на главную страницу

11 Мая 2011 года

Камуфляжа

Среда

Кино с георгиевской лентой

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».




     В эти весенние дни в числе общественно значимых социальных и культурных мероприятий столицы проходил фестиваль военно-патриотического кино «Эщелоны памяти - эшелоны Победы». В числе его организаторов - департамент культуры города Москвы, ГБУК города Москвы «Московское кино», некоммерческое партнёрство содействия развитию кинематографа «Электротеатр», РООСПМ «Студенческая община». Всем зрителям, приходящим на киносеансы, вручались символические георгиевские ленточки. На фестивале было показано около 50 фильмов. Среди них - премьеры новых российских картин и ретроспективные показы лучших режиссёрских работ о Великой Отечественной войне, уже вошедших в золотой фонд российского кино. Это «Рябиновый вальс», «Брестская крепость», «Белорусский вокзал», «Офицеры», «Горячий снег», «Живи и помни», «Небесный тихоход», «Отец солдата», «Агитбригада «Бей врага», «В шесть часов вечера после войны», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Иваново детство», «Женя, Женечка и «катюша», «Враги», «Проверка на дорогах», все фильмы киноэпопеи «Освобождение». В числе юбилейных ретро-премьер - фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны» с Людмилой Гурченко в главной роли. Помните? Писатель и фронтовой журналист Лопатин, роль которого великолепно исполнил Юрий Никулин, едет в Ташкент, чтобы навестить семью погибшего сослуживца, побывать на съёмках фильма по своим очеркам, встретить новый, 1943 год, пережить недолгую, яркую любовь... И так вот провести эти двадцать дней без войны. Кстати, перед показом фильма перед гостями фестиваля выступила эстрадная группа «Александров - ПАРК». В основе творчества молодого коллектива - современная интерпретация лучших песен прошлых лет с хорошим, не «фанерным» вокалом, интересными пластикой и ритмом.
     Фестиваль будет иметь продолжение в рамках мероприятий Дня памяти и скорби (22 июня) и Дня обороны Москвы в декабре нынешнего года.
     А начался он с премьерного показа в кинотеатре «Художественный» фильма Валерия Пендраковского «Только не сейчас». Снят он по мотивам рассказа Владимира Войновича «Запах шоколада». В основе сюжета - трагическая история любви советского солдата и польской молодой женщины. Война кончилась, но остались подозрительность и настороженность, берущие истоки совсем уж из далёкого прошлого. И такая неожиданная любовь - это как бег по минному полю. Но истинное чувство не определяется ни местом, ни моментом.
     Фильмы о войне - это особый пласт кино. Здесь нельзя сфальшивить в актёрской игре. Такие картины рассматриваются до мельчайших деталей в свете соответствия нюансам исторических реалий. И фантазии режиссёра обязаны вписываться в формат эпохи. С одной стороны, Пендраковскому это вроде бы удалось. К тому же вместе с основным автором сценария Юрием Рогозиным (который выступил, в свою очередь, и в роли режиссёра-постановщика) он сумел многое «дорассказать» за Войновича, доведя романтическую составляющую рассказа до масштаба шекспировских трагедий. Ничего подобного Войнович читателю не предлагал. Но рассказ в исполнении российского режиссёра о русском, советском Ромео и польской Джульетте имеет глубокий политический подтекст того непростого времени. Не семьи, как у Шекспира, а народы диктуют свою волю таким эфимерным понятиям, как дружба, вера, надежда и любовь. Враги - не враги, друзья - не друзья.
     Многое в фильме, конечно, условно, не всегда достоверно - и сказочно, как пьянящий запах шоколада, который до конца жизни будет тревожить память героя, напоминая историю его первой любви. Он его волновал тогда, но просто потряс, когда, уже пожилым, ему волею судьбы удаётся вновь попасть в маленький польский город с его старинной шоколадной фабрикой, ныне уже закрытой, на которой работала его возлюбленная. Её ароматы тем не менее таинственным образом витают над местечком по сию пору. Стержень картины - главный герой, которого в молодом возрасте играет Александр Домогаров- младший, только в прошлом году окончивший Московское театральное училище имени М.С. Щепкина (мастерская М.Е. Велиховой). Актёр, несомненно, талантливый и многообещающий, но, мне кажется, не сумевший перенестись из безбашенности современной юности в политический регламент, строгость тех же армейских отношений начала 1950-х годов. Его «бросает» в разных сценах буквально из «из века в век». Его героя в зрелом возрасте сыграл народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич. Он, несомненно, убедителен в своих переживаниях о прошлом, но проблема в том, что ему-то особенно и нечего играть. В картину привлечена и «тяжёлая артиллерия» в лице известного польского актёра театра и кино Даниэля Ольбрыхского. Его учителем считается польский режиссёр Анджей Вайда, который снял его в десяти своих картинах. Всего Ольбрыхский сыграл не менее чем в 140 фильмах в разных странах мира. И в этой российской картине свой участок он «вспахал» добросовестно. Надо обязательно отметить успех главной героини, молодой польской актрисы Магдалены Лампарской. Мы видим на экране нежность и жёсткость характера, любовь и страх её огласки в маленьком городке, страсть и благоразумие. Роль, сотканная из противоречий и высоты истинного чувства, которым она буквально поднимает своего русского возлюбленного на неведомые прежде нравственные высоты, ей однозначно удалась. Интересна игра Михаила Васькова, Романа Ладнева, Егора Харламова, Яцека Белера.
     Фильм, можно сказать, камерный, в нём нет масштабности привычных лент о войне, послевоенной поре. Но атмосферу того времени в конкретной стране режиссёру всё же удалось передать. В том числе и благодаря профессионализму оператора-постановщика Григория Яблочникова и композитора Зигмунда Конечного.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex