на главную страницу

21 Мая 2011 года

Армия и общество

Суббота

Мечтать как космонавты

Беседовала Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
  Фото предоставлено пресс-службой Роскосмоса.



На 24 мая намечено возвращение 27-й экспедиции МКС на Землю. Командир экипажа Дмитрий КОНДРАТЬЕВ. Он - полковник ВВС РФ, военный лётчик 1-го класса, космонавт отряда Роскосмоса. Бортинженер МКС 27/28 Александр САМОКУТЯЕВ. Подполковник ВВС РФ, военный лётчик 3-го класса, космонавт-испытатель отряда Роскосмоса. «Красная звезда» публикует первое интервью военной газеты с космонавтами, находящимися на борту. Вопросов, конечно, хотелось задать множество. Но так как на прямую связь «Красной звезде» в Центре управления полётами было выделено всего 10 минут, приходилось спрашивать главное - то, что может быть интересно читателям в погонах.

     - Расскажите, где вы учились?
     Дмитрий КОНДРАТЬЕВ:

     - В 1990 году я окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков имени А.Ф. Мясникова, получил диплом лётчика-инженера. В 2000 году после завершения учебы в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики получил квалификацию «Экономист».
     Александр САМОКУТЯЕВ:
     - В 1992 году я окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского комсомола (ВВАУЛ). В 1998–2000 годах учился в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина.
     - Где проходила ваша служба и как вы пришли в отряд космонавтов?
     Дмитрий КОНДРАТЬЕВ:
     - В 1990 году по окончании Качинского ВВАУЛ я был направлен в распоряжение командующего ВВС Приволжско-Уральского военного округа. С декабря 1990 года - лётчик-слушатель Учебного авиационного центра им. В.П. Чкалова, г. Борисоглебск. С января 1992 года исполнял обязанности старшего лётчика на самолете МиГ-29 отдельного разведывательного авиационного полка, пос. Орловка Амурской обл.
     Через год - лётчик, а с февраля 1994 года - старший лётчик 159-го гвардейского истребительного авиаполка, г. Петрозаводск.
     В июле 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии рекомендован к зачислению в отряд космонавтов ЦПК ВВС.
     В декабре 1997 года приказом Минобороны РФ зачислен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина. С декабря 1999 года - космонавт-испытатель. С 2001 года назначался дублёром в составе нескольких экипажей на МКС.
     Александр САМОКУТЯЕВ:
     - В 1992–1998 годах проходил службу в Черниговском ВВАУЛ, вертолётном училище на Украине, Дальневосточном военном округе, где дослужился до должности начальника эскадрильи. Военный лётчик 3-го класса.
     Общий налёт к моменту зачисления в отряд составлял 560 часов. Выполнил 25 прыжков с парашютом. Освоил самолёты «Вилга-35А», Л-13 «Бланик», Л-39, Су-24М.
     После окончания академии, с 2000 года, служил в РГНИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина в должности начальника отделения планирования.
     В 2003 году был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки. За два года освоил общекомическую подготовку, сдав госэкзамены на «отлично».
     В 2005 году присвоена квалификация «Космонавт-испытатель». Во время старта ТК «Союз ТМА-18» 2 апреля 2010 года был дублёром командира корабля.
     - Как армейский опыт пригодился при подготовке к полёту?
     Дмитрий КОНДРАТЬЕВ:

     - Безусловно, космический полёт - это сложное явление. Поэтому нам при подготовке к полёту помогли и армейский опыт, и привычка к дисциплине. Вы понимаете, что экипаж находится на борту МКС в очень сложных условиях, поэтому очень важно, чтобы каждый член экипажа понимал свою роль и задачи во время выполнения космического полёта. Поэтому здесь армейский опыт, безусловно, полезен.
     - Какие армейские традиции, привычки остались для вас актуальными во время полёта в космос?
     Александр САМОКУТЯЕВ:

     - Надо сказать, что мы в первую очередь военные пилоты, поэтому традиции военных лётчиков точно так же работают и здесь. Ведь в понятии лётчик-космонавт определяющим является слово «лётчик».
     - Что общего при управлении МКС и управлении военным самолётом. Какие навыки приходится наращивать?
     Дмитрий КОНДРАТЬЕВ:
     - МКС, транспортный корабль «Союз» и самолет летают в разной среде: первый - в безвоздушном пространстве, второй - в воздушной среде. В этом отличие. Общее то, что все они в своем составе имеют множество сложных систем. Поэтому и лётчику, и космонавту необходимо решать задачи по управлению этими системами. В этом случае опыт управления самолётом очень помогает. Кроме того, лётчик во время своей деятельности, обучения пилотированию учится думать и мыслить в трёхмерном пространстве. Это уникальный навык, который присущ всем лётчикам, а тем более - военным. Умение ориентироваться в трёхмерном пространстве, находясь на борту МКС, тоже необходимо.
     - Сколько вы готовились к полёту в космос?
     Александр САМОКУТЯЕВ:

     - Если говорить относительно времени, то от моего зачисления в отряд космонавтов до полёта прошло ровно восемь лет. У Дмитрия этот период занял 13 лет. В это время происходили изменения как в экономической, так и в политической системе нашего государства. Сейчас стали возможны полёты на МКС одновременно шести членов экипажа, что, естественно, сокращает время ожидания своего полёта. Можно сказать, что время ожидания воплощения мечты сегодня стало меньше.
     - Кому легче в космосе: военным лётчикам или гражданским специалистам?
     Дмитрий КОНДРАТЬЕВ:

     - Я считаю, что военным на борту МКС намного легче. Особенно военным лётчикам, потому что профессия лётчика-космонавта подразумевает умение стойко переносить все тяготы и лишения военной службы. Кроме того, профессия военного лётчика сама по себе сложна и опасна, что тоже является хорошим опытом во время полёта в космическое пространство. Все эти факторы в совокупности, безусловно, делают более пригодными и более адаптивными к полёту именно военных лётчиков.
     - Что бы вы пожелали нынешнему офицеру, который хочет изменить свою армейскую биографию ради полёта в космос?
     Александр САМОКУТЯЕВ:

     - Это достаточно серьёзное решение, поэтому нужно для него, как говорится, созреть. военная судьба любого офицера, выпускника военного училища, как-то уже определена. Он уже имеет сформировавшееся понятие относительно сроков и места службы, его уставных действий и дальнейшей карьеры. Молодой лётчик уже знает перспективы, которые его ждут, поэтому он сам и члены его семьи в общем-то осознают своё положение. Но если всё-таки придёт желание попробовать себя в отряде космонавтов, - это, конечно, очень здорово, но для этого нужно действительно понимать, ради чего ты откажешься от того, что у тебя есть, и сможешь ли ты испытать то, что тебя ждёт, начиная от медицинских исследований, заканчивая профессиональной пригодностью. Ты должен серьёзно взвешивать свои дальнейшие перспективы. Ну а в общем-то, наверное, черты характера наиболее важны в осуществлении этого выбора, в обретении профессии космонавта - это умение терпеть, и нужно чётко понимать, что от тебя требуется. Мне среда военных лётчиков очень близка, поэтому я знаю, что любой лётчик мечтает стать лётчиком-испытателем, но стать космонавтом - это ещё выше. Я не скажу - сложнее. Но то, что выше, это действительно так.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex