Узбекистан
- Господин министр, как бы вы обозначили основные этапы строительства и реформирования ВС республики?
- Основная цель реформирования - создание небольшой по численности, современной, мобильной, хорошо вооружённой армии, способной эффективно решать стратегические и тактические задачи, нейтрализовать и дать достойный отпор любым посягательствам на неприкосновенность наших границ, мир и стабильность в стране.
На начальном этапе были созданы военные округа, пограничные регионы и группировки войск на важнейших направлениях. Войска ПВО и ВВС были объединены в один вид ВС. Разработаны новые организационно-штатные структуры. Оптимизирован состав вооружённых сил.
Очередным этапом совершенствования военной системы стала реорганизация генерального штаба в объединённый штаб ВС, который соединил в своем составе важнейшие силовые структуры, позволил создать связанный единой целью и задачами оборонный комплекс страны, ставший «мозговым центром» учебной подготовки, оперативно-стратегического управления и планирования, организации боевого применения войск.
Во всех военных округах были созданы школы подготовки сержантов, организован учебный процесс. Планомерно начат переход к комплектованию войск на контрактной основе.
В последующие годы развития национальных вооружённых сил значительно повышена эффективность боевой подготовки войск. Практически завершён переход армии на контрактную профессиональную основу. Много сделано для модернизации и укрепления материально-технической и учебной базы военных училищ и школ подготовки сержантов, оснащения их современной компьютерной техникой, коммуникационными, информационными технологиями и современными средствами обучения.
Немало сделано в этот период и в сфере оснащения войск современными видами вооружения и боевой техники. Реализованы целевые, комплексные программы, направленные на обеспечение военнослужащих жильём, различными видами медицинского обслуживания, повышение денежного довольствия, а также стимулирование лиц, отслуживших срочную военную службу.
- Расскажите, пожалуйста, об изменениях, коснувшихся структуры и боевого состава, организационно-штатного построения войск?
- Благодаря поэтапной реализации глубоко продуманной долгосрочной комплексной программы реформирования и модернизации ВС создана новая система управления национальной армией. Сегодня она отвечает современным стандартам и требованиям возможного театра ведения военных действий в регионе.
Внедрена беспрецедентная, принципиально новая организационно-штатная структура ВС, их основных боевых подразделений. Ликвидированы отделения, роты, полки, вспомогательные пункты управления и другие малоэффективные подразделения, что позволило кардинальным образом перестроить вертикаль построения армии и её частей, повысить их мобильность, оперативность и огневые возможности. И что особенно важно - обеспечить самостоятельность и ответственность командиров всех уровней.
На важнейших операционных направлениях созданы подразделения Сил специальных операций. Особая система подготовки этих подразделений, оснащённость современными видами вооружения делают их мощным средством, способным дать достойный отпор любым агрессивным устремлениям вероятного противника. Это было подтверждено в ходе проведения операций по ликвидации бандгрупп международных террористов, проникших в горные районы Сурхандарьинской, Ташкентской областей.
- В чем выражаются изменения в системе обучения офицеров и сержантов-профессионалов, военнослужащих срочной службы?
- Подготовка офицеров по линии высших военно-образовательных учреждений министерства обороны осуществляется в Ташкентском высшем общевойсковом командном, Чирчикском высшем танковом командно-инженерном, Джизакском высшем военном авиационном, Самаркандском высшем военном автомобильном командно-инженерном училищах и на Специальном факультете Ташкентского университета информационных технологий.
В военных училищах созданы специальные центры моделирования и симуляции, которые оснащены современными тренажёрами, способными моделировать обстановку, максимально приближённую к боевым условиям, широко использовать в учебном процессе методы моделирования и симуляции. В учебные программы внесены необходимые изменения, отражающие современные требования к ведению боевых операций с учётом передового опыта ведущих зарубежных государств.
Офицеры, проявившие себя за годы службы наилучшим образом, проходят дальнейшее обучение в Академии ВС РУ, образованной в 1994 году. В академии созданы все необходимые условия для военно-научной работы; обучение ведётся и на Высших курсах подготовки и переподготовки командного состава.
В настоящее время в войсках более двух третей военнослужащих прошли обучение в школах подготовки сержантов, оснащённых современными компьютерно-тренажёрными комплексами, средствами моделирования и симуляции. Это позволило изменить систему подготовки первичного звена командирских кадров, превратить сержантский корпус в оплот формирования здоровой морально-нравственной обстановки и воинской дисциплины - мощный стержень ВС.
- Кабул Раимович, в вооружённых силах республики введён новый вид службы - в мобилизационном призывном резерве. В чём заключаются её особенности?
- Если говорить об этом виде службы, то должен отметить, что система службы в мобилизационном призывном резерве полностью себя оправдывает. Там молодые люди приобретают возможность получить необходимую начальную военную подготовку и закалку, почувствовать свою востребованность в жизни.
Юноши, признанные годными по состоянию здоровья к военной службе и не имеющие права на отсрочку, не призванные на срочную службу, зачисляются на службу в мобилизационный призывной резерв до достижения ими двадцати семи лет. Они могут привлекаться к ежегодным месячным военным сборам, на которых получают соответствующие навыки и знания, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан призываются на действительную военную службу.
По достижении двадцатисемилетнего возраста граждане, прошедшие службу в мобилизационном призывном резерве, зачисляются в состав резерва вооружённых сил.
- Как в современном Узбекистане решаются вопросы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей?
- Реализация государственных программ обеспечения военнослужащих жильём, современным медицинским обслуживанием позволила значительно улучшить материально-бытовые условия их жизни.
Так, в создаваемых военных городках каждого военного округа предусматриваются все элементы культурно-бытовой, обслуживающей и медицинской инфраструктуры - магазины, медпункты, детские сады, парки отдыха.
Кроме того, строятся и сдаются в эксплуатацию военнослужащим и членам их семей многоэтажные дома со всеми удобствами.
Необходимо отметить, что только за последние пять лет более чем в десять раз были увеличены оклады по воинским званиям, выходные пособия при увольнении с военной службы.
Меры по материальному и моральному стимулированию лиц, отслуживших срочную военную службу, в том числе установление государственных льгот при поступлении их в высшие образовательные учреждения, оказание практической помощи при устройстве на работу, способствовали росту престижа военной службы, оздоровлению морально-нравственной обстановки в вооружённых силах и обществе в целом.
Каждый солдат, отслуживший срочную военную службу, получает единовременное денежное пособие в размере 16 минимальных размеров заработной платы - около 800 тысяч узбекских сумов (1.000 сумов - 16,7 руб. РФ). Это вместе с социальными программами, направленными на трудоустройство и адаптацию к гражданской жизни, помогает юношам найти свое место в обществе.