на главную страницу

30 Апреля 2011 года

Армия и общество

Суббота

Школьный вальс

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



«За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, присвоить звание Героя Российской Федерации Таташвили Владимиру Владимировичу, сержанту».
(Из Указа Президента Российской Федерации В. Путина № 565 от 24 марта 2000 года).

     Память


     - Идея открыть мемориальную доску появилась у сослуживцев Володи Таташвили много лет назад, - рассказывает директор петербургской общеобразовательной школы № 153 Лариса Ладынина. - Прошло необходимое по закону время, были проведены все согласования, и на днях состоялось официальное открытие.
     Лариса Владимировна в этой школе на Гончарной улице, 15 уже 25 лет. Владимира Таташвили она не учила, но прекрасно помнит его как добросовестного ученика, неплохого танцора - не каждому из ровесников давался вальс. В восьмом классе Володя вместе с родителями переехал из Центрального района в Кировский, но то и дело заглядывал в школу, которую считал родной. Даже в 9-м классе приехал на фотографирование - хотел быть вместе с теми, с кем начинал учёбу первоклассником. Это был очень дружный класс.
     Теперь он в этой школе навсегда: в просторном вестибюле школы создан уголок Героя России сержанта Владимира Таташвили. О его короткой, но яркой жизни рассказывают гостям педагоги и нештатные экскурсоводы школьного музея. Сами ученики прекрасно знают о подвиге бесстрашного морского пехотинца и гордятся им.
     Ранее встречался с родителями Володи. Незадолго до 31 декабря, особого для этой семьи дня. Когда близкие сержанта Владимира Таташвили готовились встречать 2000-й год, он вместе с сослуживцами - морскими пехотинцами Северного флота вёл бой. Бой, который оказался для него последним... Поэтому теперь это день памяти и скорби. Памяти о молодом парне, который в свои двадцать лет совершил подвиг. Впрочем, сам Володя никогда не назвал бы столь высокими словами свой поступок...
     Человек всегда наиболее ярко раскрывается в критических ситуациях. В случаях, когда нужно сделать выбор. Со стороны может показаться, что действует он, исходя только из условий, в которых оказался. Однако готовность к совершению Подвига формируется всей предыдущей жизнью - это её своеобразный спрессованный результат. Ведь черты характера закладываются исподволь, а способность сохранить самообладание и думать не только о себе, но и об окружающих, тоже вырабатывается постепенно в привычной суете будней. Некоторые удивятся: «Надо же! Кто бы мог подумать!» Но здесь всё закономерно: тот, кто жил честно, в ладу с собственной совестью, и в экстремальной ситуации не смалодушничает, покажет себя достойно. Короткая биография Владимира Таташвили - тому подтверждение.
     ...В старших классах 264-й школы, которую он оканчивал после переезда в Кировский район, в его классе было 29 мальчишек. Все объяснимо, если учесть, что их готовили к поступлению в Государственную морскую академию им. адмирала С.О. Макарова. Володя Таташвили отличником не был, по успеваемости был в середняках, но учителя не сомневались, что экзамены он сдал бы успешно. Однако после школы его ожидал серьёзный удар: не прошёл жёсткую медицинскую комиссию. Что-то там врачам не понравилось - нельзя в плавсостав, и всё тут!
     - Не огорчайтесь, молодой человек, - утешил пожилой врач. - Поступайте в кораблестроительный институт, это ведь тоже путь к морю...
     Тот же совет давали одноклассники, знакомые. Но паренёк решил по-своему: пойду сначала в армию, а там посмотрим. В 1970-1980-е годы такое решение воспринималось как вполне естественное. Но это ведь был 1996-й год, когда наши Вооружённые Силы только ленивый не охаивал. Силами «независимой» прессы навязывался образ армии, где вовсю процветает «дедовщина» и дезертирство, а средств не хватает даже на солдатское питание. Володя не верил этим басням. Благо у него было немало друзей, которые только-только уволились в запас и смогли на собственном опыте убедиться, что армейская служба по-прежнему остаётся хорошей школой для любого мужчины.
     До призыва оставался год с лишним, но он не стал искать «тёплое» место какого-нибудь лаборанта или подрабатывать сомнительными спекулятивными махинациями - пошёл работать грузчиком на хлебозавод. Приходил со смены, падая от усталости, но довольный - теперь и он существенно пополнял семейный бюджет. Опять же физическая закалка: служить Володя хотел только в морской пехоте. И здесь удача наконец-то ему улыбнулась, когда осенью 1997 года был призван и направлен в бригаду морской пехоты на Северный флот.
     - Ехал на Север в 61-ю отдельную Киркенесскую Краснознамённую бригаду морской пехоты на принятие военной присяги и немного волновался, - вспоминает отец Владимир Шалвович. - Одно дело, когда сам тридцать лет назад служил связистом в Группе советских войск в Германии, и другое - теперь. Каково оно нынешнему солдату? Ещё больше тревожилась ездившая вместе со мной мама ещё одного петербуржца - Виктора Паршикова, с которым Володя потом служил в одной роте. Но побывали в части, побеседовали с командирами, увидели всё собственными глазами, и волнения за сыновей сами собой улеглись: требовательные, но заботливые офицеры, настоящая служба, которая должна дать закалку на всю жизнь.
     В августе 1999 года младший сержант Таташвили оказался проездом в Петербурге. Побывал дома, и родители, и знакомые смогли убедиться, что почти два года службы не прошли даром: возмужал, окреп, но всё такой же добродушный, внимательный, весёлый. Надеялся, что скоро вернётся домой, но в сентябре его вместе с товарищами ждала командировка в неспокойный Дагестан.
     К сожалению, сведения о том, какие задачи пришлось решать в этой республике, очень скупые: охрана объектов, выезды по тревоге. Но то, что командир отделения сержант Таташвили в этот период справлялся со своими обязанностями успешно, сомнений нет - осенью он был награждён медалью Суворова.
     Ну вот и долгожданный приказ об увольнении в запас. Родители с нетерпением ждали телеграммы о приезде Володи, но никаких известий от него не поступало.
     - Позвонили по «горячей линии» в Москву, - вспоминает Владимир Шалвович. - Нас успокоили: сын задерживается, так как добровольно решил остаться ещё на некоторое время в Чечне, чтобы помочь ввести в курс дела прибывшее на смену пополнение.
     Тех, кто остался, было несколько человек. В принципе сержант Таташвили тоже мог со спокойной душой отправиться бортом в Мурманск, а оттуда домой: срок службы истёк, он честно выполнил свой долг, награждён медалью. Но и без просьбы командира роты капитана Алексея Милашевича понимал: без них, опытных морпехов, здесь будет трудно. Нужно дать время сменщикам пообвыкнуться, тем более что обстановка оставалась сложной.
     ...31 декабря командир огнемётного отделения сержант Таташвили вместе с командиром
     2-й десантно-штурмовой роты капитаном Милашевичем находился на высоте 1406.0 в районе населённого пункта Харачой. Наблюдали за противником, находясь во взводе лейтенанта Юрия Курягина.
     Эта позиция имела стратегически важное значение для обеспечения дальнейшего наступления всего батальона. Не случайно взводу была придана разведгруппа старшего лейтенанта Игоря Шарашкина и авианаводчик старший лейтенант Сергей Соболь: бандиты стремились во что бы то ни стало сбросить морских пехотинцев с высоты, нужно было быть во всеоружии.
     В 8.30 утра позиция взвода подверглась обстрелу из огнемётов, а затем подобравшиеся в темноте поближе боевики забросали укрытия ручными гранатами. В атаку с криками «Аллах акбар!» поднялось свыше ста бандитов.
     В ходе ожесточённого боя погибли все офицеры. Ситуация сложилась критическая - боевики продолжали вести шквальный огонь. И тогда командование принял на себя сержант Таташвили. В ходе небольшой передышки он умело организовал оборону, грамотно распределив имевшиеся в наличии средства. Поднявшиеся в очередную, как им казалось, последнюю атаку боевики вновь встретили упорное сопротивление и, понеся потери, вынуждены были отойти.
     Таташвили получил ранение, но в течение примерно получаса продолжал командовать взводом. Сержант погиб, отражая очередную атаку на высоту, которую морские пехотинцы так и не отдали. Они потеряли 13 человек убитыми, ещё двое были ранены, но и бандиты недосчитались порядка 50 убитых плюс большое количество раненых.
     - Благодаря действиям сержанта Владимира Таташвили, принявшего командование на себя, гора Черепашка была удержана, и этим удалось избежать гибели наших людей, - сказал, вручая в 2000 году Золотую Звезду Героя родителям - Владимиру Шалвовичу и Валентине Николаевне, начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко.
     ...Скромная мемориальная доска в обычной школе - это не только память, но и урок мужества.
     - Нередко приходится слышать, что, дескать, у нынешней молодёжи нет примера для подражания, - поделилась присутствовавшая на церемонии открытия первая заместитель главы администрации Центрального района Светлана Кузмицкая. - В кумиры юным прочат то безголосых певцов, то представителей криминала. А ведь «делать жизнь» есть с кого. Хорошо, что благодаря морским пехотинцам увековечена память нашего земляка Владимира Таташвили. Постараемся, чтобы об этом мужественном парне узнало как можно больше юных петербуржцев. Это для них яркий пример любви к своему Отечеству.
     

     

     На снимке: цветы к мемориальной доске.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex