на главную страницу

4 Мая 2011 года

Без камуфляжа

Среда

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: РАДИ ЖИЗНИ И СВОБОДЫ

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Фото автора.



В фильмографии народного артиста России Евгения Миронова немало работ, в которых он предстаёт в военной форме. Даже его первой главной ролью в 1989 году стала лента «Перед рассветом», где он сыграл молодого офицера. Затем Миронов запомнился зрителям в образе обаятельного лейтенанта Володи в картине Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!». В 2000-м актёр показал всю палитру своего мастерства в роли капитана Алёхина в фильме «В августе 44-го». С Евгением Мироновым мы встретились в Петербурге, куда с четырьмя спектаклями приезжал на гастроли московский Театр Наций.

     - Сегодня много говорят, что кино должно не только развлекать нашу молодёжь, но и воспитывать её. После выхода фильма «В августе 44-го» вы говорили, что в первую очередь старались для молодого поколения...
     - Да, это так. Картину «населяют» около сорока актёров в возрасте от 18 до 25 лет. Большинство их героев - люди отчаянной смелости, безмерной отваги, а эти качества всегда ценились молодёжью и числились у неё среди приоритетных. Конечно же, нашим фильмом хочется убедительно напомнить молодым, что победа в той войне добывалась ради их сегодняшней свободы и жизни.
     - Знаю, что к ветеранам у вас особое отношение. Не случайно вы вместе с замечательной актрисой Марией Мироновой создали Благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист»...
     - В Москве он работает уже более двух лет. На данный момент в нашей картотеке около 1.500 ветеранов сцены, 180 из них - участники Великой Отечественной войны. По данным Гильдии киноактёров, сегодня около 600 человек входят в список особо нуждающихся. Теперь наш фонд функционирует и помогает ветеранам не только в столице, в Петербурге тоже создан филиал. Очень важно для нас, что здесь есть картотека ветеранов сцены. Надеемся успешно работать на два города.
     Помимо помощи в необходимом (лекарства, предметы быта...), мы стремимся уделять просто человеческое внимание ветеранам. Зачастую именно это самое дорогое. Артисты приезжают в Дом ветеранов сцены, мы привозим наших подопечных на спектакли. Помним о памятных датах. Даже когда не очень много денег, можно придумать что-то радостное, интересное, устроить праздник. Хотя, конечно, материальная помощь тоже важна.
     - Проблема, давно наболевшая в нашей стране: об ушедших со сцены актёрах помнят далеко не всегда...
     - Надо по мере сил её решать. Есть масса примеров, когда уход из кино, из профессии становится для актёра трагедией. Таких историй немало. Конечно, легче всего сказать, что человек сам куёт свою судьбу. Но может быть иначе, если в нашей стране будет существовать система достойного перехода от звёздного периода в актёрской карьере к отсутствию работы и забвению. Такая система есть, к примеру, в США. Американская система социальной защиты гарантирует обеспеченную старость голливудским актёрам. У нас этого пока нет. Хотя многие востребованные сегодня фильмы могли бы приносить артистам реальные деньги. Вспомните, как в последние годы жил Георгий Михайлович Вицин, который умирал в нищете, а мог бы иметь дом, схожий с замками чиновников. Но, к сожалению, такие звёзды у нас существуют и умирают в забвении и безденежье... Я это видел и не мог оставаться в бездействии. Отрадно, что при проведении каких-то благотворительных мероприятий откликаются все актёры, к которым обращаемся. Многие компании, оказывая поддержку, не ставят никаких условий - они прекрасно понимают значимость нашей работы.
     - Известно ваше жёсткое неприятие любого непрофессионализма. И в то же время профессионалам с вами легко. Это принципиальная позиция с юных лет?
     - Мой педагог в Саратовском училище Валентина Александровна Ермакова на выпуске написала мне: «Ты ещё совсем маленький (я действительно был одним из самых младших на курсе), ты должен анализировать и, только тогда, когда будешь серьёзно относиться к своей работе, будешь получать большое удовольствие». Это действительно так, и не только по отношению к себе. Если я вижу человека, который в своём деле настоящий мастер, то испытываю восторг и восхищение. Профессионализм - это и радость, и достоинство, и подарок!
     И наоборот, когда я вижу, что люди, работающие рядом со мной, под моим руководством, не умеют и не хотят работать так, как это надлежит, я предпринимаю все усилия, чтобы воздействовать на них. К великому сожалению, в сегодняшней российской действительности становится всё больше и больше антипрофессионализма...
     - Вы руководите необычным театром - он не имеет труппы как таковой в привычном понимании. С чем это связано?
     - Театр Наций - структура своеобразная, у нас действительно нет труппы - это открытая площадка. Когда о ком-то из нас говорят, что он артист «Театра Наций», то это не совсем так. Каждый из артистов, занятых в наших спектаклях, служит в своём театре. Мы не предполагаем иметь труппу даже тогда, когда у нас наконец появится своё помещение.
     Вообще Театр Наций - это очень сложный организм, где, кроме постановок выдающихся зарубежных режиссёров с российскими артистами, есть не менее важная дебютная программа молодых режиссёров. Мы открываем новые имена, предоставляем талантам стартовую площадку и готовы им помогать. Это шанс молодым драматургам, режиссёрам, артистам.
     - В заключение традиционный вопрос о планах. Говорят, не исключено ваше участие в фильме «Распутин» с Жераром Депардье?
     - Завершить сезон мы надеемся Фестивалем театров малых городов России. В прошлом году это был, по-моему, восьмой фестиваль. Театр Наций готов разработать и предложить концепцию помощи театрам малых городов. Потому что если столичные театры нуждаются в поддержке, то в малых городах тем более. А там находятся потрясающие команды, фанатики абсолютные, на которых всё держится.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex