на главную страницу

18 Мая 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Завещание Великого Петра

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Он стал известен своими кинокартинами ещё в советское время – «Афганский излом», «Блондинка за углом», «Собачье сердце» и др. Но в отличие от многих коллег не затерялся и в последующий период. Достаточно назвать такие его работы, как сериалы «Бандитский Петербург», «Идиот» и «Мастер и Маргарита». Не так давно событием стал фильм «Тарас Бульба», а в мае телевидение показывает его новую работу – «Пётр Первый. Завещание». Но лишь немногие знают, что путь в кинематограф народный артист России режиссёр Владимир Бортко, 7 мая отметивший 65-летие, начинал из военной среды.

     – После восьмилетки поступил в Киевский геологоразведочный техникум, а сразу после получения диплома – служба в армии. Уволившись в запас, три года работал техником-электриком в проектно-изыскательской организации Министерства обороны «Военпроект». Именно оттуда поступил в Киевский государственный институт театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого. Диплом получил в 28 лет, начинал с должности ассистента режиссёра на киностудии имени Александра Довженко. Свою первую короткометражку «Канал» поставил в 1975 году. Такой вот старт.
     – В вашей фильмографии очень разные по жанру работы. Как рождается сама идея той или иной картины? Ведь ей потом посвящаете несколько месяцев, а то и лет жизни...
     – Когда ваши коллеги просят рассказать о появлении того или иного замысла, мне вспоминается такой случай. Бегуна-чемпиона на короткую дистанцию (спринтера) спросили, как он бежал, и тот ответил: «Сначала побежал, а потом прибежал». Примерно таким же способом делаю и я. Откуда всё берётся, очень трудно сказать. Если, к примеру, говорить о последней работе «Пётр Первый. Завещание», то сначала возник образ: старый человек с палкой бегает по городу и пытается ещё что-то сделать, а его уже никто не слушает, никто не боится. В принципе он уже никому не нужен – он уже завершил все свои дела. Все други-товарищи думают о том, что будет после него и как себе сделать лучше. Такой вот у меня был странный посыл. А потом начал развивать эту тему. И завещание – не документ в привычном понимании, а то, что Пётр Первый оставил, – город Санкт-Петербург и вся страна, где мы, потомки, сегодня живём. Но всё это проходит через историю, которую описал в своем романе Даниил Гранин: через последнюю любовь императора к юной Марии – дочери молдавского князя Кантемира, сподвижника Петра.
     – Как режиссёр, вы не раз создавали на экране и на сцене образы известных исторических личностей – Эдип, Пётр Первый, Тарас Бульба... Себя никогда с кем-то из них не ассоциировали?
     – Никогда – не по Сеньке шапка... Я себя всегда ассоциирую с самим собой. Разве что в силу служебного положения вынужден был в том числе командовать и царями. Но только на съёмочной площадке.
     – Тем не менее не каждому режиссёру это удавалось... Везло вам и с актёрами: Андрей Миронов и Татьяна Догилева в «Блондинке за углом», Евгений Евстигнеев в «Собачьем сердце» – перечислять можно долго. Нынешнее поколение профессиональных актёров вас не разочаровывает? Есть кому продолжать традиции отечественного кинематографа?
     – Сошлюсь опять же на последнюю работу, для которой с одной стороны, просто было находить актёров, а с другой – сложно. Проще всего было найти главную героиню – девушку, которая всё знает и понимает, равноценную по интеллекту Петру Первому. Это Лиза Боярская. Должен сказать по секрету, я не ожидал от этой молодой актрисы такого уровня мастерства. На мой взгляд, она не «одна из», а самая талантливая молодая актриса нашей страны.
     И был ещё один человек, который блестяще справился с ролью. Это Александр Балуев, играющий Петра Первого. Мы привыкли к другим его персонажам на экране, а тут – стопроцентное попадание в роль. Хотя понял это не сразу. Более того, изначально и снимать его не хотел, было несколько других весьма достойных претендентов. Потом посмотрел пробы, и сомнения отпали: Балуев, на мой взгляд, – абсолютный царь. Несмотря на то, что все мы представляем артиста Николая Симонова в этом образе.
     Меншикова замечательно сыграл Сергей Маковецкий. Есть и ещё одна актриса, которую снимал, когда она была совсем молода, это Ирина Розанова. Она в фильме – жена Петра Екатерина. Так что замечательные артисты в России есть.
     – Не давило на вас, что соавтором сценария сериала «Пётр Первый. Завещание» выступил Даниил Александрович Гранин? Это помощь режиссёру, когда писатель такого масштаба принимает участие в работе?
     – Сразу уточню: ещё какое участие! К слову, есть масса людей, которых не видно на экране, но вклад которых поистине неоценим. В данном случае нам повезло, что с нами был такой выдающийся писатель, как Даниил Александрович Гранин. Своими советами, нередко просто рассказами, видением ситуации и конкретного времени он не то что помогал, а являлся полноправным полномочным послом литературы в нашем кино. Я вообще очень доволен, что знаком с этим совершенно удивительным человеком.
     – Многие режиссёры и актёры негативно отзываются о сериалах. Вы же этот жанр не раз не без успеха использовали. Что он даёт?
     – Форма, как известно, связана с содержанием. Кстати, предыдущий фильм – это полнометражный «Тарас Бульба», который никогда не предполагал своего телевизионного воплощения. Оно там не нужно, т.к. и у Гоголя написано – «повесть». Но если сравнить с формой романа, то лучших возможностей, чем у современного телевидения, пожалуй, нет. Для меня лично невозможно показать роман «Идиот» за полтора часа – слишком много побочных линий, которые в сочетании между собой высекают нечто третье. В «Мастере и Маргарите» – четыре линии, и если вычленить одну, не получится то, что хотел донести автор. Там 10 серий. Впрочем, окончательную оценку всему ставит зритель. Для него работаем сегодня, надеемся радовать и в будущем.
     На снимке: народный артист России Владимир БОРТКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex