Уже 25 лет отделяют нас от того апрельского дня, после которого весь мир узнал слово «Чернобыль». Имя маленького городка в Киевской области раз и навсегда стало нарицательным. Впервые после трагедий в Хиросиме и Нагасаки ядерная катастрофа вновь оказалась реальностью...

Хронологию тех событий спустя время восстановили буквально по секундам. В подробностях рассказали нам о том, кто и как допустил ошибки, ставшие фатальными не только для самой станции, но и для огромного числа людей, населявших её окрестности, для целых районов и областей. Да что там - сегодня уже в открытую признаётся, что именно Чернобыль, его экономические и политические последствия стали отправной точкой будущего развала страны. Серьёзными экологическими проблемами, стагнацией развития науки, частью которой был и мирный атом, заплатило за эту катастрофу и всё человечество.
Историки, аналитики, публицисты, не упустив ни малейшего факта, давно составили страшную летопись катастрофы. В ней признаётся: реальностью тех дней стали не только боль и ужас от невидимой угрозы, но и беспримерное мужество тех, кто в первые же часы и минуты бросился в бой с безжалостным врагом.
Конечно, в чём-то ликвидаторы (так их назвали позже) могли и не осознавать, с какой смертельной опасностью им пришлось столкнуться. Но поступить иначе они попросту не могли. Слова «долг» и «ответственность» в те времена были не громкими символами, а жизненным принципом. И прежде всего - для людей в погонах.
Лишь годы спустя придут к ним и заслуженные льготы, и столь необходимая государственная поддержка (к сожалению, не всегда достаточная, да и не всегда своевременная). Тогда же об этом никто не задумывался, никаких привилегий и преференций себе не требовал. Бывший начштаба ВВС Киевского военного округа генерал-майор авиации (впоследствии - генерал-полковник, командующий фронтовой авиацией ВВС России, получивший после Чернобыля звание Героя Советского Союза) Николай Антошкин вспоминал, как, пренебрегая опасностью, раз за разом шли на взлёт, держа курс к развороченному «кратеру» энергоблока, экипажи военно-транспортных вертолётов. Количество вылетов превышало допустимые нормы, лётчики и борттехники работали буквально на износ, вручную сбрасывая в эпицентр взрыва подготовленные смеси. Но все понимали: не загасишь кишащий рентгенами реактор - радиацию разнесёт ещё дальше, пострадает ещё большее число людей...
А вспомним самоотверженный труд специалистов войск РХБЗ, воинов инженерно-сапёрных подразделений, военных медиков, водителей, строителей в погонах... Звание «чернобылец» объединило их, как до этого молодых фронтовиков 1980-х объединило звание «афганец». Здесь, в Чернобыле, они действовали как на войне: были здесь и своя передовая, и тыл, и задачи, не для красного словца названные боевыми. Только вот противник тут был невидимый, и от этого ещё более опасный...
К сожалению, сегодня события тех лет вспоминаются с ещё большей остротой. Параллель с чернобыльской катастрофой заставила провести ситуация на японской АЭС «Фукусима-1». И после событий в Японии мы словно расписались в своём бессилии перед мощью природы, укротить которую удаётся далеко не всегда. Мир вновь осознал, что с атомной энергией не шутят, что ей необходимы жёсткий контроль, гарантия от любых катаклизмов. А людям необходима надёжная защита от последствий подобных катастроф.
В 25-ю годовщину чернобыльских событий мы вновь вспоминаем и ту трагедию, и тех людей, кто сумел одержать победу над коварным врагом. Тысячи специалистов - генералов, офицеров, солдат, сержантов, гражданских служащих - прошли через Чернобыль, пожертвовали своим здоровьем, прикрыли собой мир от смертельной опасности. Не все из них дожили до нынешней даты, назвать которую «юбилеем» не поворачивается язык. Будем же хранить в памяти их имена и их героический подвиг. Подвиг во имя Человечества.