ПОБЕДА
С 1945 года прошли уже десятилетия, но сказать, что война закончена, до сих пор нельзя. Потому что есть такая заповедь полководца Суворова: «Война не закончена, пока не захоронен последний погибший солдат». Среди тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом, немало тех, чьи останки покоятся в чужой земле. Но не всегда место их упокоения известно либо должным образом оформлено.
Недавно в редакцию газеты «Красная звезда» обратились представители Русской общины в Чехии и передали по просьбе чешской стороны вот такое письмо.
«Здравствуйте! К вам обращается Ярослав Сапик, хозяин ресторана и пенсиона «У Коня» в деревне Клокочна, у Мниховиц (Средочешский край), что расположена в 30 км от Праги. Здесь до июня 1945 года размещалась кавалерийская дивизия армии Малиновского, которую потом перевели на Дальний Восток для войны с Японией. По воспоминаниям жителей нашей деревни, здесь тогда располагалось от 2.000 до 2.500 бойцов Красной Армии. Большие площади в лесу рядом с деревней занимали землянки, в которых жили солдаты, был госпиталь, имелось даже производство по заготовке и прессованию сена для этой конной армии. Местные жители даже научились этому методу и долгое время использовали для своего скота. Штаб русских солдат был в самой Клокочне. Там же жил и командный состав. У нас, в одной из семей в деревне, сохранилась фотография, на которой два человека. Один – командир батальона (?) старший лейтенант Попов, рядом с ним его адъютант, старший сержант Прохоров перед отъездом на дальневосточную операцию. Теперь о причине моего письма.
На территории, где размещались советские красноармейцы, была могила, в которой захоронены красноармейцы, погибшие во время боевых действий в Чехии, когда шла война. Их там покоится не менее 40 человек. Они были похоронены в этой братской могиле. Местные жители помнят, что у могилы стоял почётный караул, был памятник. Но в июне 1945 года армия ушла, деревянный памятник со временем сгнил. Сейчас здесь просто голая земля. Последние годы я пытаюсь восстановить этот памятник и вернуть героям, похороненным в этой могиле вдали от Родины, их имена. Российское посольство знает о проблеме, но пока всё остаётся по-прежнему.
Прошу вас о помощи, потому что мы по-прежнему помним, какой ценой был обретён мир во всём мире, и чтим день 9 Мая 1945 года. Во всей Чехии бережно ухаживают за могилами советских воинов. И очень важно, чтобы нам помогли восстановить это братское захоронение красноармейцев, которые погибли за свободу нашей земли от немецко-фашистских захватчиков. Или, чтобы воины, которые покоятся в земле Чехии, были перезахоронены на родине, в России. Проходят годы, но то время для нас ещё живо, и мы хотим, чтобы о самопожертвовании и мужестве советских солдат знали и помнили наши дети и внуки. Чтобы были восстановлены имена тех красноармейцев, кто захоронен в этой братской могиле. И их праху могли поклониться потомки.
Высылаем вам сохранившуюся фотографию советских красноармейцев.
Ярослав Сапик,
Клокочна 8, Прага-Восток,
ресторан и пенсион «У Коня».
Мы передали это письмо в Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества, которое возглавляет генерал-майор Александр Кирилин, а он, в свою очередь, свяжется с представительством Минобороны РФ (по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом) в Чешской Республике для решения поставленных вопросов. На сегодняшний день за рубежом создано шесть подобных представительств, которые занимаются учётом и сохранением воинских захоронений. Спецпредставительства сверяют российские данные о захоронениях с информацией иностранных властей, фотографируют могилы, составляют реестр погибших. Все сведения заносятся в картотеку, а каждое захоронение, мемориальный комплекс или памятник ставят на госучёт.
Вот короткий отчёт за прошлый год представительства в Чехии.
В результате осмотров захоронений, проведённых сверок с администрациями краёв Чехии (из 14 краёв Чехии сверки проведены в 9 краях) вновь выявлено 141 воинское захоронение (Пльзеньский край – 55, край Высочина – 12, Среднечешский край – 22, Краловоградецкий край – 19, Либерецкий край – 14, Карловарский край – 8, Устецкий край – 11). На данный момент заведены паспорта на 184 захоронения. Подготовлены материалы к заведению паспортов ещё на 62 захоронения.
В 2010 году на содержание и уход за российскими (советскими) воинскими захоронениями на территории Чехии выделено 348 тыс. долл. США. Отремонтированы 82 памятника на захоронениях (Ольшанское городское кладбище в Праге; н.п. Суходол, Конаровице, Седлец, Глизов, Рупрехтице, Пршибислав, Миловице, Луковиште, Дольни Жандов), 3 мемориальных комплекса погибшим воинам Красной Армии (н.п. Соколов, Густопече, Оржехов), захоронение солдат и офицеров, погибших в Наполеоновских войнах в 1813 году (Ольшанское городское кладбище в Праге). Через ОБД «Мемориал» по каждому воинскому захоронению (название, место расположения) выявлены фамилии 2.464 захороненных (Устецкий край – 26, Карловарский край – 2.147, Пльзеньский край – 112, Либерецкий край – 58, край Высочина – 25, Югоморавский край – 96).
За этими цифрами – сложная, кропотливая работа, связанная с различными факторами – политическими, человеческими. И надо постоянно помнить о том, что каждый памятник на могилах советских воинов, каждое восстановленное имя героя – это практическое свидетельство того, что никто не забыт, ничто не забыто.
Пришедшее из Чехии в «Красную звезду» письмо – важное свидетельство того, что в этой стране помнят: главную роль в освобождении Европы от «коричневой чумы» сыграла Красная Армия. Хотя нельзя не отметить, что в последние годы участились случаи поступления в посольство России в Чехии немотивированных просьб администраций населённых пунктов о согласии российской стороны на перезахоронение останков погибших русских (советских) воинов с территорий площадей и улиц на кладбища. По мнению старост, подающих данные просьбы, могилы могут находиться только на территории кладбищенских зон. На данные письма российская сторона высказывает своё твёрдое убеждение, что перезахоронения красноармейцев могут производиться на условиях, предусмотренных Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 1999 года, и только в исключительных случаях. Согласие на данные перезахоронения может сократить географию захоронений красноармейцев, создать видимость, что воины Красной Армии не погибали при освобождении городов. Тревожит и то, что в электронной базе данных учёта воинских захоронений министерства обороны Чехии появляется информация негативного характера о причинах гибели воинов Красной Армии, не подтверждённая никакими документами. Большинство сведений почерпнуто из воспоминаний местных жителей. Преподнесённая в таком виде информация умаляет заслуги и героизм погибших красноармейцев и создаёт впечатление, что большинство потерь Красной Армии приходилось на бытовые смерти и смерти по болезни.
Мы не можем воскресить погибших. Но в наших силах относиться к праху героев должным образом, помнить защитников Отечества.
В свою очередь, «Красная звезда» обращается с просьбой к читателям нашей газеты. Если вы что-то знаете о тех воинах, чью фотографию мы опубликовали, либо о захоронении, о котором идёт речь в письме из Чехии, о судьбах красноармейцев, что стояли лагерем в тех краях, то очень просим откликнуться.