на главную страницу

7 Мая 2011 года

С ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

Суббота

Всем смертям назло

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



Гостей, пришедших поздравить Героя Советского Союза полковника в отставке Владимира Васильевича Титовича с 90-летием, было непросто разместить в его петербургской квартире на Московском проспекте. Тёплые слова в адрес юбиляра прозвучали из уст главы администрации Московского района Санкт-Петербурга Владимира Коровина, Героя России капитана 1 ранга запаса Анатолия Зайцева и многих других его добрых знакомых.


     В такой день всегда есть что вспомнить. И, конечно, для Владимира Васильевича наиболее значимы фронтовые годы. Великую Отечественную войну он встретил в строю: в 1940 году 19-летним поступил в Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов (ВВАШП).
     До этого окончил восемь классов – завидное по тем временам образование, потом фабрично-заводское училище и с 16 лет работал токарем на одном из предприятий Краматорска. Путёвку в небо получил без отрыва от производства – записался в местный аэроклуб, который был недалеко от завода. Работал и два года учился лётному делу на легендарном У-2 – том самом «кукурузнике». Аэроклуб окончил с отличием, поэтому и в училище Владимира приняли охотно.
     Когда началась война, курсант Титович осваивал скоростной бомбардировщик СБ. ВВАШП перебазировалась в Уральск. Через некоторое время новоиспечённый пилот и его однокашники были готовы отправиться на фронт, но тут пришёл приказ переподготовить выпуск на штурмовики Ил-2, или, как их в войну называли, «горбатые».
     По сравнению с СБ у них было немало отличий. В частности, Ил-2 был сложнее в управлении, поэтому молодым лётчикам ко многому надо было привыкать. Сначала освоили технику пилотирования, научились чувствовать машину на всех режимах. Затем приступили к боевому применению: стреляли, бомбили.
     Наконец в мае 1943 года пилотов отправили в Куйбышев (ныне Самара), где каждый младший лейтенант получил новенький Ил-2. Потом путь лежал в учебно-тренировочный полк в Подмосковье. Там новоиспечённых штурмовиков учили летать строем, производить бомбометание и т.д. Месяц напряжённых тренировок, и Титович вместе с пятью сослуживцами был направлен на Ленинградский фронт. Там, рядом с Волховом, дислоцировался 872-й штурмовой авиационный полк.
     «Как прошло становление? – спрашивает Владимир Васильевич и сам же отвечает. – Почти так же, как в фильме «В бой идут одни старики». Он очень честный, без надуманности – это могут подтвердить все лётчики-фронтовики. Сначала были «кузнечиками» в 1-й эскадрилье старшего лейтенанта Николая Белова. Наставления, как в фильме: «Крути башкой на 360 градусов, иначе убьют». Целый месяц шла обкатка, в т.ч. нас, новичков, проверил не только комэск, но и командир полка».
     В конце июня 1943 года молодых лётчиков стали по одному брать в группу на боевые вылеты. 1 июля младшего лейтенанта Титовича взяли в четвёрку. Инструктаж комэска Белова был коротким: «Главное – делай, как я, и слушай радио. Дам команду «Огонь!» – стреляй, «Сбрасывать!» – сбрасывай. И держись хвоста».
     Первый вылет для Титовича оказался неудачным: пять попаданий снарядов вражеских зениток. Ил-2 от мощного удара перевернулся и начал падать. Причём это ведь не лёгкий истребитель, а пятитонный самолёт! Товарищи мысленно попрощались с Владимиром, а он каким-то чудом еле-еле, но дотянул-таки до аэродрома. Командир полка подполковник Николай Кузнецов, поздравив Титовича с возвращением, обнадёжил: «Если тебя в первый же день подбили, но не убили, значит, будешь летать до конца войны. Считай, что получил пять снарядов на «счастье».
     Сделав около десяти вылетов, молодой лётчик более или менее освоился: стал видеть и ведущего в воздухе, и цель на земле. Максимальная боевая нагрузка – 600 килограммов. Стандартная высота – 600–800 метров, а при бомбометании – 200–300. Вооружение разное: реактивные снаряды РС-82 и РС-132 – воздушная «катюша», различные бомбы, две 37-миллиметровые пушки.
     «Самое неприятное – бомбить аэродромы противника, – продолжает Владимир Васильевич. – Их тщательно прикрывали: и зенитки с земли, и истребители с воздуха. Работать по передовой и по эшелонам, летать на разведку намного легче».
     Во время Выборгской операции группа штурмовиков полетела бомбить финский аэродром. Титович – замыкающим. Ему ещё и «нагрузочку» дали: обязали сфотографировать результаты бомбёжки. Выполнив задание, самолёты полетели домой, но тут откуда ни возьмись три пары вражеских истребителей.
     Титович отбивался, как мог, отчасти с земли помогли наши зенитчики. Но Ил-2 продырявили сразу в нескольких местах, из мотора лилось масло. Был вполне очевидный выход: воспользоваться парашютом. А как же снимки, где запечатлена работа всего полка?
     Как говорили потом сослуживцы, Титович «доволок» штурмовик до аэродрома. Снял с головы шлемофон, механик тут же зеркальце суёт: «Посмотрите!». Глянул, а виски стали седыми!
     Ещё один «нестандартный» случай. От обороняющихся частей поступила «жалоба» на немецкий бронепоезд, который действовал набегами: выскочит, обстреляет позиции и скроется. К тому же постоянно маневрирует: то в одном месте появится, то в другом. Артиллерией не достать – только с воздуха можно попробовать. Хотя как его разглядеть в лесу?
     До Титовича несколько лётчиков попробовали себя в роли охотников – безрезультатно. Его вылет тоже поначалу не сулил удачу: с большой высоты бронепоезд не видно. Тогда пошёл над самым лесом, прочёсывая квадрат за квадратом. Наконец увидел какой-то дымок. Может, лесорубы костёр жгут или лесной пожар? Решил всё же проверить. Подлетел: бежит по рельсам закамуфлированный немецкий бронепоезд. Они штурмовик тоже заметили – Титович с трудом успел увернуться от зениток.
     Единственная возможность поразить такую цель – идти в лобовую атаку. Пошёл и не только из пушки обработал бронепоезд, но и бомбой в него точно попал. Сделал ещё один заход и едва живой выскочил из огненной круговерти. Сообщил по радио координаты сбавившего скорость и задымившего бронепоезда и полетел на аэродром. Кое-как дотянул: в крыле такая дырища, что, приземлившись, прямо из кабины через неё спрыгнул на землю.
     Бывало, что помогали наглость и бесстрашие. Однажды Титович вёл восьмёрку штурмовиков после выполнения задания на аэродром, когда по радио поступила просьба вернуться и помочь танкистам. Те попали в трудное положение и надеялись только на «горбатых». Но ведь бомбы истрачены, снарядов осталось чуть-чуть – «на всякий пожарный»...
     Всё же развернулись и пошли в атаку на позиции вражеской артиллерии. После третьего захода боеприпасов не осталось совсем, но сделали ещё четвёртый и пятый заходы. Причём пикировали ниже обычного, чтобы посеять панику среди гитлеровцев. Пока те приходили в себя, танкисты, воспользовавшись моментом, пошли на прорыв и вырвались из окружения. Потом лично благодарили командира восьмёрки Илов.
     25 сентября 1944 года капитана Владимира Титовича представили к званию Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 135 успешных боевых вылетов, уничтожив при этом 21 зенитное орудие, 32 орудия полевой артиллерии, 27 малых зенитных установок, 24 огневые точки, 76 вражеских автомашин, 3 самолёта на аэродромах и много другой техники противника. Звание Героя было присвоено 23 февраля 1945 года.
     Известие о Победе застало капитана Титовича в Эстонии.
     – В четыре часа утра спим, расквартированные по эстонским домам, – вспоминает Владимир Васильевич. – Тепло, окна приоткрыты... И вдруг стрельба: автоматы, пистолеты, зенитки – всё, что было у кого под рукой. Крики, шум... Потом по радио официально объявили об окончании Великой Отечественной войны. Тут все стали обниматься, целоваться, слёзы радости текут... Откуда-то появилась отличная эстонская самогонка, и повсюду провозглашали главный тост – «За Победу»!
     ...Помимо Звезды Героя на груди у ветерана немало других боевых наград: орден Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медали. Уйдя в запас, Титович долгое время работал в Совете ветеранов, занимался военно-патриотическим воспитанием молодёжи. В день 50-летия Победы в Великой Отечественной войне Владимир Васильевич прошёл в парадном строю по Красной площади в Москве.
     На вопрос, сел бы сейчас за штурвал самолёта, он отвечает, не колеблясь: «Полетел бы с закрытыми глазами...» И улыбается. Это ещё раз подтверждает известную истину: главный секрет долгожительства – хорошее настроение. Владимир Васильевич – человек, от которого невольно подпитываешься оптимизмом и бодростью. Его давние товарищи говорят, что таким он был всегда. Теперь вот провозгласил курс на столетие. Всего-то ничего осталось!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex