Неторопливая Пина, давшая имя Пинску, служит природным зеркалом, в котором отражаются величие, красота и неповторимость этого города. Огибая его древнейшую часть, река, словно сабля, отсекает Пинск от необозримых полесских болот.
Вдруг на набережной Пины, среди деревьев, мы увидели советский военно-морской флаг... На берегу реки на постаменте навечно застыл бронекатер с номером 92, первым с десантом морской пехоты ворвавшийся в оккупированный Пинск в августе 1944-го. Мемориал посвящён морякам Днепровской флотилии, которые принимали участие в освобождении города.
Но сначала был 1940 год. И тогда, в сороковом, на улицах Пинска, удивляя местных жителей, замелькали бескозырки и синие форменки краснофлотцев советской Пинской флотилии. Появились моряки в Пинске не случайно.
После 17 сентября 1939 года Государственная граница СССР существенно продвинулась на запад. В связи с тем что Киев оказался в глубоком тылу, стратегическая роль существовавшей тогда Днепровской флотилии значительно уменьшилась, и по предвоенным оперативным планам никаких боевых действий в районе Днепра вести не предполагалось. Речные корабли и командование Днепровской флотилии необходимо было перебазировать поближе к новой границе. В конце концов предложение наркома ВМФ о переводе командования Днепровской флотилии в Пинск, где уже с осени 1939 года базировались некоторые корабли флотилии, было принято. Штаб флотилии оставался в Киеве до лета 1940 года.
Пинская речная военная флотилия начала создаваться согласно приказу наркома ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова за № 00184 от 17 июня 1940 года с главной базой в Пинске и тыловой в Киеве под командованием капитана 1 ранга (позднее контр-адмирала) Д.Д. Рогачёва. Встреча командующего, прибывшего в Пинск на глиссере, прошла на флотилии по всей форме. Корабли были построены в две колонны с экипажами на верхних палубах. Рапорт командующему отдал назначенный начальником штаба Пинской флотилии капитан 2 ранга Г.И. Брахтман.
В советскую Пинскую военную флотилию вошла значительная часть кораблей бывшей польской речной флотилии. Не случайно Пинск был избран главной базой вновь созданной флотилии. Ведь именно в этом городе можно было использовать речной порт, судоремонтные мастерские и фортификационные сооружения своей предшественницы - бывшей польской Пинской флотилии. Более того, в спешном порядке реконструировали Днепровско-Бугский канал, который связывал бассейн рек Днепра и Вислы, соединяя Припять через Пину (около Пинска) с Бугом (около Бреста), что имело немаловажное значение для советской Пинской флотилии.
К началу войны с Германией Пинская флотилия насчитывала в своих рядах 2.300 краснофлотцев, старшин, средних и старших командиров. Она состояла из командования и штаба (штабу флотилии были приданы корабли «Буг» и «Припять»), речных сил, манёвренных соединений, сухопутных и тыловых частей.
Речные силы включали дивизион мониторов (мониторы «Бобруйск», «Смоленск», «Витебск», «Житомир», «Винница»), группу канонерских лодок (канонерки «Трудовой» и «Белорус»), дивизион бронекатеров, дивизион тральщиков, минный заградитель «Пина» и учебный отряд.
Таким образом, к началу войны речные силы Пинской флотилии, кроме вспомогательных судов и двух штабных кораблей, состояли из семи мониторов, четырёх канонерских лодок, тридцати бронекатеров, минного заградителя «Пина» и семи тральщиков - всего 49 боевых судов.
Страшная катастрофа не только для Пинской флотилии, но и для всей страны разразилась 22 июня, когда в 4 часа утра по московскому времени нацистская Германия напала на СССР. Согласно плану «Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 года, главные силы групп армий «Центр» и «Юг» должны были объединить свои усилия восточнее поймы реки Припять, оставляя в стороне почти стокилометровый «Припятский полесский коридор».
В тот роковой для Советского Союза день в Пинске находились передовой отряд (один монитор, 4 бронекатера) и основные силы Пинской флотилии (4 монитора, 6 бронекатеров, минный заградитель «Пина»), а остальные её корабли были в тот момент в Киеве. В связи с нападением Германии на СССР они по приказу командующего флотилией стали сосредотачиваться в районе Мозырь - Дорошевичи на реке Припять.
И вот 22 июня 1941 года отряд боевых кораблей Пинской флотилии, невзирая на царящие вокруг панику и неразбериху первого дня войны, пошёл на запад, навстречу врагу, на помощь осаждённой Брестской крепости. Утром 23 июня 1941 года корабли передового отряда под командованием начальника штаба флотилии капитана 2 ранга Г.И. Брахтмана прибыли к Кобрину, а основные силы флотилии под флагом её командующего контр-адмирала Д.Д. Рогачёва в это время находились в Днепровско-Бугском канале, в 16-18 км от Кобрина. И они пришли бы на помощь, если бы не роковое обстоятельство. До Бреста оставалось несколько десятков километров, когда в канале начал резко падать уровень воды, - наступающие немецко-фашистские войска взорвали шлюзы. Под угрозой потери судов флотилия вынуждена была отойти к Пинску.
А дальше началась боевая деятельность флотилии, эффективность которой отметили и на самых высоких уровнях фашистского вермахта. В начале августа 1941 года в военном дневнике начальника германского генерального штаба Ф. Гальдера появилась такая запись: «На наступление оказывают влияние мониторы...» Речь шла о кораблях Пинской военной флотилии. Немногие советские танковые корпуса удостаивались упоминания в дневнике Гальдера.
Вот хронология первой самой тяжёлой недели войны.
24 июня. Корабли Пинской военной флотилии сосредоточились на реке Пине и заняли позиции на западных подступах к Пинску.
25 июня. Корабли и части Пинской флотилии совместно с подразделениями армии вели бои на западных подступах к Пинску.
26 июня. Корабли и береговые части Пинской флотилии совместно с сформированным из отходящих подразделений 3-й армии стрелковым батальоном прикрывали Пинск с запада.
28 июня. Пинская флотилия, обороняя Пинск, приступила к переводу главной базы в Наровлю, а корабли флотилии - в район Лунинец - Лахве .
2 июля. Разведка Пинской флотилии установила, что оставленный Пинск противником не занят. Начальник Генштаба приказал командиру 75-й стрелковой дивизии войти в город и организовать его оборону совместно с кораблями Пинской военной флотилии.
3 июля. Части 75-й стрелковой дивизии и корабли Пинской флотилии вошли в Пинск и заняли рубежи обороны, однако в 23.00 командующий 21-й армией приказал оставить город.
4 июля. На рассвете был оставлен Пинск, а в 12.30 в него вступили немцы. Таким образом, контр-адмирал Рогачёв выполнил приказ командующего 21-й армии, а не самовольно оставил город, что ему впоследствии ставили в вину.
5 июля. По приказу наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова Пинская флотилия поступила в оперативное подчинение командующего 21-й армией, а 6 июля она и войска 75-й стрелковой дивизии оборонялись на линии Лунинец - Туров. На следующий день корабли флотилии помогли партизанскому отряду под командованием В.З. Коржа переправиться через Припять.
После боя у деревни Ольшаны на следующий день Пинская флотилия была разделена на три отряда: Березинский (командир - капитан 2 ранга Г.И. Брахтман), Днепровский (командир - капитан 1 ранга И.Л. Кравец), и Припятский (командир - капитан-лейтенант К.В. Максименко).
Каждый отряд имел свою, отличную от других отрядов, боевую задачу. Так, Березинскому отряду ставилась задача содействовать войскам 21-й армии Западного фронта на бобруйском направлении.
Припятскому отряду ставилась задача прикрыть совместно с войсками 75-й стрелковой дивизии и Мозырского укреплённого района стык Западного (с конца июля - Центрального) и Юго-Западного фронтов на Припяти.
Днепровский отряд, оказавшийся на пути наступления вражеской группировки армии «Юг», должен был взаимодействовать с частями 26-й и 38-й армий, пытавшимися создать устойчивую оборону на рубеже Днепра южнее Киева. Кроме этого, отряд обеспечивал артиллерийскую поддержку сухопутных войск в обороне предмостных позиций, прикрывал переправы отступавших войск и разрушал вражеские переправы через Днепр.
Припятский отряд пинской флотилии в составе монитора «Бобруйск», минного заградителя «Пина», двух бронекатеров, 4 сторожевых кораблей, плавучей базы, плавучей зенитной батареи и госпитального судна «Каманин» первым начал боевые действия. В начале июля 1941 года немецкое командование, обеспокоенное наступлением 21-й армии в районе Бобруйска, активизировало наступательные действия в районе Турова. Гитлеровцы перебрасывали свои войска из Лунинца в Давид-Городок для дальнейшего наступления на Мозырь вдоль правого берега Припяти. Поэтому командир 75-й стрелковой дивизии поставил перед припятским отрядом задачу прорваться в расположение противника для разведки и обстрелять его войска в Давид-Городке. Командир отряда капитан-лейтенант К.В. Максименко выделил для решения этой задачи монитор «Бобруйск», которым командовал старший лейтенант Ф.К. Семёнов.
С наступлением темноты 11 июля «Бобруйск» вышел из Турова и на рассвете 12 июля занял огневую позицию у правого берега Припяти напротив устья Горыни, тщательно замаскировался под береговую черту, выставил наблюдательные посты в направлении Давид-Городка и Лахвы. Комендоры «Бобруйска» произвели 4 огневых залпа из 3 орудий. В городе возникли пожары, противник потерял 4 орудия, более 50 автомашин с грузами и боеприпасами, до 200 солдат и офицеров убитыми. Только в конце обстрела немцы открыли разрозненную стрельбу по огневой позиции монитора из района Лахвы и Давид-Городка. Но немцы открыли огонь слишком поздно. Это объясняется тем, что им было невдомёк, откуда на противоположном берегу, в 30 км от линии фронта, вдруг появилась советская артиллерия. Огонь противника не принёс кораблю никакого вреда. Выполнив задачу, монитор «Бобруйск» снялся с огневой позиции и направился вниз по Припяти к Турову, куда благополучно прибыл на рассвете 13 июля.
С 13 по 26 июля в районе Турова развернулись ожесточённые бои. Поддерживаемые кораблями Припятского отряда части 75-й стрелковой дивизии изматывали противника в боях за каждый опорный пункт, нанося ему большие потери. С 26 июля они продолжали прикрывать стык Юго-Западного и Центрального фронтов по Припяти на участке Петриков - Наровля. 21 августа в связи с перегруппировкой советских войск Припятскому отряду была поставлена задача обеспечить переправы 3-й и 5-й армий. Для выполнения задачи корабли разделились на две группы. Припятский отряд Пинской флотилии полностью выполнил поставленные перед ним задачи, не понеся потерь в корабельном составе
Березинский отряд в составе мониторов «Винница», «Витебск», «Житомир», «Смоленск» и 5 бронекатеров начал свои боевые действия 23 июля, когда монитор «Смоленск» (командир - старший лейтенант Н.Ф. Пецух) обстрелял огневые точки противника, расположенные в районе деревни Прудок. В результате было выведено из строя две пушки, уничтожено четыре автомашины с войсками и грузами, а также большое количество пехоты. По утверждению местных жителей, немцы вывезли только трупов 13 машин.
Днепровскому отряду, кроме мониторов и канонерских лодок, были приданы сторожевые корабли, плавбазы, тральщики, бронекатера. Если Березинский и Припятский отряды состояли из пяти бывших польских мониторов, то в Днепровский отряд входили только мониторы советской постройки: «Левачёв», «Флягин», а также перешедшие из состава Дунайской флотилии «Жемчужин» и «Ростовцев». Все они были построены на Киевском заводе «Ленинская кузница» в 1936-1937 годах. Теперь, летом 1941 года, они защищали от врага город, в котором их построили. Командир Днепровского отряда капитан 1 ранга И.Л. Кравец разделил корабли отряда на три боевые группы, которые заняли позиции у Триполья, Ржищева и Канева. Позднее он выделил группу кораблей для прикрытия переправ у Черкасс и Кременчуга.
25 августа 1941 года немцы пытались организовать ещё одну переправу через Днепр - в районе Сухолучье (10-12 км ниже Окуниново) по шоссейному мосту, который не успели взорвать отступавшие сухопутные части. По этому мосту уже начали двигаться фашистские танки и войска, накапливаясь в междуречье Днепра и Десны для дальнейшего наступления на восток. Авиация не смогла уничтожить переправу, и командование Юго-Западного фронта возложило эту задачу на Пинскую флотилию.
«Хотя бы ценой всей флотилии уничтожить Окуниновскую переправу», - говорилось в приказе. И моряки выполнили его. «Смоленск» с тремя канонерскими лодками вышел к мосту, интенсивным артиллерийским огнём разрушил его и нанёс тяжёлые потери фашистским войскам, сосредоточившимся здесь в походных колоннах.
Озлобленное неудачей переправы войск на Окуниновский плацдарм немецкое командование 25 августа 1941 года атаковало советские корабли большим количеством самолётов. Девять вражеских бомбардировщиков получили задачу уничтожить одну канонерскую лодку «Верный» и были убеждены в успехе, но их постигло разочарование. Мужественный экипаж корабля успешно отразил этот налёт. Через полчаса на канонерскую лодку «Верный» налетело ещё 18 бомбардировщиков. Они стали бомбить её с пикирования, заходя с разных направлений, сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы, осколки которых усеяли палубу, а также врезались в борт корабля. Тридцать минут расчёты зенитных орудий стойко отражали налёт вражеской авиации, но силы были неравные. После получасового боя немецким бомбардировщикам удалось добиться двух прямых попаданий в канонерскую лодку. Погибли командир корабля старший лейтенант Алексей Фёдорович Терёхин и другие офицеры, которые находились в боевой рубке и на мостике. В результате взрыва артиллерийского погреба канонерская лодка «Верный» затонула у Сухолучья, унося с собой в воды Днепра оставшихся в живых членов экипажа.
На месте гибели канонерской лодки «Верный» позднее был установлен памятный знак.
К 30 августа немцы заняли оба берега Днепра южнее устья Припяти на протяжении 60 км. Семь кораблей Березинского и Припятского отрядов решили с боем прорываться вниз по течению. Три из них погибли, а четыре - мониторы «Левачёв» и «Флягин», канонерка «Кремль» и госпитальное судно «Каманин» - прибыли в Киев. Остальные остались в зоне переправ и до конца поддерживали отход арьергардных частей. В числе этих кораблей был и героический «Смоленск». 11 сентября 1941 года, переправив на левый берег Десны последние части Красной Армии, экипаж «Смоленска» взорвал свой корабль и отошёл на восток вместе с сухопутными войсками.
После успешного обеспечения переправ отступавших советских войск флотилия сосредоточила свои усилия на обороне Киева, куда 1 сентября 1941 года с боем и потерями прибыли Березинский, а также Припятский отряды кораблей. Корабли флотилии наносили огневые удары по врагу, уничтожали живую силу и технику. Однако к середине сентября 1941 года изменить положение на фронтах в свою пользу советским войскам не удалось. Превосходство оставалось на стороне противника.
В связи с оставлением советскими войсками Киева уцелевшим кораблям была поставлена задача: прикрыть отход частей Красной Армии, не допуская форсирование противником Днепра у Киева и по Десне от устья реки и до пристани Летки. Оставшиеся в боевом строю корабли флотилии были взорваны экипажами на Днепре 18 сентября 1941 года.
Пинская флотилия в боях за Белоруссию и Украину в 1941 года потеряла убитыми, умершими от ран, пропавшими без вести и ранеными 707 человек личного состава.
5 октября 1941 года в связи с отходом советских войск с рубежей Днепровского бассейна нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о расформировании Пинской речной военной флотилии. Существовала Пинская флотилия с 17 июня 1940 года по 18 сентября 1941 года, так как именно в этот трагический для неё день были уничтожены своими экипажами последние корабли.
К сожалению, долгое время флотилию в исторических исследованиях, посвящённых Великой Отечественной войне, называли не Пинской, а Днепровской, отождествляя с флотилией, существовавшей до начала 1940 года или образованной в 1944-м вновь при освобождении Белоруссии. Поэтому в самом Пинске есть улица и парк имени Днепровской флотилии, а на берегу Днепра стоит памятник морякам Днепровской флотилии.
На снимке: бронекатера на реке Пина.