на главную страницу

18 Мая 2011 года

Гипотезы

Среда

«Исторические упражнения» матушки-императрицы

По материалам Ярослава КЕСЛЕРА.



     Ещё один интересный факт. В «Истории русской литературы» (изд. И. Сытина, 1908 г., статья профессора С. Шамбинаго) с удивлением констатируется, что никаких исторических песен и сказаний русского народа, касающихся важнейших событий периода от Ивана Калиты до Ивана Грозного, якобы имевших место согласно официальной истории, не существует. Их и не могло быть, так как историография XIV-XVI веков, покрытая екатерининской ретушью, в своей основе возможно фальшива.
     При этом сама Екатерина II, как следует из её «Чесменского дворца», сначала путалась, сколько должно быть Владимиров, сколько Ярославов и кто кому кем приходится. В этом же духе она пишет в подражание Шекспиру две драмы: «Историческое представление из жизни Рюрика» и «Начальное управление Олега», обозначая главные вехи своей истории. Естественно, почин императрицы был немедленно подхвачен придворными литераторами...
     
Закат Орды

     После установления контроля над Центрально-Чернозёмной Россией, т.е. Великороссией и Малороссией, Екатерина II в 1773 году устремила свой взор на юго-запад – в Прикаспийские земли и на Яик (Урал). В это время там и начинаются события, известные в официальной историографии как четырёхлетнее «восстание Пугачёва».
     До разгрома европейских «островков» бывшей Ордынской державы – ханств и казачьих республик Центральной России, Причерноморья, Прикаспия и Северного Кавказа – никакой открытой экспансии Российской империи на восток (в Заволжье) быть не могло.
     По военной реформе Алексея Михайловича среди девяти разрядов (т.е. нынешних военных округов) за Волгой не было ни одного. Сибирский приказ Московского царства имел функции департамента современного МИДа, т.е. за Волгой располагалось иностранное государство – сибирское «царство» – по сути, конфедерация отдельных вольных казачьих и «татарских орд» (государственных образований). Ордами они и обозначены на зарубежных картах до середины XVIII века. С 1644 по 1775 год эти орды частично находились в вассальной зависимости от Московии или от другой части бывшей Великой Орды – Маньчжурии. На всех иностранных картах того времени эти государственные образования обозначаются под общим названием Великая Тартария.
     Сибирская губерния Петра I имела центром город Си(н)бирск, основанный в 1648 году как пограничная крепость, а её восточными границами романовская история называет Синбирскую и Закамскую черты (т.е. границы Казанского ханства). Пограничным городом была казацкая Белатырь на слиянии рек Уфы и Белой – так назывался казаками этот город, основанный в 1587 году, и именно так он обозначен на французской карте 1692 года. После подавления восстания Пугачёва этот город назвали Уфой. Синбирск же был переименован в Симбирск в 1780 году.
     Почему же всё-таки ордынской «Организации Объединённых Наций» пришел конец? Глобальной причиной политических изменений всегда является экономика. В середине XV века мы наблюдаем появление капитала, а в XVI веке – бурное развитие капиталистических отношений, которых не было в Орде и которые послужили движущей силой её распада.
     Традиционная концепция развития цивилизации – от первобытно-общинного строя через рабовладельчество и феодализм к капитализму, как представляется, неверна: и первобытно-общинные, и рабовладельческие, и феодальные отношения существовали с самого начала эпохи неолита – производительной деятельности человека разумного и существуют до сих пор. Их объединяет одно общее основное экономическое понятие – «труд». И только с достижением такого уровня производительных сил, когда появился прибавочный продукт, возникло понятие «капитал».
     Первые Романовы на московском троне сначала занялись не развитием капиталистических отношений по английскому образцу, а укреплением своей династии путём насаждения бурбоновского абсолютизма, уничтожением свободного (черносошного) крестьянства путём раздачи земель своим приближённым и закрепощением крестьян. В 1649 году Алексей Михайлович с уже послушным ему Собором приняли «Соборное уложение», в котором окончательно отменялись старые ордынские принципы – соборности (казачий круг – курултай – дума), веротерпимости и свободы крестьянина-производителя.
     Для укрепления своей власти Романовы остро нуждались в деньгах на содержание наёмного войска. Но когда они, пользуясь своим монопольным правом назначать цены, в 4 раза повысили цену на важнейший стратегический продукт – соль, то тут же последовала резкая протестная реакция населения, которая вошла в историю под названием «соляной бунт». Бунт подавили, цены не снизили, но экономика неумолима: объём контрабанды соли с юга по Муравскому шляху немедленно возрос.
     Тем временем сибирское «царство» ещё в 1631 году основало крупнейшую в то время на континенте Ирбитскую ежегодную ярмарку (город Ирбит Свердловской области при впадении реки Ирбит в Туру). Она, кстати, действовала до 1930 года, а по товарообороту занимала первое место в России вплоть до 1817 года, когда открылась Нижегородская ярмарка. Через Ирбитскую ярмарку поступал не только в Московию, но и во всю Европу весь китайский и индийский чай до начала XVIII века.
     Это в художественных фильмах внедрение нового напитка – кофе – объясняется прихотью Петра I. А дело-то в том, что китайский чай в России оказался дороже бразильского кофе именно из-за монопольных цен Ирбитской ярмарки. И Пётр I ничего не мог поделать с непокорной Сибирью.
     В сфере культуры Сибирь XVIII века отнюдь не уступала европейской России, а кое в чём и опережала её. Например, история русского театра начинается не с любительской труппы Фёдора Волкова в Ярославле в 1750 году и не с открытия Императорского театра в Петербурге (1756 г.), а с постройки постоянно действующего театра в Тобольске в 1705 году. Этот трёхъярусный деревянный театр, построенный сибиряками, прослужил без перерыва 290 лет почти до конца XX века, когда он был сожжён.
     Когда при Анне Иоанновне в 1732 году была установлена «правильная почта» между Петербургом и Тобольском, то выяснилось, что в Тобольске театр (и по репертуару, и по архитектуре зала) не уступает Венскому, а в Петербурге и близко ничего подобного нет.
     
Окно в Сибирь

     Экономическая экспансия Московского царства на Восток в XVII-XVIII веках проводилась медленно, но верно – путём скупки и занятия явочным путём земель под заводы и горные разработки. Крупным экономическим изъяном России времён Петра I было отсутствие собственного золота и серебра. 10 декабря 1719 года была опубликована «Горная привилегия» Берг-коллегии: «Соизволяется всем и каждому даётся воля, какого б чина и достоинства он ни был, во всех местах – как на собственных, так и на чужих землях – искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы: сиречь – злато, серебро, медь...» Люди из крепостной Московии бросились в Сибирь – за 50 лет до начала освоения Дикого Запада в Америке.
     Явочным порядком строились заводы и рудники, охраняемые частной стражей Строгановых, Демидовых, Ремезовых... Постепенно сибирские земли попадали в экономическую зависимость от европейской России. Иногда подкупом, иногда прямой ликвидацией местной знати (югорских и тюркских князей, казацких атаманов) Петербург ставил под свой контроль земли на восток от Волги, и прежде всего земли до Каменного пояса, т.е. Урала.
     Перенеся столицу из Москвы на Запад, Пётр прорубил не «окно в Европу», а окно из Западной Европы на Восток – в богатейшую Сибирь. Он стремился экономически и политически привлечь сибирскую знать, традиционно враждебно настроенную к московским боярам. Его политика кнута и пряника понемногу продвигала форпосты империи в Башкирию и на территорию Казахского ханства.
     При Екатерине II включённые в состав империи крестьяне и казачество Центральной и Южной России почувствовали не вкус пряника в виде освобождения от крепостного права, обещанного ею в 1767 году на открытии «Уложенной комиссии», а жестокость кнута. Поэтому люди потянулись за Волгу, в Сибирь. Ситуацию в европейской России дополнительно обострила и вспышка чумы в 1771 году. А в 1773 году началась крупнейшая гражданская война XVIII века, вошедшая в историю как восстание Пугачёва. Документы об этой войне существуют, но многие из них до сих пор остаются за семью печатями.
     Сибирь была обречена на поражение и по внешним, и по внутренним причинам. Несмотря на то что три четверти промышленных предприятий обеих частей России, относящихся, выражаясь современным языком, к сфере военно-промышленного комплекса, находились на территории Сибири, принадлежали они промышленникам Российской империи. Когда население Сибири, воодушевлённое освободительным манифестом Пугачёва, захватило практически все оружейные заводы на Урале, то вместо немедленного увеличения производства вооружения и боеприпасов восставшие необдуманно стали разрушать заводы и рудники. Образованная Пугачёвым Военная коллегия просто не успела сразу взять под контроль военную промышленность.
     Несмотря на это, Сибирь не только оказала серьёзное сопротивление екатерининским войскам, но и перешла в наступление, изолировав крепости Оренбург и Уфа, отстояв часть волжских городов, включая Самару и Казань (июль 1774 года). Сибиряки контролировали и Среднее Поволжье – Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов. Правительственные газеты Российской империи неоднократно сообщали: «Пугачёв разбит и бежит». Пушкин, изучая доступные материалы боевых действий 1773-1774 годов, написал об этом так: «Пугачёв бежал, но бегство его казалось нашествием».
     Характерно, что в письмах к Вольтеру Екатерина называла Пугачёва маркизом без кавычек. Это, видимо, означает, что она признавала в нём нероссийского дворянина, ибо титул маркиз во Франции давался инородцам, так же как титул барон в России.
     Судьба Пугачёва и его ближайших соратников известна. Обезглавленную армию добивали на Урале ещё три года.
     В период «мирной передышки» в отношениях с Турцией (1775-1787 гг.) Российская империя успела планомерно присоединить практически всю Сибирь, продвигаясь от опорных пунктов – крепостей в верхнем течении сибирских рек на север. Об этом свидетельствует стремительный рост количества губерний и городов, прежде всего Урала и Западной Сибири: первым «послепугачёвским» городом в 1775 году стал Уральск, т.е. переименованный Кош-яицк. Ногайский стольный город Сарайчик был полностью разрушен, а на его месте появился Гурьев. Затем последовали Усть-Сысольск, Глазов, Сарапул и т. д.
     
Тайны прошлого

     «Правильная история» России составлялась не без участия Западной Европы, правителям которой было что скрывать в своём прошлом. Первые Романовы запускали в свет свою версию истории через Англию. Об этом свидетельствует, например, «История русской литературы» (изд. И. Сытина, 1908 г.). Согласно ей первые исторические сказания о Руси были написаны и переведены на английский язык по распоряжению отца Михаила Романова – Филарета – для Р. Джемса, составлявшего толковый русско-английский словарь в 1619-1621 годах. Они включали рассказы о времени, непосредственно предшествующем приходу Романовых к власти в Московии.
     Скрывать, отметим, приходилось многое. Прежде всего сам факт существования и последующего распада в начале XVI века европейской части единой евразийской державы (Великой Орды) на три географически определённых фрагмента: Западную Европу, Восточную Европу и Османскую империю. Произошло это после смерти последнего Hwanah (по Э. Бенвенисту, единоличного верховного правителя) державы, известного нам из традиционной историографии под именем Иоанна III. В дальнейшем шёл уже делёж земель Юго-Западной и Центральной Европы (т.е. Испании, Португалии, Франции и Италии) в XVII веке, в котором допетровская Московия почти не участвовала.
     Здесь надо добавить, что Бурбоны и австрийские Габсбурги XVII века – такие же узурпаторы власти в Западной Европе, как и Романовы в Восточной. В отличие от них испанские Габсбурги, правившие на Пиренеях в XVI веке (до смерти Филиппа II в 1598 году) – родственники Ивана III. Испания и Португалия тогда представляли собой юго-западный осколок Великой Орды, который в западноевропейской истории характеризуется как «абсолютистская монархия восточного типа».
     После кровавого раздела «испанского наследства» в Европе Испании были приписаны все зверства инквизиции, которые творились в период «контрреформации» в Центральной Европе. А герцог Альба стал в истории «олицетворением зла» усилиями кругов, избравших своим прибежищем Голландию и Швейцарию.
     13 апреля 1605 года царь Борис принимал в Москве более 20 послов – речь шла о подготовке мирных договоров, открывающих возможность восстановления империи. Именно в этот день на банкете заговорщики и отравили его – судя по симптомам, сулемой.
     На царство венчают в Москве сына Бориса – Фёдора. В Англии к этому времени уже правили Стюарты – последняя представительница династии Тюдоров Елизавета I умерла бездетной в 1603 году. Далее в Москве последовали государственный переворот и убийство юного царя Фёдора и его матери. С последними представителями правившего в империи рода беспощадно расправлялись в разных уголках Европы.
     В один и тот же 1603 год к власти пришли в Турции основатель современного турецкого мусульманства Ахмет I, а в Англии – основатель новой династии Яков I Стюарт, при котором появляется первая полная Библия.
     При этом старшим («главной головой») среди новой европейской знати временно становится поляк Сигизмунд. В Москве же начинается смута. В 1611 году в Швеции к власти приходит энергичная новая «молодая» голова – Густав II Адольф, а следом за этим, в 1613 году, после вероятной договорённости между Филаретом и Сигизмундом в Московии к власти номинально приходит сын Филарета Михаил Романов.
     Одним из ключевых и весьма успешных направлений британской политики, начиная с этого времени и до сих пор, становится вбивание клиньев между Москвой и Стамбулом (без этого не было бы никакой Британской империи).
     В 1638-1676 годы Московское царство непрерывно воюет то с Литвой – Белой Русью, то с Польшей, то со Швецией. Основные усилия направляются на установление контроля над Воротынью, Слободской окраиной и Малороссией, на избавление от дани крымскому хану. Самым крупным военным успехом Романовых оказывается покорение Рязани и присоединение Заокских земель, описанные в «допетровской» редакции официальной истории как поход Василия Уса и подавление восстания Разина в 1667-1671 годах. Помимо Тулы и Калуги на юге и рязанских земель на юго-востоке Романовы прирезали к своему царству смоленские земли на юго-западе.
     В 1698 году королём Швеции становится 16-летний Карл XII. Заметим, что Карл XII титуловался не просто как король Швеции в ее современном географическом понимании, а как «кунг шведов, готтов и вандалов» (швед. kung – король), т.е. правитель населения Скандинавии, Прибалтики и части Литвы – Белой Руси – земель от Балтийского до Чёрного моря, включая бассейны Западного и Южного Буга. Этим объясняется направление завоевательных Карла XII – «из варяг в греки» – с севера на юг по «солнечной дороге». Кстати, Пушкин в «Полтаве» титулует Карла паладином, т.е. наместником, а не королём Швеции.
     В 1715 году Пётр Алексеевич Романов серьёзно заболел и в 1716-1717 годах лечился за границей, а в это время зрел заговор против него во главе с его сыном Алексеем, инспирируемый и Англией, и католической церковью. Уничтожив заговорщиков, Пётр I принимает своё важнейшее стратегическое решение: он начинает в 1718 году переговоры с Карлом XII о мире и будущих совместных действиях при поддержке Османской империи против предавших его союзников – Англии и Дании. Осуществлению этого союза, способного изменить геополитическую карту мира, помешало убийство английскими агентами Карла XII в 1718 году...
     
«Хранители» истории

     В 1758 году в России появляется «оригинал» богато иллюстрированной Радзивиловской летописи. Первое издание её в России (причем с «копии», сделанной Шлёцером) датировано только 1767 годом. В этом издании впервые появляется странный лист, нумерованный арабской цифрой 8, – единственный, на котором изложена «варяжская предыстория» Руси. Это издание и положило начало екатерининской редакции истории России.
     Параллельно, уже при Елизавете Петровне, а особенно при Екатерине II, всячески стимулировалось написание нужных художественных произведений на исторические темы. В это время пишутся портреты «древнерусских» князей, батальные сцены. Первым «пиарщиком» – подражателем Шекспира в драматургии – становится А.П. Сумароков со своими трагедиями на «древнерусские» темы: «Хорев» (1747 г.), «Синав и Трувор» (1750 г.). В 1765-1770 гг. он пишет оды, призванные исторически обосновать сначала покорение Центрально-Чернозёмной России и Малороссии, а затем и историческую миссию Екатерины по объединению «Запада и Востока», т.е. по созданию Российской империи. Исторические поэмы пишет поэт М. Херасков («Россияда», «Владимир» и пр.), оды Екатерине II – Г. Державин.
     Воплощением «екатерининской редакции» истории России стал гигантский восьмитомный труд Н.М. Карамзина. Творчество Карамзина не случайно ставят рядом с творчеством его современника – крупного английского писателя и историка Вальтера Скотта. Блестящие исторические романы Скотта отличаются тем, что в них очень органично сочетаются реальные исторические события и художественный вымысел. Карамзину же не нужно было вымысла – за него это уже сделали. Двадцать лет он потратил на то, чтобы непротиворечиво совместить вымысел, уже содержавшийся в двух «редакциях» российской истории – допетровской (Филарет, Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы) и екатерининской. Его «История Государства Российского» «романизирована» и сама по себе читается так же легко, как и романы Скотта.
     Весьма показательна и трансформация подхода к выбору исторических тем в творчестве Пушкина. В 1821 году он пишет поэму «Бахчисарайский фонтан», в 1824-м – трагедию «Борис Годунов», в 1828-м – поэму «Полтава», в 1833-м публикует поэму «Медный всадник» и заканчивает роман «Евгений Онегин». Он погибает в 1837 году, не успевая написать роман «Пугачёв». Историческая основа трагедии «Борис Годунов» и поэмы «Полтава» почерпнута Пушкиным из «Истории Государства Российского» Карамзина, которой он тогда безоговорочно верил.
     Но в «Медном всаднике» и в романе-меннипее (то есть имеющем сложную иносказательную конструкцию. – Ред.) «Евгений Онегин» автор именем героя «Евгений» отмечает сложную судьбу своего друга – крупного русского поэта Евгения Баратынского (иначе Боратынского) – потомка тех самых непокорившихся Романовым князей Воротынских.
     Что же касается подготовки романа «Пугачёв», то кажется весьма правдоподобной гипотеза, что Пушкин, получив высочайшее разрешение императора Николая I на доступ к архивам, слишком близко подошёл к раскрытию правды о «пугачёвщине». И не будь подлеца Дантеса под рукой желающих убрать Пушкина, нашёлся бы кто-нибудь другой...
     На картинах: Пётр I, Карл XII, Ахмед III - союз этих трёх правителей, способный изменить ход мировой истории, не состоялся из-за убийства шведского короля.
     

     На карте: Сакма - степные пути (маршруты) передвижения войск Золотой Орды, а позднее Крымского ханства из Причерноморья в центральные районы Руси. Из русских летописей известно несколько таких маршрутов: Муравский шлях (шлях (польск.) - дорога), Бакаев шлях (от имени одного из военачальников Крыма - Бакай-мурзы), Изюмская сакма, Кальмиусская сакма, сакма Батыя. Муравским шляхом пользовались как крымские татары для набегов на южные города Московского царства вплоть до XVI - начала XVII века, так и казаки, направлявшиеся в Крым.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex