на главную страницу

4 Мая 2011 года

Фронтовик

Среда

ГЕРОЙ НЕ ВЫДАЛСЯ РОСТОЧКОМ



Когда началась Великая Отечественная, Сабиру Ахтямову не исполнилось и пятнадцати. Из родной деревни Верхний Искубаш Кукморского района Татарской АССР в первый день войны на фронт ушёл его отец, оставивший сына за старшего в семье. В сентябре сорок третьего в семью Ахтямовых пришла похоронка. А в ноябре того же года солдатскую шинель надел и Сабир, которому едва минуло семнадцать. В запасном полку он освоил специальность бронебойщика и в июне 1944-го оказался в действующей армии, в батальоне 4-й гвардейской Смоленской мотострелковой бригады 2-го Тацинского танкового корпуса, входившего в состав 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. За мужество и отвагу, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза...

     Как любой из фронтовиков, помнит Сабир Ахтямович свой первый бой. Произошло это на Смоленщине, причём как раз в тех самых местах, где за полгода до этого пал смертью храбрых Сабиров-старший. Вроде как сын у отца боевую эстафету принял...
     Летом сорок четвёртого, когда Сабир в составе маршевой роты прибыл на передовую, советские войска готовились к операции «Багратион». И ему, молодому бронебойщику, как и тысячам других солдат, довелось участвовать в ней с первого дня до последнего, пройти с боями через всю Белоруссию.
     Жестокая схватка разгорелась за небольшое село Староселье. Именно на его окраине Ахтямов подбил из своего противотанкового ружья два фашистских танка. После этого появилась у парня полная уверенность в своих силах, понял, что и он способен разить врага. Можно сказать, что тогда он и состоялся как солдат. А когда спустя две недели ему на гимнастёрку комполка прикрепил орден Красной Звезды, которого бронебойщик был удостоен за сожжённые в том бою танки, тут уж, как говорится, и сам чёрт ему не брат!
     Немцы осознавали безвыходность своего положения, сопротивлялись отчаянно. Страшные бои гвардейской бригаде пришлось вести за Минск. А на подступах к Кёнигсбергу танковый корпус был вынужден перейти к обороне, едва не попав в окружение. Батальону, в котором воевал Сабир Ахтямов, выпало прикрывать фланг корпуса, совершавшего перегруппировку сил. Несколько дней шли непрерывные бои под городом Немерсдорфом, который необходимо было взять любой ценой. Выбили гвардейцы противника из Немерсдорфа, закрепились на его западных окраинах. Едва смогли окопаться – немцы предприняли контратаку. Бой разгорелся с новой силой и продолжался весь день без передышки.
     Едва отбили первый натиск врага – последовал второй, ещё более мощный. На позиции батальона двинулись танки. Тогда-то и наступил звёздный час бронебойщика Ахтямова.
     Сначала его расчёт подбил тяжёлый танк, пытавшийся обойти гвардейцев с фланга. Потом перебил гусеницу другому «тигру». Закрутился тот на месте, подставил борт. Вторым выстрелом Сабир поджёг его. Пока автоматчики отсекали пехоту, третий «зверюга» подобрался вплотную, почти на бруствер окопа въехал. Но когда стал через воронку переваливать, днище подставил. А там броня не такая толстая – остановили и его. После того боя и представили рядового Сабира Ахтямова к званию Героя Советского Союза.
     Не миновали Сабира Ахтямова и ранения. Правда, случилось всё как-то обыденно и не в бою вовсе. 20 января сорок пятого года рота совершала марш, выдвигаясь на указанный командованием рубеж. Шли походной колонной и угодили под миномётный обстрел. Сабир даже и понять толком не успел, что произошло: взрыв, удар в ногу, боль жуткая... Оказался в полевом госпитале, лечился, правда, недолго. Рана неопасной оказалась, молодой организм быстро пошёл на поправку.
     После ранения он ещё успел повоевать и сполна поквитаться с фашистами за пролитую кровь: когда вели бои за Аулавен, подбил из своего противотанкового ружья две «пантеры». После тех боев засиял на гимнастёрке бронебойщика орден Красного Знамени, которым наградили удальца прямо на передовой.
     1 Мая 1945 года, на самые праздники, когда до Победы оставалось чуть больше недели, вручили ему и Золотую Звезду. С вручением вышла интересная история. За бои в Восточной Пруссии из корпуса к званию Героя представили семь человек, в том числе и комкора генерал-лейтенанта Бурдейного. Его для вручения Золотой Звезды вызывали в Москву. А генерал не только о себе думал, но и о своих солдатах: привёз из столицы ещё шесть Звёзд и орденов Ленина, что к ним полагались. Вызвал всех шестерых Героев в штаб корпуса и на торжественном построении 1 мая вручил награды. Так что Победу Сабир Ахтямович встречал уже при всех регалиях.
     А затем был и Парад Победы 24 июня 1945 года. Как он на него попал – рассказ отдельный...
     На первом же смотре рядового Ахтямова службисты забраковали – ростом не вышел! Требование было жёсткое – рост не менее 170 сантиметров, а Сабир был далеко не гренадёрского телосложения. Вывели парня из строя без всяких разговоров: мал, дескать, не годен, отойди в сторону. Но в это время мимо проходил какой-то генерал с целой свитой штабных офицеров. Увидал погрустневшего бойца, подошёл, спрашивает: «Чего, гвардеец, нюни распустил?» Сабир и выдал с обидой в голосе, невзирая, как говорится, на чины и звания: «Да, как три танка за день сжечь, так не маленький, а как в Москву на парад ехать, так ростом не вышел!»
     Генерал обернулся к сопровождающим, среди которых были и офицеры из гвардейской бригады, знавшие о подвигах рядового, спросил у них: «Он что, действительно такой герой, как рассказывает?» Один из свиты подошёл к Ахтямову и без лишних слов распахнул на нём шинель. А на гимнастёрке у мальчишки геройская Золотая Звезда, ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медали.
     Несколько офицеров аж присвистнули от удивления. А сам генерал сказал, как отрезал: «Едешь в Москву! А там что-нибудь придумаем».
     Так и оказался рядовой Ахтямов в Москве. Когда начались предпарадные тренировки, мастера-умельцы ему двойные подмётки на сапоги набили, каблуки нарастили. Так что прошёл он на Параде Победы по брусчатке Красной площади в составе сводного полка 3-го Белорусского фронта. Хоть и в последней шеренге, но прошёл же!
     После окончания войны жизнь Сабира Ахтямовича Ахтямова оказалась связанной с внутренними войсками, где он прошёл путь от заместителя командира роты по политчасти до командира полка.
     Сегодня заслуженный ветеран живёт в Казани. Несмотря на преклонные годы, он частый и всегда желанный гость в коллективах солдат правопорядка, которым стремится передать свой опыт, знания и особенно любовь к Отчизне, ради которой он был готов на всё.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex