Президент РФ Дмитрий Медведев обсудит сегодня складывающуюся ситуацию в Ливии с генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном, который находится в России с официальным визитом. Пан Ги Мун также выступит на расширенном заседании Постоянного Совета при Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) после переговоров с генсекретарём ОДКБ Николаем Бордюжей.
Тема Ливии в связи с тем, что ситуация в республике зашла в тупик и каждый день от бомбардировок гибнут мирные люди, является одной из серьёзных проблем мирового сообщества. Тем временем авиация стран НАТО продолжает наносить удары по правительственным ливийским объектам. Как сообщило государственное телевидение Ливии, бомбёжке подверглась «телекоммуникационная инфраструктура в нескольких ливийских городах». Силы ВВС Запада также подвергли обстрелу и столицу Триполи. Жертвами бомбардировок НАТО в Ливии за минувшие сутки стали 11 мирных жителей, ещё 18 получили ранения. Кроме того, государственный телеканал «Аль-Джамахирия» сообщил, что семь человек стали жертвами ударов в районе Халя-эль-Фарджан в Триполи. По данным телестанции, «крестоносцы-агрессоры» обстреляли столичный квартал четырьмя ракетами, разрушив несколько домов. Информационное агентство «Джана» также сообщило, что в результате совершённого в среду вечером налёта на город Бир-Ганам (70 км к юго-западу от Триполи) погибли четверо гражданских лиц. Также были разрушены объекты инфраструктуры.
Не прекращаются ожесточённые бои за третий по величине город Джамахирии - Мисурату (200 км к востоку от Триполи). Столкновения продолжаются в районе трассы, ведущей к морскому порту. Верные Каддафи части предприняли попытку отрезать осаждённый город от единственного пути, связывающего его с внешним миром. Ливийские повстанцы со своей стороны заявили, что им удалось ликвидировать в районе Мисураты более 100 солдат армии Каддафи. По данным местных врачей и мятежников, жертвами боёв за Мисурату с конца февраля стали более тысячи человек.
В Мисурате в ночь на 21 апреля скончался известный фотокорреспондент Крис Хондрос, освещавший военные конфликты по всему миру с 1990 года. Среди мест его командировок - Косово, Ирак и Афганистан. 41-летний журналист получил тяжёлое осколочное ранение в голову в ходе столкновений правительственных войск с силами оппозиции. Хондрос являлся обладателем престижной премии для фоторепортёров World Press Photo.
Жертвой миномётного обстрела в Мисурате стал также широко известный на Западе британский журналист и фотограф Тим Хетерингтон - один из режиссёров документального фильма о войне в Афганистане, который в 2011 году был номинирован на премию «Оскар». Он пользовался среди коллег уважением за храбрость и чувство товарищества.
В связи с этим пресс-секретарь Белого дома Джей Карни заявил, что правительство Ливии должно принять меры по защите работающих в стране журналистов. «Мы были опечалены известием о гибели двух журналистов во время выполнения ими своей работы в Мисурате, - говорится в его заявлении. - Мы глубоко обеспокоены судьбой других журналистов, которые получили ранения». Карни напомнил, что «журналисты во всём мире ежедневно подвергают свою жизнь опасности, информируя мировую общественность о событиях, а также добиваясь подотчётности мировых лидеров и предоставляя трибуну тем, кто не имеет другой возможности высказать свою точку зрения». «Правительство Ливии и все остальные правительства должны предпринять шаги по защите журналистов, выполняющих свою важную работу», - подчеркнул представитель Белого дома.
Тем временем глава ливийского Переходного национального совета (ПНС) Мустафа Абдель Джалиль, который находится сейчас с визитом в Париже, сообщил, что «президент Франции Николя Саркози согласился посетить город Бенгази – главный оплот противников режима Каддафи». При этом Джалиль подчеркнул, что такая поездка «станет очень важным событием для поддержания боевого духа революции». В свою очередь Николя Саркози пообещал повстанцам усилить авиаудары коалиции по силам Муамара Каддафи.
На переговорах в Елисейском дворце речь шла в основном о решениях, которые способствовали бы защите гражданского населения. «Мы предоставляем французскому президенту полную свободу в принятии необходимых мер любыми средствами, – отметил глава ПНС. – Но мы не обращались специально с просьбой о проведении наземной операции». В то же время Абдель Джалиль считает, что для доставки гуманитарной помощи в осаждённый армией Каддафи город Мисурата «необходимо принять меры для защиты гуманитарных конвоев». «В настоящее время снабжение этого города осуществляется с моря, – сказал он. – Однако если порт будет разрушен, то Мисурата будет окружена и начнётся её осада».
Однако министр обороны Франции Жерар Лонге открыто дал понять, что отправка сухопутных войск в Ливию для осуществления там наземной операции против режима Каддафи исключена, объяснив этот тем, что подобный шаг не санкционирован Советом Безопасности ООН. При этом представитель ПНС Абдель Хафиз Гуга, вторя главе ПНС, заявил, что ливийская оппозиция не возражает против присутствия на территории страны иностранных наземных сил, которые могут быть введены для защиты гражданского населения. Такой шаг, по его словам, «необходим для обеспечения безопасных коридоров для доставки гуманитарной помощи».
Делегация ПНС, прибывшая в столицу Марокко, заявила, что ливийские повстанцы привержены принципам «диалога, национального примирения и демократического выбора». Во время встречи с министром иностранных дел и сотрудничества Марокко Тайебом Фасси Фихри эмиссары ПНС отметили, что «в настоящее время Ливия переживает острейший кризис», рассказав о тяжелейшей гуманитарной ситуации, которая сложилась в зоне наиболее ожесточённых боевых действий между повстанцами и правительственной армией, в частности в городе Мисурата. Фихри указал на «необходимость сохранения территориальной целостности и национального единства Ливии». Официальный Рабат, по его словам, «выступает за политическое урегулирование, вытекающее из открытого диалога и отвечающее интересам народа Ливии и его законным чаяниям». Марокканский министр подчеркнул, что «резолюция Совета Безопасности ООН за номером 1973 предлагает параметры всеобъемлющего урегулирования кризиса, которое позволит Ливии вновь обрести стабильность, а ливийскому народу – самому выбрать своё будущее».
Между тем, комментируя ситуацию в Ливии, глава федеральной разведывательной службы Германии (BND) Эрнст Урлау отметил, что оружие из разграбленных армейских складов попало не только к повстанцам, выступающим против Муамара Каддафи. Часть вооружений, по его мнению, оказалась в южных районах страны, которые традиционно считаются оплотом радикальных исламистов. Глава немецкой разведки также выразил мнение, что «Аль-Каида» не играла никакой роли в свержении режимов в Тунисе и Египте, а также беспорядках в Ливии. Для террористов, так же как и для местных властей, эти события стали полной неожиданностью, считает он. Однако сейчас, выразил уверенность Урлау, «Аль-Каида» попытается извлечь пользу из сложившейся ситуации. «Следует ожидать, что она постарается склонить мусульман в других африканских странах к вооружённой борьбе, попытается захватить в заложники туристов или предпринять ряд других акций, чтобы привлечь к себе внимание», – заявил Урлау.
Что касается положения в Ливии, а именно военного аспекта противостояния сторонников и противников Каддафи, то, по словам Эрнста Урлау, в стране сложилась патовая ситуация. Глава BND отметил, что Ливию нельзя сравнивать с другими североафриканскими странами, поскольку племенная принадлежность играет в Ливии куда более серьёзную роль. При этом многие ливийские племена участвуют в распределении прибыли от торговли нефти и газом. Как долго Каддафи продержится у власти, предсказать, по мнению Урлау, сложно. «Регион вокруг Триполи – зона влияния Каддафи – в племенном отношении гораздо более сплочён, а население более многочисленно, чем на востоке страны, который контролируют повстанцы», – отметил глава разведки ФРГ.
«События в Ливии повысят экспортный потенциал систем ПВО российского производства», – считает заместитель генерального директора Конструкторского бюро приборостроения (КБП, Тула) Юрий Савенков. «Вы видите, что творится сейчас в Ливии? Совершенно чётко и ясно: если нет противовоздушного прикрытия колонн на марше или быстрого противовоздушного прикрытия, любая оборона и любая техника уничтожается», – уточнил Савенков, говоря об экспортном потенциале зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С». «Мы уверены, что если бы он был сейчас в Ливии, он бы очень здорово себя показал. Он как раз предназначен для ведения таких боевых действий», – подчеркнул Савенков.
На снимках:Бенгази. Снимок сделан Крисом Хондросом 15 апреля с.г.; Тим Хетерингтон.