Откровение
Охотно откликаюсь на анкету, опубликованную в вашей газете 11 марта. Много, конечно, воды утекло с тех пор, когда я служил действительную, но проблемы воспитания личного состава и сплочения воинских коллективов во все времена схожи. В бытность командования зенитным ракетным дивизионом (1965—1973 гг.) мною, например, применялась следующая дисциплинарная практика.
С получением молодого пополнения не далее как на третий день я проводил общее собрание личного состава дивизиона, где каждый молодой солдат подробно докладывал о себе, вплоть до увлечений. Затем представлял новичкам всех офицеров и сержантов, а также актив подразделения, каждому давая краткую характеристику. Собрание заканчивал обращением к старослужащим: «У вас никаких прав по отношению к молодым солдатам нет. Только обязанности. Всё, чему научились, как можно быстрее передайте молодым». Шефство над молодыми рассматривалось мною как служебная обязанность старослужащих.
Каждый офицер, к которому поступал новобранец, обязан был в недельный срок написать письмо его родителям: представиться, рассказать об условиях службы их сына, поинтересоваться особенностями его характера, предложить при случае заехать в войсковую часть. Много чего ещё мы делали для сплочения воинского коллектива: спортивные состязания, экскурсии по местам боёв, выезды на рыбалку, за ягодами, за грибами, с «вкуснятинкой» чествовали именинников. По понедельникам я проводил утреннюю физзарядку со всем дивизионом. Со временем к нам стали примыкать и офицерские семьи.
Мною была изжита практика направлять на хозработы только молодых солдат, тем более - под началом кого-нибудь из «стариков». При мне команды наряжались исключительно в штатном составе - расчёт, взвод, батарея - во главе со штатным командиром. Практика назначения так называемых «ответственных» офицеров, обязанных дежурить в подразделении от отбоя до подъёма, мною рассматривалась как порочная, ибо тем самым отстранялись от исполнения служебных обязанностей старшины батарей и сержанты. Каждый командир сам решал, что и когда ему следует проверить. Сам же я мог появиться в казарме в самое неожиданное для подчинённых время, что держало дежурную службу в постоянном напряжении. В итоге никакой «дедовщины». За 8 лет ни одного ЧП. Зато все эти годы отличные успехи в боевой и политической подготовке.
||
Полковник в отставке Н. КУДРЯВЦЕВ.
Санкт-Петербург, Колпино.
На островке патриотизма
6 мая у всемирно известной пилотажной группы «Стрижи» состоялся юбилей - ровно 20 лет назад лётчики-асы авиабазы Кубинка впервые продемонстрировали фигуры группового высшего пилотажа на серийных фронтовых истребителях МиГ-29.
Накануне дня рождения «Стрижей» у них в гостях побывала делегация школьников ярославского города Данилова. Вы бы только видели, как горели глаза ребят, которым посчастливилось не просто походить по лётному полю, но и потрогать самолёты, увидеть эти многотонные машины закручивающими в небе головокружительные вензеля. А рассказы лётчиков, автографы - разве такое забудешь! Как знать, для кого-то из нынешних школьников эта поездка в Кубинку может стать судьбоносной. Тут не следует исключать и карапуза с фотографии, которому один из пилотов дал поносить свой ЗШ.
А сколько досель неведомого о военной авиации, одном из самых романтических родов войск, мужестве наших лётчиков в годы Великой Отечественной войны, их участии и в других вооружённых конфликтах узнали школьники при посещении музея авиабазы. Ведь ничего из того, что они здесь увидели и услышали, в школе, к сожалению, не проходят.
Следует заметить, на авиабазу мы попали благодаря протекции Андрея Сорокового, директора расположенного здесь же, в Кубинке, Музея бронетанкового вооружения и техники. Танк, казалось бы, в сравнении с самолётом - это что-то приземлённое. Но благодаря увлекательным рассказам экскурсоводов Анастасии Томашевской и Веры Захаровой застывшие стальные махины-экспонаты словно оживают. У каждого из них своя биография, многие обожжены безжалостным пламенем войны, и эти боевые ожоги словно проглядывают сквозь многослойное покрытие защитной краски. Именно с таким ощущением уезжали ребята из Кубинки, этого островка патриотизма.
||
Николай РЕТУНСКИЙ.
Данилов, Ярославская область.
Долгий ящик
В 2013 году исполнится 40 лет со дня начала участия советских, а затем и российских военных наблюдателей в составе миротворческой миссии ООН на Ближнем Востоке. Единственный действующий документ, где об этом можно прочесть, это Постановление Правительства РФ от 13 октября 1992 г. № 779 «О финансовом обеспечении военных и полицейских наблюдателей ООН». В последнем пункте этого постановления говорится: «Установить, что на территории Российской Федерации не действуют распоряжения Совета Министров СССР от 21 декабря 1973 г. № 2746-рс и от 26 февраля 1988 г. № 385-рс.
В своё время согласно одному из этих распоряжений, а именно № 2746-рс, я был направлен военным наблюдателем ООН в Египет. Этот документ секретный, и гриф секретности, хотя мы давно живём в другом государстве, не снят с него до сих пор. Потому никому из нас, отслуживших в составе миротворческих сил ООН на Ближнем Востоке, ничего не известно о его содержании. А ведь мы непосредственные участники тех событий, и для нас стремление знать условия нашего откомандирования - не праздное любопытство. Тут следует учитывать и социальный аспект.
Неоднократные обращения в Главное управление международного военного сотрудничества (бывшую «десятку») ни к чему не привели. Я побывал в Госархиве, оставил там письменное заявление и получил ответ: документ секретный, однако якобы направлено ходатайство о его рассекречивании. Времени прошло много, но воз и ныне там.
||
Подполковник в отставке Анатолий ИСАЕНКО.
Москва.
Нам отвечают
В редакцию обратилась Н. Сорокина из Черкесска, вдова умершего 16 лет назад уволенного с военной службы полковника А. Сорокина. Её интересует, имеет ли она право на бесплатный проезд и перевоз личных вещей при переезде на постоянное место жительства в другой регион.
Как ответил начальник Департамента транспортного обеспечения Минобороны России И. Цмокун, «в соответствии с п. 2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семьи военнослужащего - гражданина Российской Федерации, проходящего военную службу по контракту, в связи с его гибелью (смертью) имеют право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе к избранному месту жительства. Предоставление такого права членам семей граждан, умерших после увольнения с военной службы, названным федеральным законом не предусмотрено. Ввиду того, что полковник А.И. Сорокин умер, будучи уволенным с военной службы, оснований для предоставления его вдове права на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе при переезде на новое место жительства не имеется.