на главную страницу

7 Мая 2011 года

Необычный ракурс

Суббота

Карнавал наивной повседневности

Михаил ШЛАЕН.
Фото Вадима КУЗНЕЦОВА.



Семикратный чемпион Европы, 15-кратный чемпион СССР, обладатель пяти серебряных олимпийских медалей в Токио-1964 и Мехико-1968, заслуженный мастер спорта. Это подполковник в отставке Виктор Лисицкий, один из самых знаменитых отечественных гимнастов прошлого века.


     Персональные выставки в Центральном Доме художника, Арт-Манеже, Музее современного искусства, галерее «Сегодня» и многие другие. Это тоже Виктор Лисицкий. Не однофамилец, а тот самый большой мастер гимнастического ковра, опорного прыжка и упражнений на перекладине. Недаром один из фирменных элементов, исполненный Виктором на этом снаряде ещё в 1960-х годах, до сих пор называют «перелётом Лисицкого», как позже появился «перелёт Ткачёва» или «вертушка Диомидова» на брусьях. На Играх в Токио у Лисицкого и другого нашего великого гимнаста Бориса Шахлина буквально отняли титул абсолютного чемпиона. С несколькими грубейшими ошибками в заключительном виде многоборья судьи вывели на первое место японца Юкио Эндо (японец трижды «оседлал» коня), оставив россиян с отставанием в полбалла на серебряной позиции.
     Те переживания, которые по сей день словно заноза в сердце, как бы ни скрывал их Лисицкий (для Шахлина та судейская несправедливость вообще стала трагедией), отражены в серии «Гимнасты», в частности на картине «Олимпийские игры—1964 в Токио». Любимый вид спорта, естественно, преобладает на полотнах художника, но Виктор в своём творчестве не ограничивается только им. В частности, привлекают внимание серии «Художественная гимнастика» и «Борцы». В одном из атлетов, проводящих эффектный приём, легко узнаётся Владимир Путин.
     Лисицкий пришёл в живопись человеком со сложившимся характером ровно 10 лет назад, когда ему было уже за 60. Спорт, тренерство в родном клубе ЦСКА, многолетняя преподавательская деятельность в Военной инженерной академии имени Куйбышева, заведование кафедрой физической культуры в Химико-технологическом институте имени Менделеева позади. Чем заняться? Может, последовать примеру своей жены, известной художницы Татьяны Рыжовой, вдруг получится? Получилось. Он перебирается из Москвы в Серпухов на родину супруги и окунается в её эмоциональный мир (иконопись, улочки старых русских городов с их уютной патриархальностью, будничный быт обыкновенных людей, домашняя идиллия), попутно создавая свой собственный, не замыкаясь только на спорте, а ища себя в различных направлениях. Так, жанровые сцены, натюрморты, влюблённость, русская природа, перенесённые Лисицким на холст, вдруг появляются, казалось бы, из хаотической смеси красок, превращаясь в замечательные картины, свидетельствует народный художник России, академик живописи Дмитрий Жилинский. Он познакомился с Виктором ещё в 1963 году, когда сам, будучи молодым художником, пришёл в зал ЦСКА в поисках героев для своего будущего полотна о спортсменах.
     - Кто был тогда я и кто - Виктор: его знали во всём мире - знаменитый чемпион, нас, начинающих художников, а со мной тогда был ещё Павел Никонов (ныне тоже народный художник России), никто не знал, но это не помешало нам крепко подружиться. Могли ли мы предполагать, что почти через сорок лет станем художниками, - вспоминает Дмитрий Дмитриевич.
     - Какой творческой натурой он был в своей любимой гимнастике, таким и проявил себя на новом поприще, - продолжает Жилинский. - Тонкое восприятие, чистота линий, своеобразная стилистика, простота и естественность, сейчас это редко встречается. Его преимущество в том, что он не профессионал-художник, а любитель, работающий на уровне профессионалов. У него живое, детское восприятие окружающего мира. И это здорово! Школа учит «рисовать глазом», а он пишет душой, сердцем, оттого этот самый глаз не замылен, свеж. Да Виктор и сам о себе говорит: я - наивный художник. Вот эта самая наивность очень нужна, её не хватает, она и привлекает в его творчестве. Соглашусь с теми, кто считает, что искусство Лисицкого - карнавал наивной повседневности.
     Чем подтвердить слова знаменитого маэстро кисти? Да хотя бы названием картин, которые свидетельствуют о разнообразии творческого поиска, самобытности Лисицкого. «Ангел-хранитель», «Фауст», «Рыбак», «Блаженство», «Картёжники», «Гадалка», «Воздушные шары», серии «Микрокосмос» и «Танцы», «Дерущиеся пастухи», «Родео», почти как возвращение в любимый спорт - «Цирковые акробаты» и «На арене цирка».
     Открою небольшой секрет: мы с Лисицким очень давно на «ты», с тех пор, как на страницах «Красной звезды» начал «вести» спортивную гимнастику. Спрашиваю Виктора: «Отчего не взялся за разработку талисмана к Играм в Сочи?» Лисицкий пожимает плечами: «Это не моё».
     - Виктор, ты ведь родом из Магнитогорска. Наверное, за свой «Металлург» болеешь?
     - И за него тоже. И за «Атлант», и, конечно, за ЦСКА, родной ведь клуб.
     - Так, может, пора браться за хоккей? Он по накалу, эмоциям в духе твоего творчества.
     - Согласен, пожалуй, пора. Тем более мы все - не только хоккеисты и гимнасты, но и легкоатлеты, борцы, другие игровики -всегда поддерживали, болели друг за друга. Я хорошо знал всех хоккеистов моего поколения. Великие мастера! На наши тренировки и соревнования часто приходил Анатолий Владимирович Тарасов. «Подглядывал» для разминки команды упражнения на гибкость, растяжку. Особенно, видимо, ему нравились кувырки. Он заставлял ребят делать их после каждой серьёзной ошибки.
     - Приближается 66-й День Победы. Я знаю, в вашей семье есть участник Великой Отечественной войны.
     - Да, мама моей жены Татьяны, Александра Ивановна. Войну прошла от звонка до звонка. Разведчиком была. Ей сейчас 88, и, как и я, она десять лет назад тоже вдруг начала рисовать, писать картины. И очень прилично. Проснулись какие-то родительские гены, которые Александра Ивановна передала дочери. Так что не удивляйтесь, если в обозримом будущем мы изобразим нечто вроде выставочного семейного триптиха.
     Остаётся сказать, что Виктор Лисицкий своё внезапно появившееся хобби превратил сегодня в дело жизни и достиг практически таких же высот в художественном творчестве, как в гимнастике. Несколько персональных выставок (далеко не всякий удостаивается подобной чести) - тому доказательство.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex