на главную страницу

6 Мая 2011 года

Тема номера

Пятница

Надёжные крылья России

Сегодня –20 лет пилотажной группе «Стрижи»

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото Игоря РУДЕНКО.



Грандиозным авиационным шоу обещает стать празднование юбилея легендарной пилотажной группы «Стрижи». Сегодня исполняется 20 лет со дня первого официального показа на авиабазе Кубинка авиационной группы высшего пилотажа на серийных фронтовых истребителях МиГ-29. С того момента каждый их показ - это событие, каждая фигура - уникальное исполнение. Воздушные асы эскадрильи своим фирменным стилем разбивают традиционные представления о «плавном пилотаже».


     День рождения всемирно известной пилотажной группы «Стрижи» лётчики традиционно отметят в небе над Кубинкой, где совместно с группой «Русских витязей» продемонстрируют новую программу высшего пилотажа. Немало сюрпризов ожидает гостей праздника не только в воздухе, но и на земле: тренировочные полёты, наземная экспозиция самолётов, большое авиа- и мотошоу. По окончании авиационной части праздника состоится большой концерт с участием известных российских рок-музыкантов, которые вместе с лётчиками исполнят песни, посвящённые пилотажной группе. И самое главное: после показательных выступлений зрители смогут лично поприветствовать юбиляров.
     Фирменный пилотаж «Стрижей» с угловатой «птичьей» раскраской на фюзеляжах боевых МиГов невозможно спутать ни с каким другим. Резкие силуэты на очередном вираже вихрями с крыльев вычерчивают траекторию стремительного полёта. В групповом высшем пилотаже, где расстояния между соседними самолётами минимальны, а скорость несущейся навстречу земли не даёт права на ошибку, раскрывается истинная красота полёта. Групповая слётанность пилотажников до малейшего движения выглядит безупречной, а отточенный многими часами напряжённых тренировок острокрылый строй «двадцать девятых» строго выдержан и вызывающе красив. Рискованные фигуры высшего пилотажа в одиночном исполнении лётчиков кажутся безошибочными и чётко выверенными. Резко прорисованные контуры истребителя, быстрые и чёткие маневры, захватывающая скорость не оставят зрителей равнодушными.
     - В этом году мы представляем новую пилотажную программу. Её основное отличие - перестроения, которые добавят разнообразия при выполнении фигур высшего пилотажа, - поясняет командир пилотажной группы гвардии подполковник Валерий Морозов.
     На сегодняшний день лётный состав авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» на МиГ-29 представляют: ведущий и командир пилотажной группы гвардии подполковник Валерий Морозов, гвардии подполковник Игорь Соколов, гвардии подполковник Сергей Осяйкин, бессменный гвардии полковник Виктор Селютин, гвардии майор Дмитрий Селиванов, гвардии майор Денис Кузнецов, а также соло-пилот гвардии подполковник Дмитрий Копосов. При выполнении полётов на высший пилотаж в плотных боевых порядках на минимальных расстояниях и дистанциях лётчикам необходимо строго выдерживать своё место в строю относительно других самолётов на скоростях 700-800 км/ч. К тому же теперь программа полётов значительно усложнилась за счёт различных перестроений как в группе, так и в смешанном строю боевых самолётов МиГ-29 и Су-27.
     Если главная задача пилота в групповом пилотаже - выдержать своё место в строю и сохранить интервал и дистанцию, то в одиночном пилотаже задача иная: на высоких перегрузках все действия необходимо продумывать на шаг вперёд.
     - При маневрировании с перегрузками 7-8 единиц достаточно сложно соображать. При этом особенность одиночного пилотажа в том, что лётчик сам продумывает свой пилотаж наперёд и сам его реализует, - делится личным опытом одиночного высшего пилотажа соло-пилот «Стрижей» гвардии подполковник Дмитрий Копосов.
     В таких экстремальных для организма условиях лётчик должен одновременно учитывать множество факторов: погодные условия, особенности показа. Всё это влияет на характеристики самолёта и одновременно вносит серьёзные коррективы в технику пилотирования. Поэтому искусство высшего пилотажа не может быть объяснено сухими формулами, многократно заучено и подтверждено на практике. Условия каждый раз меняются - принимать решения приходится непосредственно в полёте.
     Все эти навыки отрабатываются в полётных заданиях, приходят с опытом пилотирования боевых самолётов. Поэтому молодые лётчики, придя из учебных или боевых полков, уже имея налёт в несколько сотен часов и уровень не ниже второго класса, так жадно впитывают все знания и навыки, которые им передают опытные пилоты Центра показа авиационной техники на аэродроме Кубинка. Чтобы Военно-воздушные силы и впредь с гордостью предъявляли свою авиационную «визитную карточку» в любом регионе России и мира, а публика, затаив дыхание, могла бы наблюдать за полётом русских «Стрижей».
     Подробный репортаж по итогам авиационного праздника пилотажной группы «Стрижи» читайте в одном из ближайших выпусков газеты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex