на главную страницу

30 Апреля 2011 года

Армия и общество

Суббота

Океанские вахты «Настойчивого»

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото автора.



     Балтийцы


     Эскадренный миноносец «Настойчивый», которым командует капитан 2 ранга Сергей Чобитько, отметил очередную годовщину со дня поднятия Военно-морского флага. Как сообщила группа информационного обеспечения Балтийского флота, торжественное мероприятие, посвящённое Дню корабля, началось с построения личного состава, подъёма Андреевского флага и флагов расцвечивания. Был зачитан приказ командира корабля о поощрении отличившихся военнослужащих. С праздничной программой перед членами экипажа эсминца выступили творческие коллективы Калининграда и Балтийска.
     В 1993 году эсминец «Настойчивый» вошёл в боевой состав Военно-морского флота России и уже через несколько месяцев стал первым кораблём в истории ВМФ России, совершившим переход Кильским каналом. Неоднократно эсминец «Настойчивый» завоёвывал призы на первенстве ВМФ по огневой и тактической подготовке. В 1996 и 1997 годах он признавался лучшим надводным кораблем России. В июле 1996 года корабль участвовал в международных военно-морских учениях «БАЛТОПС-96». В феврале-апреле 1997 года корабль совершил дальний морской поход, пройдя в общей сложности 20.000 миль. Эсминец «Настойчивый» представлял ВМФ России на праздновании 75-летия создания военно-морских сил ЮАР в Кейптауне и Саймонстауне. Кстати, автору этих строк доводилось участвовать в том походе к берегам Африки.
     Тогда, покинув свою базу в Балтийске, российские моряки обогнули Европу, пройдя Балтийское и Северное моря, Па-де-Кале, Ла-Манш и Бискайский залив, через Гибралтарский пролив вошли в Средиземку. Затем - через Суэцкий канал - в Красное море. Оттуда в Персидский залив - для визита в столицу Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби. А потом вниз (если смотреть по карте), пересекая экватор, к берегам ЮАР.
     Помню, как Южная Африка встретила российских моряков приветливым теплым солнцем. Не скрывали своей радости при встречах и местные жители. Были организованы различные экскурсии. В один из дней мы побывали на мысе Доброй Надежды. Впечатления незабываемые. С высоты птичьего полета открывается неописуемой красоты картина: переливающиеся изумрудными красками морские просторы, набегающие на скалы волны.
     Была у российских моряков и возможность ознакомиться с жизнью и бытом моряков южноафриканских ВМС. Мы посетили главную военно-морскую базу ЮАР в небольшом городке Саймонстаун. По техническому оснащению она вряд ли уступит базам ведущих морских держав. Традиции ВМС ЮАР берут начало от британского флота. Морякам постоянно напоминают: служба на флоте престижна. На это «работают» выпускаемые большими тиражами книги, брошюры, аудиокассеты, плакаты и регулярные масштабные театрализованные представления. Не редкость и дни открытых дверей, когда на корабли и в учебные центры приглашают членов семей военнослужащих, местное население, показывают технику, вооружение, знакомят с условиями службы, быта и досугом моряков. Перед гостями выступают представители командования. Воспитанию патриотизма способствует приглашение ветеранов флота. Они присутствуют на церемониях ввода в боевой состав кораблей, посещают подразделения в дни годовщин исторических событий. Немалую роль играет и постоянно насаждаемый культ подразделения, корабля, части. У каждого корабля, соединения свои история, герои, эмблемы, знамёна, марши, девизы. В ВМС ЮАР есть даже специальная служба, разрабатывающая символику и геральдику кораблей, контролирующая их соответствие историческим канонам и использование.
     Кроме посещения Южной Африки, во время того похода было немало других интересных встреч, событий. К примеру, как только «Настойчивый» и сопровождавший его в том походе танкер «Лена» покинули территориальные воды России, к ним стали присматриваться наблюдатели из разных стран. Над нашим отрядом летали самолёты и вертолёты Дании, Франции, Великобритании, Нидерландов, Испании, Германии. Сразу после прохода Гибралтара к эсминцу, которым тогда командовал капитан 2 ранга Олег Будин, «пристроился» отряд кораблей ВМС Италии. А спустя несколько дней вышедший на связь с «Настойчивым» на международном канале экипаж самолёта «Орион» базовой патрульной авиации ВМС США передал сообщение: «Командующий 6-м флотом вице-адмирал Аббот приветствует вас в Средиземном море».
     В Абу-Даби «Настойчивый» принимал участие в международной выставке вооружений. Кроме России свои корабли прислали туда другие ведущие морские державы. Великобританию, к примеру, представляли легкий вертолётоносец «Илластриес» и фрегат «Ричмонд», США - эсминец «Гамильтон», Германию - фрегат «Мекленбург-Форпомерн», искатель мин «Бад Бавенсе» и тральщик «Энсдорф», Францию - фрегат «Лафайет», Нидерланды - фрегат «Ван Галей» и универсальный транспорт снабжения «Амстердам». У балтийцев тогда была возможность не только побывать на иностранных кораблях, пообщаться с зарубежными коллегами, но и ознакомиться с Абу-Даби - одним из центров мировой торговли.
     Дальние походы - хорошая возможность для полноценной учёбы моряков. Это в беседах со мной не раз подчеркивали многие участники похода. Взять, к примеру, работу механиков. Уже в первую неделю похода после шторма в Северном море, изрядно потрепавшего корабль, пришлось «латать» трещины в паропроводах. Но самые неприятные «сюрпризы» ждали механиков в Мозамбикском проливе, когда корабль прошёл половину пути. Друг за другом стали выходить из строя холодильная машина, турбогенератор, опреснительная установка. Это повлекло сбои в системах автоматики. В машинно-котельном отделении температура подползла к отметке плюс 60. И в этих условиях старшине котельной группы старшему мичману Василию Ярынычу вместе с подчинёнными пришлось разбирать автоматику топливной системы, чистить её форсунки, фильтры. Корабельные медики приготовили специальный витаминный напиток для работавших в том аду моряков. И хоть выпил каждый чуть ли не по ведру, без «потерь» не обошлось. Двух машинистов котельных матросов Александра Завадского и Магомеда Абдулкадырова сразил тепловой удар. Пришли в себя они лишь в амбулатории...
     А первая заправка в открытом море! У «Настойчивого» она в этом походе состоялась в Бискайском заливе. Словом, вернувшись в родную базу, экипаж «Настойчивого» стал самым подготовленным на всём Балтийском флоте. Что такое дальний океанский поход, с какими трудностями при этом можно столкнуться, даже о морских традициях, связанных с пересечением экватора, эти ребята знали уже не понаслышке. Неудивительно, что подавляющее большинство офицеров корабля получили назначения на вышестоящие должности. А матросов, старшин и мичманов «Настойчивого» справедливо стали именовать «морскими волками».
     Всего же за время нахождения в боевом составе Балтийского флота этот эсминец оставил за кормой более 70 тысяч миль и находился в море в общей сложности около двух лет. Только за текущий год экипаж корабля достойно выдержал три инспекции Министерства обороны Российской Федерации по различным видам подготовки. Интересно, что в связи с подготовкой к предстоящему параду Победы, который пройдет 9 Мая в Калининграде, из команды флагмана отобрана парадная рота, военнослужащие которой пройдут торжественным маршем в составе войск Калининградского гарнизона.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex