на главную страницу

18 Мая 2011 года

Морские соколы

Среда

Над океаном

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
  Североморск-3.
  Фото Юрия ШИПИЛОВА.



В ходе пресс-тура по частям и соединениям Северного флота и Заполярья, организованного Управлением пресс-службы и информации Минобороны РФ, наш корреспондент посетил единственный в России отдельный корабельный истребительный авиационный полк.

     ЭТОТ полк, входящий в состав морской авиации Северного флота безо всякой натяжки можно назвать геройским. Во-первых, он носит имя дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова. Во-вторых, все шесть лётчиков Северного флота, удостоенные звания Героя Российской Федерации, проходили службу именно в этой части.
     Эскадрильи полка интегрированы в авиагруппу на борту единственного на сегодняшний день в России тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Во время походов на нём базируются самолёты Су-33, Су-25УТГ и вертолёты Ка-27. Основная задача авиакрыла тяжёлого авианесущего крейсера - защита (прикрытие) морских соединений от атак с воздуха.
     Для её выполнения нужны подготовленные люди и исправная, имеющая в запасе надлежащий моторесурс техника. Крылатые же машины в части не новые. Возраст самолётов в основном - 18-20 лет. Самый молодой из истребителей поступил в полк в 1998 году. Да, машина сохранила потенциал.
     Су-33 - настоящий морской истребитель, который вмещает много топлива, что позволяет решать самые различные задачи над морем, однако давно пора полнее использовать весь модернизационный ресурс Су-33. В случае утверждения программы модернизации этого самолёта и её реализации полк ещё долгие годы будет оставаться боеспособным, считает командир полка полковник Евгений Кузнецов.
     Справка. При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27 палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей. Среди них: увеличенная тяговооружённость самолёта для обеспечения безопасного короткого взлёта с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишёр; усиленные стойки шасси и посадочный гак для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями, установка системы дозаправки в воздухе, обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами, складывающиеся консоли крыла и горизонтального оперения, что позволяет уменьшить габариты самолёта и увеличить число машин в ангарах и на палубе крейсера, защита от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата.
     По мнению полковника Кузнецова, серьёзной модернизации требует и учебно-материальная база. С момента возведения учебного корпуса, столовой и ряда других зданий авиагарнизона прошли десятилетия. Капитальным ремонтом сегодня уже не обойтись - нужны новые постройки, новые коммуникации.
     ОКАЗАТЬСЯ в штате корабельного истребительного авиаполка довольно сложно. Все кандидаты проходят жёсткий отбор на всех этапах учёбы ещё в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков. Как заметил полковник Кузнецов, информация о самых талантливых курсантах постоянно поступает в полк благодаря тесным связям с вузом. Вызванные в часть кандидаты на стажировку проходят детальное тестирование на профессиональную пригодность к службе в палубной авиации. Кроме того, с ними проводят собеседование командир полка, первый заместитель командира, заместитель по лётной подготовке. В случае положительного результата офицера переводят в эту часть.
     - Быть лётчиком палубной авиации очень престижно. Помню, когда я, будучи курсантом, узнал о её существовании и о том, что авианесущий крейсер будет вооружён самолётами Су-27К, как тогда назывался Су-33, то приложил все усилия, чтобы попасть именно туда, - рассказывает полковник Евгений Кузнецов. - К тому же наш учитель, Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе осуществлял очень жёсткий отбор. В палубную авиацию попадал далеко не каждый лётчик. Я стараюсь эту традицию всячески поддерживать. И ещё. Лётчик не вправе быть равнодушным. Это самое губительное качество, при наличии которого можно ставить крест на карьере.
     Ни кадрового голода, с одной стороны, ни переизбытка лётного состава, с другой, часть не испытывает. В марте полк был полностью укомплектован офицерским составом, и вакантных должностей для офицеров не осталось.
     Почти все лётчики приступили к полётам. «Почти», потому что прибывшие в прошлом году лейтенанты сначала в план подготовки не попали. Только в 2011-м проблему удалось решить. Ну а средний налёт на летающего лётчика в полку - 90 часов. Инструкторы набирают побольше - 120–130 часов.
     ПЕРЕД посадками на палубу корабля лётчики корабельного истребительного авиаполка должны отточить свои профессиональные навыки на наземном инженерно-техническом комплексе авиации (НИТКА) в Крыму, расположенном близ города Саки. Этот тренажёр имитирует палубу авианесущего крейсера и используется для тренировки лётчиков по посадке на корабль, испытанию катапульт, аэрофинишёров и оптических систем посадки.
     Основная проблема подготовки лётчиков-палубников сегодня в том, что это единственный на постсоветском пространстве комплекс. Для сравнения: в США таких - два. По мнению командира авиаполка, крайне необходимо построить комплекс НИТКА в России.
     После распада СССР комплекс на Украине длительное время не использовался. Затем удалось договориться о его возрождении с украинскими коллегами.
     Лётчики нашего корабельного истребительного авиационного полка до 2008 г. регулярно проходили обучение на тренажёре НИТКА (1,5 - 2 месяца в летний период обучения), однако в сентябре 2008 г. тренировки были сорваны в связи с запретом властей Украины. Самолёты Су-33 тогда уже были передислоцированы на аэродром Остров в Псковской области и дожидались разрешения на пролёт в воздушное пространство Украины, однако не смогли его получить. Запрет на проведение обучения российских лётчиков не был обоснованным, так как предоплата за использование тренажёра НИТКА в 2008 году была внесена.
     Напомним, что 9 августа 2008 года МИД Украины в связи с проводимой тогда Россией операцией по принуждению Грузии к миру в ходе грузино-югоосетинского конфликта выступил с заявлением о нецелесообразности дальнейших тренировок российских лётчиков в Крыму. Российские пилоты из группы корабельного истребительного авиационного полка тогда вернулись на место своего базирования, так и не попав на НИТКУ.
     Тренировки в Саках возобновились в августе - сентябре 2010 года, уже после избрания нового президента Украины. Прошлой осенью на НИТКЕ были подготовлены шесть лётчиков, один из них - лейтенант, пилотирующий Су-25УТГ. К сожалению, из-за погодных условий не успели потренировать этих пилотов на самом корабле. Хотя на тот момент они уже были готовы осуществлять посадку самолётов на авианесущий крейсер.
     В этом году перед личным составом корабельного истребительного авиаполка стоят непростые задачи. В настоящее время лётчики готовятся отправиться на Украину, в г. Саки, на тренажёр. После тренировки в Крыму в июле лётчики, подготовленные к полётам с корабля, будут восстанавливать навыки. Тем же, кто приступил к полётам в этом году, предстоит оттачивать технику пилотирования в морских условиях. Задача - выполнить 10 успешных посадок на палубу ТАВКР. Это минимум, позволяющий лётчикам нести боевую службу на корабле, которая в этом году планируется в Среднеземном море.
     При посещении полка нам был продемонстрирован сложный и высший пилотаж парой на малых высотах. Среди различных «бочек», разворотов не затерялась и петля Нестерова, «колокол», а также зачётное упражнение, имитирующее воздушный бой.
     ПО РАДИОСТАНЦИИ слышались переговоры полковника Евгения Кузнецова и заместителя командира подполковника Павла Подгузова:
     - Атакую сзади справа.
     - Вижу. Маневрирую.
     Командир корабельного истребительного авиаполка продемонстрировал одиночный высший пилотаж перед посадкой парой, которую, однако, именно парой осуществить не удалось из-за состояния искусственного покрытия аэродрома. Ведомый подполковник Подгузов приземлился на ВПП, а ведущий полковник Кузнецов ушёл на второй круг и посадил машину через несколько минут. При этом примерно 200 м он пролетел, по корабельному варианту, не касаясь ВПП, на высоте 30-40 см. Вот такой мастер-класс от командира авиаполка получили подчинённые.
     При воздушном бое перегрузки лётчика достигают 6-7 единиц. Однако, по словам полковника Кузнецова, в таком бою «устаёшь не так, как при заходе на посадку на палубу корабля длиной 205 м». Лётчикам ведь нужно уместиться в пятачок площадью 6х36 м. Длина пятачка - это расстояние от первого до четвёртого троса. За один из них и цепляется гак самолёта. Мало просто попасть в эту точку, необходимо сделать это с заданным углом глиссады. Для боевых самолётов Су-33 он составляет 4 градуса, для Су-25УТГ - 3,30 градуса. Более того, от осевой линии отклонение не должно превышать трёх метров. В том, чтобы вписаться в эти ограничения, и заключается мастерство лётчика палубной авиации.
     Рассказывая о том, сложно ли цепляться гаком за трос, полковник Кузнецов пошутил: «Ничуть, лётчик палубной авиации всегда уходит на второй круг, зацеп - это счастливая случайность...»
     В целом, для того чтобы подготовить полноценного лётчика, способного не только взлетать и садиться на палубу, но и на всё другое, что обязан знать и уметь корабельный лётчик, необходимо от четырёх до пяти лет. Если всё у него пойдёт планово, он за это время достигнет уровня 1-го класса.
     Так или иначе, сложные задачи в корабельном истребительном полку доверяют всё-таки самым опытным, бывалым лётчикам. Средний возраст лётчика палубной авиации сегодня - 41 год. Возраст солидный, поэтому командование части заглядывает на четыре года вперёд, заранее готовится к тому, что замену нужно готовить уже сегодня.
     - Есть довольно много особенностей, касающихся полёта над морем, чтобы обо всех рассказать, не хватит и нескольких часов, - говорит полковник Кузнецов. - В первую очередь лётчик должен обладать безукоризненной пространственной ориентировкой, потому что море иногда визуально сливается с небом. А нам судьбой предписано работать лишь в Пятом океане - в небе. Над четырьмя остальными.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex