на главную страницу

18 Мая 2011 года

Боевые вахты ТОФ

Среда

Тактика активной защиты

Кирилл БЛИНОВ, «Красная звезда».



Отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Виноградов», танкера «Печенга» и спасательного морского буксира СБ-522 недавно завершил выполнение задач по охране торговых судов от нападений пиратов в районе Аденского залива. Каковы основные итоги пятой по счёту и самой продолжительной по времени экспедиции сил ТОФ к Африканскому Рогу, насколько эффективно присутствие Военно-морских сил России в Аденском заливе и есть ли реальные механизмы противодействия пиратству, корреспонденту «Красной звезды» рассказал командующий войсками Восточного военного округа адмирал Константин СИДЕНКО.

     – Константин Семёнович, если обратиться к истокам, на ваш взгляд, в чём причина того, что зона Африканского Рога стала с точки зрения безопасности судоходства одним из самых неспокойных районов на планете?
     – Здесь целый комплекс факторов, таких как особенности внутриэкономического и политического развития ряда государств Северо-Восточной Африки, географическое положение Аденского залива, его стратегическая важность для торгового мореплавания из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и обратно.
     Говоря о современном пиратстве, мы прежде всего имеем в виду сомалийских пиратов. На данный момент государства как такового в Сомали практически не существует. В стране уже несколько лет идёт война между правительственными войсками, поддерживаемыми армией Эфиопии, и исламскими боевиками из Союза исламских судов. Реальная власть принадлежит не правительству, а главам многочисленных кланов и племён. Не имея фактической возможности извлечь выгоду из участия в функционировании государственных институтов, они занимаются самоуправством, а в условиях непрекращающейся войны и развала хозяйства единственной возможностью обогащения остаются грабежи, и в особенности пиратство.
     Между тем через Аденский залив в год проходит до 20 тысяч судов. Именно совокупность этих факторов и стала причиной бурного развития пиратства в данном регионе. О цифрах, думаю, говорить излишне. Они известны. На начало 2011 года достигнут максимум в количественном показателе захваченных судов и моряков – 28 и 633 соответственно.
     – Охарактеризуйте, пожалуйста, роль международного сообщества, и в частности России, в военном решении проблемы пиратства в Аденском заливе.
     – С 2007 года ООН уделяет особое внимание и пристально следит за изменением обстановки в Сомали и вокруг него. 20 августа 2007 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1772, где выразил обеспокоенность действиями пиратов и призвал страны Африканского Союза принять необходимые меры для безопасной доставки гуманитарных грузов в Сомали. Кроме этого, выражался призыв к странам – членам ООН, чьи боевые корабли находятся в районе Сомали, обеспечить безопасность коммерческих судов.
     В связи с активизацией сомалийских пиратов в Аденском заливе, Аравийском море и Индийском океане ряд государств послали в регион свои военные корабли. В дополнение к ВМС НАТО, находящимся в этом районе с 2002 года, к берегам Сомали свои корабли отправили Индия и Южная Корея.
     10 ноября 2008 года лидеры стран Евросоюза приняли решение о проведении военно-морской операции в водах Сомали для борьбы с пиратством. Оно было вызвано участившимися случаями нападения пиратов на суда, которые доставляли продовольствие и гуманитарную помощь в Сомали в рамках Всемирной продовольственной программы. В декабре того же года началась операция под названием «Аталанта».
     Россия тоже принимает самое активное участие в противодействии пиратской деятельности. Первой ласточкой стал поход к берегам Африки сторожевого корабля «Неустрашимый» Балтийского флота. Впоследствии власти Сомали предложили РФ разместить на своей территории военно-морские базы. Совбез ООН разрешил бороться с пиратами не только на море, но также на суше и с воздуха.
     – На ваш взгляд, можно ли говорить об успешности миссии Военно-морского флота России в борьбе с пиратством на международных судоходных маршрутах?
     – Считаю, что Россия добилась здесь лучших результатов среди ВМС других государств. Это признаёт и мировое сообщество.
     Опыт показал, что для борьбы с пиратством наиболее целесообразно применять корабли, предназначенные для действий в дальней и океанских зонах и имеющие на вооружении вертолётный комплекс. Однако фактор наличия тех или иных технических средств в деле противодействия пиратству, думаю, не самый главный. Серьёзные различия имеет тактика действий российских кораблей и кораблей международных сил. Мы сопровождаем суда по заданному маршруту, тем самым охраняя их на наиболее опасных участках. Силы ВМС других стран ограничиваются лишь патрулированием районов. Считаю, что такой метод не обеспечивает в полной мере безопасность гражданского судоходства. Ведь сами пираты мобильны, постоянно меняют маршруты передвижения, уходя всё дальше от территориальных вод Сомали, совершенствуют и варьируют способы захвата. Например, взяв на абордаж какой-нибудь сухогруз, они превращают его в своеобразный корабль-матку и угрожают расправиться с экипажем при любых попытках силового вмешательства.
     К слову, нашу тактику переняли коллеги из Китая и с успехом её используют при проводке своих торговых судов.
     Кроме того, российский коридор безопасности значительно шире и протяжённее, чем «зелёная зона» многонациональных сил или коридоры государств, ведущих борьбу с пиратством по своим национальным планам.
     – Как бы вы оценили вклад моряков-тихоокеанцев в дело защиты торговых судов от нападений пиратов?
     – Тихоокеанский флот выполняет задачи по обеспечению безопасности судоходства не только в Аденском заливе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом на основании резолюций Совета Безопасности ООН, постановлений Правительства Российской Федерации и приказов министра обороны России.
     На счету тихоокеанцев несколько удачных отражений пиратских нападений и задержаний членов группировок. В мае 2010 года благодаря блестяще проведённой операции стало возможным освобождение экипажа танкера «Московский университет», захваченного пиратами. Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий высоко оценил нашу роль в выполнении задач антипиратской деятельности. Более тридцати моряков-тихоокеанцев удостоены государственных наград.
     Четыре отряда кораблей Тихоокеанского флота, нёсшие до этого дежурство в Аденском заливе, провели в караванах более ста торговых судов разных стран. Ни одно из них не смогли захватить пираты. Это наиболее объективный показатель эффективности присутствия Военно-морских сил России в зоне Африканского Рога. В адрес командования флота от капитанов торговых судов и руководителей судоходных компаний поступили десятки благодарственных писем и телеграмм.
     С 24 декабря 2010 по 17 апреля 2011 года боевую вахту в Аденском заливе нёс большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов». За четыре с лишним месяца он сопроводил 52 судна под флагом иностранных государств и 22 судна с российскими гражданами на борту. Считаю, что цели похода достигнуты и основные задачи выполнены достойно.
     – Владивосток, наверное, готовится к торжественной встрече. Если не секрет, когда она состоится?
     – По пути домой отряд кораблей совершил ряд остановок. В частности, с 7 по 11 мая состоялся официальный заход во вьетнамский порт Дананг. Наши моряки приняли участие в торжествах по случаю Дня Победы. Для экипажей отряда власти города подготовили большую культурную и спортивную программу. В ответ жители и гости Дананга получили возможность побывать на российских боевых кораблях с экскурсиями.
     В главную базу Тихоокеанского флота – порт Владивосток – отряд прибудет 21 мая. В этот день флоту исполняется 280 лет. Особую торжественность моменту встречи кораблей придаст факт доставки из Вьетнама на Родину тихоокеанцами памятных досок из демонтированного обелиска, который раньше находился на бывшей российской военной базе Камрань в центральной провинции Кханьхоа. В 2009 году на этом месте был открыт Мемориальный комплекс «Камрань» в память о советских, российских и вьетнамских военнослужащих и гражданских лицах, отдавших жизнь за мир и стабильность в регионе.
     Всего же в 2011 году планируется около пяти походов отрядов кораблей ВМФ России в зону Африканского Рога.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex