на главную страницу

13 Мая 2011 года

Армия и общество

Пятница

От «колыбели» – к цели

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



     Когда речь заходит о полигоне Капустин Яр, мне вспоминаются кипы архивных бумаг, встречи с ветеранами, бескрайняя с колючей растительностью астраханская степь и, безусловно, пуски ракет. Он самый протяжённый в России, а его площади могли бы позавидовать многие европейские страны. Собственно говоря, Капяр, как его сокращённо называют, стал местом, где впервые испытывали самое грозное оружие на планете. Хотя поначалу первые пуски трофейных ФАУ-2 планировалось провести вовсе не в Советском Союзе, а в Германии, в Пенемюнде, вдоль Балтийского моря. Там, как известно, находился завод по производству жидкого кислорода, который использовали в качестве окислителя. Частично сохранились в Пенемюнде и стартовые площадки... Тем не менее Совет Министров СССР летом 1947 года принял иное решение - провести опытный пуск ракеты А-4 (ФАУ-2) в районе села Владимировка Астраханской области, на полигоне, которому тогда исполнился только год.
     Спустя несколько месяцев, 18 октября, в солончаковой степи ракета распрощалась со своей позицией. Её отклонение было весьма и весьма внушительным: она упала на 30 километров левее директрисы стрельбы. Кстати, на том самом месте, где состоялся первый пуск, сооружён обелиск - на бетонном основании установлены ракета и мемориальная плита.
     Очевидцев первого пуска в наши дни можно пересчитать по пальцам. С тех пор прошло более полувека, однако их воспоминания любопытнее архивных документов. Попытаемся же из обрывочных рассказов составить полную, почти посекундную картину того, как это было.
     Взвиваются вверх три красные сигнальные ракеты, включается сирена.
     Сергей Павлович Королёв командует оператору Николаю Смирницкому: «Трал на борт», «Протяжка», «Ключ на стрельбу».
     - Пульт в норме, - докладывает Смирницкий, - исходные положения датчиков записаны. Трал работает нормально. Готов к пуску ракеты.
     - Включить предварительную, - поступает очередная команда.
     - Есть предварительная.
     Но изделие даже не шелохнулось, только было заметно, как из сопла камеры сгорания вырвалась небольшая струя дыма.
     - Сергей Павлович, - говорит оператор, - не сработало пироустройство.
     Из бронемашины, находящейся неподалёку от стартовой площадки, выскочили Леонид Воскресенский, Георгий Дядин и Григорий Анисенко. Они бросились под дымящуюся ракету...
     - Да, неприятно им работать, - озабоченно воскликнул первый начальник полигона Василий Вознюк.
     Через несколько минут запыхавшиеся герои вернулись в укрытие. Раздался телефонный звонок. Королёв передал трубку Леониду Воскресенскому.
     - Мы тут заменили «зажигалку», - отрапортовал он, ещё задыхаясь от бега, - но при этом так надышались парами спирта, что ужасно хочется закусить. А здесь, к сожалению, ничего нет. Василий Иванович, надо бы это предусмотреть.
     - Пустим ракету - будет для вас особое меню, - ответил Вознюк...
     И снова в воздух уходят «сигнальные», звучит сирена. Королёв опять подаёт команду: «Предварительная». Бегут секунды, и вдруг из сопла двигателя вырывается столб огня и дыма. Изделие так и рвётся с места...
     - Главная, - командует Королёв.
     Ракету окутывает дым, слегка просматривается лишь её головная часть... И вот, покачиваясь, она начинает подниматься.
     - Наконец-то, - вскрикивает начальник полигона.
     До укрытия доходит сильный грохот, дрожит земля, и видно, как изделие с нарастающей скоростью устремляется вверх...
     Вознюк доложил председателю госкомиссии, что ракета, запущенная с Государственного центрального полигона в 10 часов 47 минут по московскому времени, достигла намеченной цели.
     С тех пор Капяр стал основным местом проведения стратегических испытаний, потому-то его и называют колыбелью нашей ракетной техники.
     Отечественная ракета Р-1, которую даже вблизи было сложно отличить от своей немецкой предшественницы, впервые ушла с позиции 17 сентября 1948 года, почти через год после пробного пуска ФАУ-2 в астраханской степи. Однако она, как говорят «стратеги», завалилась «за бугор» - отказала система управления полётом. Из девяти первых ракет Р-1 в заданный квадрат попала только одна. Испытания Р-2 прошли уже без проволочек. Впоследствии именно здесь «учили летать» и другие образцы вооружения - Р-11, Р-5 и Р-12. И всё самое современное оружие прошло испытание на этом полигоне. Проще говоря, именно в астраханской степи написана история развития Ракетных войск, да и не только их. С первых дней полигон занимался испытаниями реактивного вооружения Сухопутных войск, ВВС и ВМФ.
     Кстати, именно с Капустина Яра задолго до Белки и Стрелки отправили во внеземное пространство других лохматых четвероногих «космонавтов» - Дезика и Цыгана... Как известно, им посчастливилось совершить космическую «экскурсию» и вернуться на Землю живыми и невредимыми после стокилометрового прыжка над Землёй. Это был вертикальный пуск. Перегрузка, которая создавалась во время работы двигателя, в несколько раз превышала земное тяготение. После выполнения задания контейнер отстреливался и животные некоторое время находились в свободном падении. Затем на высоте трёх-пяти километров по команде барометрических датчиков срабатывала парашютная система, и собаки спускались на землю. Благодаря таким пускам учёные создавали базу данных по медико-биологическим исследованиям перед первым полётом человека в космос. Здесь же за десятилетие до полёта Юрия Гагарина запускали модернизированные ракеты для научных исследований верхних слоёв атмосферы, отрабатывали модели спускаемых аппаратов. Более того, именно тут испытывалась аппаратура для исследования Марса и Венеры. Словом, вклад полигона в развитие отечественной космонавтики солиден.
     - Когда говорят о 4-м Государственном центральном полигоне в 1980-х годах, - посетовал во время нашей последней встречи бывший начальник ГУРВО РВСН генерал-полковник Александр Ряжских, - совершенно неправильно высказывается мнение, что этот период уже не был так значим для развития Ракетных войск. Это не так.
     Во-первых, полигон был многоцелевым: тут выполнялись программы «Космос» и «Интеркосмос», с большой интенсивностью отрабатывались различные модификации боевого оснащения. А этот вид испытаний на полигоне - один из важнейших. Во-вторых, на этом этапе шла отработка ракетных комплексов среднего радиуса действия («Пионер»), целого семейства командных пунктов, системы боевого управления.
     Испытывались здесь крылатые ракеты «Мишень-М» и «Мишень-А», элементы многоразового космического корабля «Буран». Проводились также уникальные испытания комплексов средств активной защиты объектов Ракетных войск, исследования воздействия на комплексы ударной волны и электромагнитного импульса. Аналитическая работа здесь проводилась по направлениям: головные части, системы боевого управления, системы защиты объектов Ракетных войск.
     Впрочем, в советское время в этой солончаковой степи можно было проводить даже подводные старты, способные имитировать вылет стратегических крылатых ракет из-под воды. Да-да, не удивляйтесь, здесь нет опечатки. Эту тему закрыли по договору об ограничении стратегических наступательных вооружений... Впрочем, в летописи полигона есть и другие печальные страницы. По договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности комплекс «Пионер», который на Западе называли грозой Европы, решено было «похоронить» здесь же, в Капустином Яре, где он и получил путёвку в жизнь. И всё же времена, когда перспективы Капяра были смутными, прошли.
     Сегодня на полигоне, которым командует генерал-майор Михаил Королёв, идёт напряжённая работа. В этом году тут планируется испытать около 90 образцов вооружения.
     Полигон участвует в создании образцов вооружения, решая задачи от рассмотрения эскизных и технических проектов, разработки программ и методик испытаний до оценки характеристик образцов и эффективности их боевого применения.
     В 2010 году на полигоне Капустин Яр завершены испытания более 20 образцов вооружения и военной техники, в том числе ракетного комплекса оперативно-тактического назначения «Искандер-М», зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С», зенитных ракетных комплексов «Тор-М2» и «Бук», зенитных ракетных систем С-300 и С-400, реактивных систем залпового огня «Смерч», а также проведены очередные испытания боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет.
     Сегодня Государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр позволяет проводить испытания и совместную отработку оборонительных и наступательных систем вооружения в интересах всех видов и родов войск Вооружённых Сил РФ. В частности, для испытаний элементов боевого оснащения баллистических ракет этот полигон остаётся уникальным. Только его испытательные трассы и полигонный измерительный комплекс позволяют испытывать перспективное боевое оснащение во всём диапазоне возможных условий его доставки к целям.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex