на главную страницу

13 Мая 2011 года

Тема номера

Пятница

Место службы – Чёрное море

13 мая - День Черноморского флота

Владимир СОСНИЦКИЙ, Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
  Коллаж Александра григорьева.



     13 мая в России отмечается День Черноморского флота. Именно в этот день в 1783 году 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева вошли в Ахтиарскую бухту Чёрного моря. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города-порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь.
     Конечно, в истории Черноморского флота немало славных страниц. Так, в середине XIX века усилиями выдающихся адмиралов А.С. Грейга, М.П. Лазарева, П.С. Нахимова и В.А. Корнилова Черноморский флот стал одним из лучших парусных флотов Европы. Во время Крымской войны (1853–1856 гг.) эскадра флота 18 ноября 1853 года одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Из 16 кораблей противник потерял 15. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота.
     Во время Великой Отечественной войны перед Черноморским флотом была поставлена задача прикрывать и поддерживать Приморский фронт сухопутных войск огнём артиллерии и ударами с воздуха. Корабли ЧФ уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.
     Сегодняшние будни моряков-черноморцев насыщены боевой учёбой. Так, большой десантный корабль «Ямал» представлял Россию в весенней фазе деятельности Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ ОВ) «Блэксифор». Напомним, что соглашение о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор» было подписано в апреле 2001 года в Стамбуле по инициативе России и Турции. Международное соединение проводит активации в Чёрном море, при этом в учениях принимают участие только военные флоты причерноморских стран. Общее руководство учениями возлагается на комитет в составе командующих военно-морскими силами стран-участниц. Председательство в комитете осуществляется на основе ежегодной ротации. Государство - председатель комитета назначает командующего группой «Блэксифор».
     В прошлом году «Ямал» также представлял Россию на этом учении. Тогда в период отработки задач в море были проведены совместные тренировки по тактическому маневрированию, ведению боя надводных кораблей, противовоздушной обороне и различным видам связи. Военные моряки отработали действия в составе многонационального соединения по оказанию помощи кораблю, терпящему бедствие, морской изоляции и досмотру судна, пополнению запасов в море. Действия моряков Черноморского флота России получили самые высокие оценки.
     В этом году совместная отработка учебно-боевых задач началась в первой декаде апреля в турецком порту Стамбул, где кроме эпизодов учения прошли торжества, посвящённые 10-летию группы. Корабли ЧВМГ ОВ также совершили заходы в российские порты Севастополь и Новороссийск.
     В дальних походах совершенствуют свою выучку и экипажи других кораблей Черноморского флота. В прошлом году, например, флагман флота - гвардейский ракетный крейсер «Москва» успешно выполнил задачи боевой подготовки, поставленные в ходе оперативно-стратегического учения «Восток-2010», отработал множество учебных элементов в океанском плавании. А с 25 мая по 14 июня этого года отряд боевых кораблей Черноморского флота (дизельная подводная лодка «Алроса», килекторное судно КИЛ-158, спасательное судно «ЭПРОН» и спасательный буксир «Шахтёр») примет участие в крупных международных учениях спасательных сил у атлантического побережья Испании «Болд Монарх-2011». Можно быть уверенным, что, как и прежде, черноморцы все поставленные задачи выполнят.
     На полигоне Капустин Яр недавно завершились тактические учения с боевой стрельбой военнослужащих зенитного ракетного полка Черноморского флота. Личный состав полка выполнил на отлично все упражнения, в том числе новое, впервые проведённое на полигоне, - «стрельба зенитного ракетного комплекса залпом». Сложные погодные условия не помешали военнослужащим успешно решить поставленные задачи.
     Отличная стрельба явилась закономерным итогом напряжённых ежедневных тренировок и контрольных стрельб. В ходе подготовки к выполнению задач на полигоне Капустин Яр в течение двух недель в полевом лагере под Севастополем было проведено слаживание подразделений и полка в целом, выполнены учебные стрельбы по реальным воздушным целям. За короткий период времени не только офицеры и младшие командиры, но и молодые матросы смогли получить профессиональные знания, закрепить навыки, научились адаптироваться в сложных полевых условиях.
     А на морском десантном полигоне Опук Черноморского флота задачи полевого выхода отработали подразделения бригады морской пехоты флота. Подавляя противодесантную оборону «противника», большими десантными кораблями «Азов», «Новочеркасск», «Саратов» и «Николай Фильченков» из артиллерийских и реактивных установок залпового огня были выполнены стрельбы по укреплённым пунктам вероятного противника на побережье. Подразделением бригады морской пехоты ЧФ проведено батальонное тактическое учение по высадке десанта на необорудованное побережье. В учении принимали участие более 300 морских пехотинцев, было задействовано более 100 единиц боевой техники.
     В рамках полевого выхода на полигоне было проведено и показное ротное тактическое учение с боевой стрельбой. Навыки практического применения оружия совершенствовали миномётные расчёты, экипажи бронетранспортёров, самоходных артиллерийских установок «Нона» и зенитных самоходных установок «Шилка».
     В скором времени на флот начнут поступать новые надводные корабли и подводные лодки. Как отмечал некоторое время назад главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий, начиная с 2013 года Черноморский флот России будет, в частности, пополняться новыми фрегатами. По словам В. Высоцкого, в 2015 году в составе Черноморского флота должно быть не менее пяти таких кораблей, для того чтобы в том числе решать проблемы борьбы с пиратством в районе Аденского залива.
     Сейчас обустройство флота идёт не только в Крыму, но и в Краснодарском крае. В составе сил Новороссийской военно-морской базы находятся и корабли, которые имеют прямое отношение к исторической летописи Черноморского флота. Так же, как и первые, пришедшие 228 лет назад в Ахтиарскую бухту парусники, они до недавних пор базировались на Азовском море. И пусть это всего лишь небольшие рейдовые тральщики, но они вполне заслуженно носят на своих мачтах вымпелы боевых кораблей Черноморского флота и гордый Андреевский флаг. И как в капле воды отражается целый океан, так и в напряжённых буднях морской службы этих небольших кораблей чётко отражается вектор жизнедеятельности всего флота. С экипажем одного из них довелось познакомиться в ходе учебного выхода в море накануне Дня Черноморского флота.
     Пожалуй, никому больше Корабельный устав не определяет столько обязанностей, как командиру корабля: 53 статьи с несколькими десятками подпунктов, где практически в каждой строке - «должен», «обязан». И весь этот груз ответственности ложится на командира вне зависимости от того, командует он крейсером или, как мичман Денис Никитин, - рейдовым тральщиком.
     Путь на командирский мостик Дениса Никитина начинался с того, что из Красноярского края он был призван на Тихоокеанский флот. После окончания школы техников ВМФ был направлен на тральщики Черноморского флота. В экипаже «Железнякова» был старшиной команды комендоров. А когда в бригаду пришёл принципиально новый и пока единственный в своём роде тральщик «Вице-адмирал Захарьин», оснащённый системой поиска мин пятого поколения, Никитину предложили на нём весьма хлопотную должность старшего боцмана. Он особо не колебался - это была хотя и сложная, но очень полезная ступень профессионального становления военного моряка. А свою профессию к тому времени Денис уже уважал прочно. С подобным уважением и служба идёт успешнее. Поэтому вскоре и доверена была молодому в общем-то мичману должность командира корабля.
     Кстати, по этому критерию - уважение к военно-морскому делу - он подбирает и людей в экипаж. Старшины контрактной службы Юрий Зверев и Владимир Беляев - дипломированные техники. Первый - механик. Второй по образованию - судоводитель. Достаточно один раз увидеть, как слаженно и уверенно работает на тесном юте немногочисленный тральный расчёт, чтобы понять - командир этого расчёта дело своё знает. А об отношении к заведованию механика говорит тот факт, что ни на одном выходе в море двигатели и энергообеспечение корабля сбоя не дали.
     Хотя весна нынче в здешних местах явно подзадержалась, с погодой на выходе в море нам повезло: ветер задувал сносный и волну он поднимал не злую. Но с непривычки казалось, что палуба так и норовит уйти из-под ног или, по крайней мере, толкнуть на острый угол рубочной выгородки. А моряки тральщика словно и не замечали качки. Комендор Сергей Шашков, не обращая внимания на брызги, чётко отработал по вводным командира на своём скорострельном «Утёсе». Радиометрист матрос Артур Зиганшин, казалось, без особого напряжения управлялся с «электронными глазами» корабля - РЛС «Печорой», выдавая быстрые доклады командиру. Матросы Иван Кравченко и Олег Крутиковский - каждый на своём боевом посту действовали со старанием и ответственностью незаменимых людей. По настрою всего экипажа чувствовалось, что эта последняя тренировка перед сдачей второй курсовой задачи используется с максимальной отдачей. Впрочем, в последнее время, когда выходы кораблей в море стали носить системный характер, подобный настрой моряков утверждается в большинстве экипажей черноморцев.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex