на главную страницу

11 Мая 2011 года

События. Комментарии

Среда

Высокий дух сибирского казачества

Наш собеседник – атаман Сибирского казачьего войска казачий генерал Анатолий ОСТРЯГИН

Евгений ШАЛЬНЕВ.
Фото Сергея ВЛАДИМИРОВА.



     

     
Визитная карточка


     Анатолий Острягин родился в 1950 году в селе Тенгулы Мариинского района Кемеровской области.
     Прошёл трудовой путь от рулевого-моториста Моряковской эксплуатационной базы Томской области до первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
     В декабре 2007 года избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ямало-Ненецкого автономного округа. Является заместителем председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей.
     Сибирские казаки в 2005 году избрали Анатолия Острягина войсковым атаманом, а в 2008-м оказали ему доверие повторно.
     Указом Президента РФ атаману Сибирского войскового казачьего общества Анатолию Острягину присвоен чин казачий генерал.
     Кандидат технических наук, заслуженный геолог Российской Федерации.

     

     


     – Анатолий Иванович, в чём, на ваш взгляд, главное отличие Сибирского казачьего войска?
     – Прежде всего нужно отметить, что изначально сибирское казачество создавалось из людей, приезжающих сюда с разных концов России. Были казаки с Байкала и из Оренбуржья, с Дона и Северного Кавказа. Неизбежно присутствовало смешение традиций разных казачьих войск, но в итоге всё же сформировался отличный от многих тип сибирского казака.
     Во время Великой Отечественной войны отстоять Москву удалось во многом благодаря мужеству и отваге воинов-сибиряков. Поэтому, отвечая кратко на вопрос, я отмечу особый дух сибирского казака.
     Тут ведь и сама природа заставляет по-особому относиться к жизни, это вам не южные края. Надо и дрова поколоть, и печь протопить, и воды натаскать, и снег убрать. Суровый климат с детства воспитывает в сибиряке ряд специфических качеств. Он всегда полагается только на себя. Но при этом не эгоистичен: если нужно, то всегда предоставит ночлег и еду любому незнакомому путнику. А о том, что казак никогда не оставит товарища в беде, и говорить не приходится. Это исконный принцип всего российского казачества. Никогда, даже после самых кровопролитных сражений, казаки не оставляли погибших друзей на поле брани.
     – Давно и много говорится о начале возрождения казачества. В Сибири есть конкретные примеры этого?
     – Есть такие примеры. Испокон века казаки не были людьми подневольными, ни на кого не гнули свой хребет – только на себя и на Родину. В Омской области есть, к примеру, казачья станица Генераловка. Там этот принцип – общинно-индивидуального труда – успешно возродили и всячески культивируют. Казачья община возделывает 10.000 гектаров пашни, что соответствует уровню крупнейших сельхозпредприятий. Люди полностью обеспечивают себя различными сельхозкультурами, а также имеют возможность продавать излишки. Также общинно делят доходы, решают, какую необходимо приобретать технику, удобрения, горюче-смазочные материалы. Кроме того, платят государству все полагающиеся налоги, а остающиеся деньги тратят на церковь, школу и детский сад, строительство жилья – на обустройство всего того, что является их привычной, повседневной жизнью. В Генераловке отчётливо видишь: возродить деревню легче, живя и работая на традиционных принципах казачьей общины.
     – Но ведь станицу быстро и с нуля не построишь?
     – На самом деле отправной точкой появления станицы Генераловка можно считать начало 90-х годов прошлого века. Сначала отделился один хутор – самые работящие мужики с семьями начали жить и работать самостоятельно. По привычке их называли фермерами. Но терминология не столь важна, ведь это была пусть и небольшая, но чисто казачья община. В 2001 году, когда окончательно разорилось местное отделение колхоза, дошло до того, что распродали всё, что стоило хоть каких-то денег, – местные жители новым взглядом посмотрели на казачий хутор. А там за десятилетие выросли добротные двухэтажные дома, семьи не бедствуют, скотина накормлена и ухожена, поля плодоносят. Подумали люди – и практически все вступили в казачьи ряды. Был хутор из 20 семей – стала полноценная казачья станица.
     – Анатолий Иванович, но почему по всей Сибири, да и по России тоже, так много разорившихся, умирающих деревень?
     – Убеждён, что всё зависит только от людей. Если они работают общинно-индивидуальным способом, то и результаты, как правило, всегда есть. Чрезвычайно важно это в Сибири, где в силу климатических условий особенно непросто заниматься земледелием, животноводством. Но при должном подходе, при самоотдаче всегда возможно обеспечить свою семью, свою общину. Тому немало и других примеров.
     Но мы видели и огромное количество противоположных случаев, когда люди, получив земельные паи, просто продавали их за бесценок. Или отдавали в аренду, надеясь на стабильный доход, но ошибались.
     Заблуждаются те состоятельные господа, уверенные, что, скупив десятки тысяч гектаров пашни и используя наёмный труд, можно надеяться на успех. Относишься ты к своим рабочим, как к бесправным батракам, или пытаешься создать им более-менее человеческие условия для труда и жизни – неважно. Это может дать эффект на коротком временном отрезке, но в длительной перспективе всегда выигрывает тот, кто работает на себя, на своей земле. В принципе этому несметное количество подтверждений в мировой и российской истории.
     – На ваш взгляд, что ещё мешает развитию казачьих поселений?
     – Основная трудность, как я уже говорил, в собирании земель – многие паи давно распроданы или отданы в долгосрочную аренду. В некоторых местах ещё можно «собрать» землю, но с каждым годом это всё труднее делать.
     Есть ещё и климатические условия. Географически Сибирское казачье войско расположено на огромной территории, включающей в себя 9 субъектов Федерации: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Алтайский край и Республика Алтай, Тюменская, Омская, Томская, Кемеровская и Новосибирская области. Как вы понимаете, далеко не везде можно заниматься возделыванием земли. С другой стороны, можно заниматься животноводством, производством различных товаров. Не столь уж и важна сфера деятельности – главными являются сами принципы существования казачьего сообщества, его дух, традиции.
     – Одной из главных традиций для казаков всегда считалась «государева служба». Возрождение казачества в современной России уже прошло многие этапы, но данный вопрос, насколько известно, так и остаётся проблемным?
     – Не хочу жаловаться, но после развенчания культа личности Сталина многим репрессированным, переселённым народам и социальным группам было возвращено большинство их земель и прав. Казакам же, нужно признать, вернули далеко не всё.
     И вы правы, что для казаков служба государству, Родине всегда была приоритетом, священной обязанностью. И одна из главных наших задач на данном этапе – приведение казаков к государственной службе. Для регионов Сибирского казачьего войска это особенно актуально в приграничных территориях.
     И необязательно наделять казаков оружием и правом его применять: есть официальные Пограничные войска и таможня, но казаки могли бы стать вторым эшелоном защиты границы.
     – Как это осуществимо практически?
     – Ничего придумывать не нужно, есть накопленный опыт предыдущих поколений. В приграничной зоне создаются казачьи поселения, и помимо того, что люди живут привычными, мирными делами и заботами, ведётся контроль над территорией, отслеживается перемещение людей и транспорта. Уверяю вас, в казачьих семьях так воспитывают детей, что вырастают люди, не способные на обман, коррупцию, сделки с совестью. А главное – казак, официально получивший землю от государства, будет верой и правдой нести любую службу, которую оно ему определит.
     Помимо охраны приграничных территорий, это может быть и экологическая служба – охрана лесных, водных и земельных ресурсов. Разве эти проблемы не важны, не существенны? И казаки готовы помогать в их решении.
     – Предполагалось, что реестровые казаки будут состоять на особом учёте. Есть подвижки в этом направлении в Сибири?
     – Мы все прекрасно понимаем, что от деклараций и заявлений до их претворения в жизнь может пройти немало времени. Есть обоюдное желание, но необходимы и совместные усилия государства и казачества.
     Есть мнение, что казаки – народ настолько свободолюбивый, что не будут становиться на официальный воинский учёт. Ответственно заявляю: полная ерунда! Да и в царской России казаки не состояли на официальном учёте, нет этого и сейчас. Хотя примерная численность казаков в каждом из регионов, входящих в Сибирское казачье войско, нам, безусловно, известна. Казаки готовы подавать сведения о себе, но предварительно необходимо определиться, кто этим будет заниматься. Военные комиссариаты или какие-то другие структуры? Понадобится создавать дополнительные рабочие места, платить людям зарплату. Убеждён, что одним из основных сдерживающих факторов как раз и являются организационно-бюрократические вопросы. А желание, повторюсь, есть и у казаков, и у военных.
     – Вы упоминали об особенностях воспитания детей в казачьих семьях. В то же время сибирские казаки всегда много внимания уделяли патриотическому воспитанию остальной молодёжи. В каких регионах эта работа ведётся активнее всего?
     – Не боюсь ошибиться, если скажу, что во всех. Можно среди других выделить Алтайский край, Тюменскую и Омскую области, в которых много военно-патриотических клубов. Но в качестве самого запоминающегося я всегда привожу пример кадетского казачьего корпуса в Бердске (Новосибирская область). Эти кадеты полностью находятся под опекой казачества. И ребят берут не самых благополучных – из неполных семей, из профтехучилищ, детей улицы. Но поразительно, как они меняются буквально через несколько месяцев, как впитывают дух и традиции казачества. Им прививают историческую память, параллельно развивая силу духа и тела. Как говорится, войны никто не хочет, но настоящий казак всегда должен быть готов дать отпор врагу.
     В целом могу отметить, что в Новосибирской области давно и активно идёт работа с казачьей молодёжью, подготовка её к армейской службе. Совместно с областным центром патриотического воспитания проводятся спартакиады, военно-патриотические праздники и игры, изучаются быт, традиции и фольклор казаков. Стало доброй традицией в День Победы – 9 Мая – посвящать в казаки 15–20 молодых ребят. И если 8–10 лет назад в этом был заметный элемент игры, дань моде, то сегодня большинство парней и девушек вполне осознанно делают свой выбор.
     – Давно подмечено, что «казак без веры – не казак». Сибирское казачье войско очень тесно взаимодействует с Русской Православной Церковью...
     – У нас давние и крепкие отношения с Новосибирской епархией РПЦ, в 2009 году мы даже подписали официальное соглашение о сотрудничестве. Тем более что цели у нас, по сути, одни и те же: патриотизм, нравственное и духовное воспитание людей, процветание нашей Родины.
     Также примечательно, что священник, которого Архиепископ Новосибирский и Бердский владыка Тихон назначил окормлять сибирское казачество, – отец Дмитрий Полушин – сам родовой казак и ещё в 1990-х годах активно принимал участие в жизни возрождающегося сибирского казачества.
     Кроме того, осенью 2009-го, когда мы отмечали 20-летие с момента начала возрождения сибирского казачества, наше войско обрело бесценную для нас святыню. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в столице донского казачества городе Новочеркасске во время торжественного приёма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я принял из его рук икону со святительским благословением на единение казачества, служение Отечеству и вере православной. Впоследствии эта святыня – икона Казанской Божьей Матери – поочерёдно побывала во всех отделах нашего войска.
     – Что бы вы пожелали всем казакам Сибири и России?
     – На преемственности традиций основано казачье воспитание. Только на уважении к прошлому своего народа, к его вере, к его истории можно воспитать настоящего патриота, способного при необходимости взять в руки оружие и защитить свою Родину, как это делали наши прадеды – сибирские казаки.
     Впереди ещё очень много работы. Нужно восстанавливать станицы не только как казачьи общества, но и как поселения казаков со своим уникальным хозяйственным укладом. Ещё только начинается деятельность по восстановлению иррегулярной казачьей службы. Даже то, что уже состоялось в казачьей жизни, необходимо укреплять и развивать сообразно требованиям современности. Мы полны надежд, что наши семьи будут, как встарь, многодетными, семейные хозяйства по-казачьи крепкими, что силы наши, опыт и труд будут использованы на благо Отчизны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex