившийся в дежурстве по ПВО и ППДО в своем пункте базирования, подвергся проверке рабочей группы штаба ЮВО. Проверяющих интересовало многое и в первую очередь состояние документации дежурных сил соединения. И оказавшийся в тот момент в центре внимания проверяющих старший мичман Василий Мешков не посрамил чести своего соединения. Офицеры штаба округа в ходе работы на этом корабле сделали вывод, что представленная для проверки документация полностью соответствует требованиями руководящих документов. Удовлетворили их и чёткие, грамотные ответы Мешкова на все поставленные ими вопросы. Что и было отражено в соответствующем акте о проверке.
     Поинтересовались представители вышестоящего штаба также и прохождением военной службы Мешковым. И выяснили, что старший мичман, имеющий 28 лет общей выслуги (при возрасте 39 лет), за 7 лет командования рейдовым тральщиком успешно выдержал 3 инспекции со стороны Минобороны и 4 проверки со стороны Главкомата ВМФ. Что за время службы на тральщике он совершил около сотни выходов в море. Под его руководством корабль не раз показывал высокую выучку во время многих учебных тралений, в том числе и призовых. Такой послужной список не мог не вызвать уважения даже у видавших виды службистов. На прощание проверяющие из штаба округа пожелали морякам соединения кораблей ОВР успехов при сдаче первой курсовой задачи, которая запланирована на конец февраля...
     Да, сдача первой курсовой задачи, или К-1, подготовка к которой сейчас в самом разгаре, - пожалуй, самый серьёзный этап зимней боевой учёбы, от преодоления которого зависит успешность выполнения всех остальных мероприятий учебного года. Сдавать К-1 Мешкову, как говорится, не впервой. Последние несколько лет подряд лично командир соединения принимал задачу у экипажа РТ-233 и каждый раз оценивал базовую подготовку рейдового тральщика, т. е. боевую организацию и готовность решать задачи в море с оценкой не ниже, чем на «хорошо». Алгоритм подготовки к сдаче К-1 Мешковым отработан до автоматизма. Но лично для Василия эта курсовая задача - не просто отчёт перед командованием о проделанной работе в организационный период, а прежде всего смотр боевых возможностей экипажа накануне выхода в море. Кому, как не ему, знать, что хорошая профессиональная подготовка матроса в базе - это гарантия и бдительного несения ходовой вахты у горячих механизмов, и выполнения норматива по приготовлению корабля к постановке трала, и недопущения травматизма при работе трального расчёта с тралчастью на верхней палубе при поиске мины в открытом море.
     Я нахожусь в каюте командира корабля, а её хозяин старший мичман Мешков делится со мной своими текущими заботами.
     - При смешанном комплектовании более половины экипажа РТ-233 составляют военнослужащие по призыву. - рассказывает Василий. - И за последние месяцы личный состав срочной службы здесь почти полностью обновился. И всё было бы ничего, если бы пацанов призывали не на год, а хотя бы на два. До слёз ведь обидно бывает, когда с такими трудами взращенных специалистов весной или осенью приходится увольнять в запас. Из-за короткого срока службы военнослужащих по призыву эффективность работы всей флотской системы по обучению и воспитанию рядовых матросов сводится к минимуму. Вот посмотрите. Осенью 2010 года после полугодичного обучения на минёра в учебном подразделении прибыл для прохождения службы на тральщике матрос Имам Ильдеров. Старательный, способный к флотскому ремеслу паренёк буквально рвётся в море, чтобы поработать в составе трального расчета. Неплохой минёр со временем вышел бы из Имама. Но всерьёз рассчитывать на него мне не приходится, потому что первый выход в море состоится, скорее всего, в апреле, а в мае этого матроса уже уволят в запас...
     Рассказал Мешков и о ситуации, сложившейся с должностью радиста, на замещение которой после ухода в запас выслужившего свой срок матроса другого человека так и не прислали. Ясно, что командование соединения не оставит корабль без столь нужного специалиста. Но кандидатура на эту должность будет известна ближе к лету, во время очередного весеннего призыва. При таком раскладе речь тогда придётся вести уже не о планомерной подготовке прибывшего новичка, а о так называемом срочном натаскивании его по специальности уже в ходе активной навигации. Согласитесь, не самый лучший вариант обучения. Проще было бы такую дефицитную должность, как радист, закрепить по штату за военнослужащим контрактной службы.
     Вообще-то подготовка радиста во время выхода в море под личным контролем командира рейдового тральщика - задача вполне выполнимая, но при условии, что экипаж в своём подавляющем большинстве будет, что называется, сколочен и допущен к выполнению задач в море. Для того и приходится Мешкову тратить столько сил и нервов. Труд, помноженный на труд, - такую формулу службы вывел для себя командир рейдового тральщика. Порой сутками не сходит старший мичман с борта корабля, проигрывая частные и корабельные боевые учения, отрабатывая нормативы по борьбе за живучесть, по отражению атак подводных диверсантов, применению средств защиты от поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия.
     И тем не менее, несмотря на высокую загруженность и наличие проблем, служба на тральщике для Василия Мешкова - в радость. Он постоянно в поиске идей, реализация которых позволила бы ещё выше поднять уровень боевой подготовки личного состава. В своё время именно Мешков проявил инициативу по повышению профессиональной выучки командиров кораблей из числа мичманов путем заочного обучения в астраханском речном училище. Следуя примеру Василия, окончили это учебное заведение и стали дипломированными судоводителями сразу восемь командиров артиллерийский катеров и рейдовых тральщиков из числа мичманов. И им это в радость, и флоту польза.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex