на главную страницу

17 Мая 2011 года

Культура

Вторник

«МОРЕ ЗОВЁТ!» - 2011

Александр БОНДАРЕНКО.



25–28 апреля в Санкт-Петербурге прошёл VIII Международный фестиваль морских и приключенческих фильмов «Море зовёт!» – 2011, инициаторами проведения которого были Международная ассоциация общественных организаций ветеранов ВМФ и Арктическая академия наук, при поддержке Морского Совета при правительстве Северной столицы. Этот фестиваль также ещё называют «Апрельским» или «Апрелевским» – то ли потому, что временем его проведения традиционно стала последняя декада второго месяца весны, то ли из-за того, что его инициатором, директором и в полном смысле душой является капитан 1 ранга запаса Сергей Апрелев, в прошлом – командир подводной лодки, в настоящем – литератор.

     НЫНЕШНИЙ «Апрельский» фестиваль был посвящён целому ряду знаменательных дат: 1150-летию Российского флота, 300-летию Михаила Васильевича Ломоносова и одновременно города, наречённого в его честь, а также 600-летию Николо-Корельского монастыря, оплота православия в Поморье и первого русского морского порта.
     Впрочем, дата «1150-летие Российского флота» вызвала у нас некоторые вопросы, ответить на которые мы попросили директора фестиваля.
     – Многими летописями подтверждён факт подписания Русью первого договора с Византией после стремительной и неожиданной атаки Константинополя армадой русских кораблей в июне 860 года, – объяснил Сергей Апрелев. – Это был флот примерно в 200, а по некоторым источникам, и до 360 лодий, с экипажами по 40–80 человек. Согласитесь, что подобное формирование невозможно создать в одночасье, а ведь силы ещё предстояло скрытно развернуть, что требовало определённых навыков и опыта… Но, к сожалению, это событие не получило у наших историков должной оценки и не стало всенародным объединяющим праздником для славянских народов.
     Что ж, действительно, собственную историю мы почему-то совершенно не ценим. Из минувшего ХХ столетия к нам перешла дурная традиция «выдирать» из хронологии какие-то отдельные даты в подтверждение тех или иных политических концепций, имеющих единственной целью доказать, что раньше всё было гораздо хуже, нежели сейчас. А результат этого – в общественном сознании укореняется представление, что мы, россияне, русские, – люди «сирые и убогие», мы всем чего-то должны и перед всеми обязаны каяться. Так что недаром одной из главных задач фестиваля «Море зовёт!» считается задача пробудить в нашем обществе не только так называемое морское сознание, но и вообще сознание как таковое.
     – Абстрагируясь от проблем Мирового океана, – продолжает разговор капитан 1 ранга Апрелев, – засоренного за последние пару десятков лет до такой степени, что желудки большинства морских млекопитающих на треть заполнены пластиковыми пакетами, с горечью смотришь на великий русский лес, варварски вырубаемый и тотально замусоренный…
     МЕЖДУ ТЕМ аналогичные проблемы волнуют не только наших соотечественников, они имеют воистину планетарный масштаб. Этим продиктован и международный статус фестиваля, и то, что в состав его жюри, президентом которого был писатель и историк, ветеран Службы внешней разведки Борис Григорьев, вошли также и ветеран-подводник контр-адмирал Жан-Мари Матэ, бывший военно-морской атташе Франции в СССР; известный норвежский историк и писатель Бьёрн Братбак; литератор и глава секции военно-морской истории департамента военной истории министерства обороны Франции Александр Шелдон-Дюпле; сотрудница Арктического и Антарктического НИИ (Санкт-Петербург) – полярный эколог и орнитолог Мария Гаврило; организатор и ведущая киноклуба (г. Северодвинск), корреспондент журнала «Работница» Ольга Голубцова; генеральный секретарь Центра Пушкина – проводника русской культуры в Лотарингии (Франция) Катрин Антуан-Кросс.
     На VIII Международном фестивале «Море зовёт!» были представлены работы кинодокументалистов из тринадцати стран – всего девяносто пять фильмов продолжительностью от нескольких минут до полутора часов. Показ конкурсных работ осуществлялся на двух площадках: в культурном центре «Каскад», находящемся в знаменитом городе фонтанов – Петродворце, и в самом центре Петербурга, на Невском проспекте, в морском клубе «Юнга» Дворца творчества юных, как теперь именуется Дворец пионеров. Вход на просмотр фильмов был бесплатным и свободным для всех желающих.
     А далее, можно сказать, для зрителей начиналось свободное перемещение во времени и пространстве. На экране были представлены то экзотические Коста-Рика («Русская Коста-Рика», киностудия «Леннаучфильм»), Микронезия («Туда, где есть горы», США), острова Фиджи и архипелаг Вануату («Каникулы под парусами», фильм Андрея Лагутина, Украина), а то наша российская глубинка: древний Муром («Экспедиция «Муромский монастырь», фильм Ольги Губиной), вологодская земля («За рекой», ООО «Ланское шоссе») или Николо-Корельский монастырь («Духовная обитель Беломорья», студия «Севмашпредприятия», Северодвинск). Темой документальных работ становились то «Русский флот до Петра I» («РусДокументФильм», Санкт-Петербург), то современные проблемы брошенного горняцкого посёлка («Хальмер-Ю – Долина Жизни», Санкт-Петербургская студия документальных фильмов), а то дерзкая, но вполне реальная перспектива создания сплошной охраняемой зоны вдоль всего западного побережья Северной Америки («Волна перемен», США).
     Немалое количество фильмов – как российских, так и работы документалистов из других стран, – было посвящено событиям Великой Отечественной и Второй мировой войн. Так, фильм Марины Любителевой (Мурманск) назван «Незаконченная война» – он посвящён «бесхозным» захоронениям, заброшенным могилам воинов Великой Отечественной войны. Таковых на сопках Кольского полуострова оказалось ныне более тридцати…
     След войны не только неизгладим, но порой и реально опасен. Фильм «Опасная Балтика» (киностудия «Центр национального фильма», Москва) напоминает о том, что на дне Балтийского моря затоплено более трёхсот тысяч тонн отравляющих веществ из арсеналов нацистской Германии и с каждым годом этот «арсенал» представляет собой всё большую угрозу.
     ВПРОЧЕМ, и других угроз – для человека, для растительного и животного мира, для цивилизации и вообще для всей нашей планеты – сегодня существует очень и очень много. Когда культ денег превращается в жизненную философию, человек теряет не только разум, но и природный инстинкт самосохранения… Недаром же работа Анны Журавлёвой (Санкт-Петербург) «За 1000 лет до Норильска» определена по жанру как фильм-предостережение: сегодня учёными признано, что наша современная цивилизация далеко не первая на Земле, а судя по потребительскому отношению к окружающему миру, и не последняя.
     Всего 4 минуты длится американский фильм «Его Величество пластиковый пакет», но сколь серьёзна поднятая в нём проблема превращения планеты Земля в грандиозную свалку! «Спасайте акул, а не ешьте их!» – призывают кинематографисты из Соединённых Штатов Америки; «Защитим треску!» – требуют их шведские коллеги…
     Даже из этого короткого обзора можно понять, что диапазон представленных фильмов был достаточно широк, тематика их – весьма разнообразна. Особое внимание, как мы сказали, было уделено исторической теме.
     – История всегда занимала особое место на нашем фестивале, – уточнил Сергей Апрелев. – Ведь в самой сути этой древнейшей из наук – приключение; приключение жизни поколений, народов, государств и каждого человека в отдельности. Даже при условии того, что правители склонны переписывать историю в личных интересах, всегда найдутся люди, охочие до истины, которая, как известно, есть понятие иррациональное. К ней можно стремиться, но достичь – никогда!
     ГРАН-ПРИ КИНОФЕСТИВАЛЯ «Море зовёт!» – 2011 от Законодательного собрания Санкт-Петербурга был вручён французским кинематографистам – создателям четырёхсерийного фильма «Экспедиция Лаперуза». Первой премии был удостоен другой французский фильм – «Империя в сердце Юга», посвящённый истории Вьетнама; вторую премию присудили ленте телеканала «Россия – Санкт-Петербург» «Роман-странствие Виктора Конецкого» – о замечательном писателе и прекрасном моряке; третью – фильму «Волшебная флейта Олега Минакова» Санкт-Петербургской студии документальных фильмов.
     Как всегда, представленные фильмы были удостоены и многих поощрительных премий – за свою тематику, направленность, лучшие режиссёрские, операторские и прочие работы.
     Кинофестиваль «Море зовёт!» – 2011 официально закрыт, однако в ближайшее время в различных городах России пройдёт показ представленных на нём фильмов. При этом со всей ответственностью можно сказать, что подготовка к IX кинофестивалю «Море зовёт!» – 2012 уже началась.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex