В конце прошедшей недели в конгрессе США прошли слушания, посвящённые влиянию ближневосточных событий на ситуацию в странах постсоветской Азии. В их ходе помощник госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк отметил, что страны Ближнего Востока и Центральной Азии имеют много общего, однако сценарий «Арабской весны» в Центральной Азии невозможен.
По словам Блейка, в некотором отношении ситуация в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане схожа с той, что наблюдается на Ближнем Востоке. Это включает в себя безработицу, бедность и значительный уровень коррупции. Как и в странах Ближнего Востока, более половины жителей Таджикистана, Туркменистана и Казахстана моложе 25 лет.
Однако Блейк назвал три основные причины, по которым «Арабская весна» не перекинется на страны Центральной Азии. По его мнению, уровень безработицы в Египте и Тунисе значительно выше по сравнению со странами Центральной Азии. Во-вторых, значительная часть трудоспособного населения таких стран, как Киргизия и Таджикистан, находится на заработках в России. И в-третьих, энергоресурсы Казахстана и Туркменистана позволяют смягчить влияние экономического кризиса.
В слушаниях также приняли участие эксперты по Центральной Азии. Скотт Радниц, профессор политологии Университета Сиэтла, отмечает, что революции наподобие тунисской и египетской невозможны в Центральной Азии по двум причинам. Во-первых, оба региона почти не связаны какими-либо отношениями. Во-вторых, если в Центральной Азии начнутся волнения, то правящие режимы в состоянии подавить их силовыми способами.
Между тем американский политолог Пол Гобл не согласился с мнением экспертов. Как считает Гобл, революции на Ближнем Востоке показали, что и в Центральной Азии возможны аналогичные политические изменения. «Арабский мир развеял миф о том, что население стран, где правят авторитарные лидеры, должно смириться с таким статус-кво, - отметил эксперт. - Политические изменения возможны даже там, где благодаря их сотрудничеству по борьбе с терроризмом авторитарные режимы пользуются международной поддержкой».
Столь пристальный интерес к Центральной Азии со стороны США не случаен. Роберт Блейк регулярно возвращается к теме важности региона для США. В недавней редакционной статье «Голоса Америки» приводится его очередное выступление в Институте государственной политики им. Джеймса Бейкера III. Она называлась «Приоритеты администрации Обамы в Южной и Центральной Азии».
«Центральная Азия лежит на критически важном стратегическом перекрёстке, гранича с Афганистаном, Китаем, Россией и Ираном. Поэтому Соединённые Штаты хотят продолжать расширять наше взаимодействие и наше сотрудничество с этим важнейшим регионом», - отмечает Блейк и выделяет три внешнеполитических приоритета для США: поддержка международных усилий в Афганистане, создание стратегического партнёрства с Индией, налаживание более прочных и стабильных отношений с центральноазиатскими государствами. При этом, как отмечает «Голос Америки», он заострил внимание на том, что, «если его (ЦАР) возьмут под свой контроль Соединённые Штаты, это воспрепятствует развитию регионального сотрудничества между данными странами и оно будет осуществляться только при посредничестве внешней силы - Вашингтона, и только в той мере, в какой это будет им позволено».
|