на главную страницу

24 Мая 2011 года

Армия и общество

Вторник

Виражи судьбы

Светлана БЕЛОЦКАЯ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Первый раз судьба лихо развернула биографию 17-летнего Кости Борисевича на медкомиссии, которую он проходил, чтобы поступить в танковое училище. Посмотрев на крепкого, толкового парня, со знанием дела разбирающегося в технике (ещё бы - ведь с малых лет с отцом на тракторе), члены комиссии настоятельно порекомендовали ему поступать в лётное.

     Не особо надеясь на успех, Константин решил попробовать. И к удивлению своему с ходу сдал экзамены в Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов. Учился легко и с интересом, окончил ВВАУШ достойно. Но только прибыв к месту службы в корабельный авиаполк Балтийского флота, понял в полной мере, что это за профессия такая - военный летчик.
     Сегодня майор Борисевич - штурман гвардейской авиационной Новгородско-Клайпедской Краснознаменной имени маршала авиации Борзова базы Балтфлота. Предшествовали этому 27 лет безупречной службы в подразделениях военной авиации БФ. За плечами - десятки боевых служб вместе с авианесущими кораблями флота, вылеты по тревоге в район к месту дислокации кораблей в Северном и Балтийском морях для выполнения внезапно возникающих задач. Довелось уходить в походы со сторожевым кораблем «Неустрашимый», эсминцами «Настойчивый» и «Беспокойный», а теперь уже и с новым СКР «Ярослав Мудрый». Только в международных морских учениях «Балтопс» Константин Борисевич принимал участие шесть раз. А это особый опыт, ощутимый вклад в личный багаж мастерства и знаний. Например, в ходе одного из таких учений его экипаж первым в авиации Балтийского флота осуществил на борту иностранного судна ночную заправку вертолёта. Есть в биографии гвардии майора Борисевича и сложные спасательные операции. Он до сих пор помнит благодарные глаза измученных дрейфом на льдине рыбаков и отважного авиатора, катапультировавшегося с неисправного самолёта и 40 минут проведшего в ледяной воде Балтики. Им спасли жизнь. Недаром у морских лётчиков есть непреложное правило - они всегда готовы к вылету, как готова и их винтокрылая машина.
     Но итоговым показателем и проверкой всей базовой подготовки, что осуществлялась на аэродроме, всегда являются полёты экипажа противолодочного корабельного вертолёта Ка-27 в море. Настоящим экзаменом всех предыдущих лет службы и ещё одним виражом судьбы считает Константин Адамович боевую вахту с СКР «Неустрашимый» у берегов Сомали, ту самую - первую в истории Российского флота боевую антипиратскую вахту. Казалось бы, экипаж вертолёта выполнял привычные ему задачи: локационная разведка, спасательные операции, перевозка личного состава. Только здесь, в Аденском заливе, эти функции дополнялись целым рядом особых обстоятельств. Начиная с 40-градусной заморской жары и заканчивая тем, что каждый раз, просматривая акваторию заданного сектора океана или «зависая» над рыбацкой лодкой, лётчики не знали, вернётся ли назад спущенная с Ка-27 на борт джонки наша осмотровая группа, не откроют ли внезапно мнимые сомалийские рыбаки огонь по самому вертолёту...
     У лётчиков в лексиконе нет слова «последний», так вот - за время «крайнего» похода с СКР «Неустрашимый» гвардии майор Борисевич совершил более 40 боевых вылетов. А вообще облёты совершались дважды в сутки. Ранним утром поднималась с палубы сторожевика винтокрылая машина и направлялась за сотню километров вглубь океана, чтобы зорко и тщательно просмотреть указанную зону. А если «Неустрашимый» принимал сигнал о нападении пиратов на какой-либо корабль, тут уж ответственность целиком и полностью ложилась на плечи штурмана Борисевича - именно он должен был максимально быстро и точно определить точку нападения, вывести туда вертолёт, предельно правильно навести наш корабль на захваченное судно. Так было, к примеру, с испанским танкером, который подал сигнал об абордаже судна пиратами. Двадцати минут хватило нашим лётчикам, чтобы прибыть к месту захвата, совершить над танкером несколько виражей облёта. Следом спешил наш СКР, с другой стороны приближался английский фрегат. Утлое судёнышко сомалийцев оказалось оснащённым современнейшими средствами связи, и в тот раз пиратам удалось улизнуть, затесаться в стан рыбаков. Это не беда, считает Константин Борисевич, ведь захват-то они предотвратили. А потом вернулись на «Неустрашимый» и продолжили путь с антипиратским конвоем. В ту первую боевую вахту вместе с экипажем сторожевика вертолётчики обеспечили безопасный проход по Аденскому заливу почти пятидесяти кораблям. Сменить экипаж Ка-27 на борту «Неустрашимого» было некем, потому и на отдых у лётчиков оставалось не больше 4-5 часов.
     За безупречное выполнение спецзаданий и по итогам боевой службы в Аденском заливе Константину Адамовичу Борисевичу была вручена медаль «За воинскую доблесть» II степени. А весной прошлого года пришла ещё одна хорошая весть - о награждении штурмана бортового вертолёта
     Ка-27 Борисевича медалью Нестерова. Эту государственную награду, как известно, присуждают за личное мужество и отвагу, проявленные при защите государственных интересов Российской Федерации, при несении боевой службы, за отличные показатели в боевой подготовке и воздушной выучке, за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое профессиональное мастерство самолётовождения.
     Сейчас своей главной задачей штурман авиационной базы Балтийского флота Борисевич считает подготовку молодых офицеров, в том числе на смену инструкторскому составу. Конечно, каждый из молодых сослуживцев получил подготовку в военном вузе. Но настоящего морского лётчика, как профессионала высокой пробы, готовят в небе и на «бетонке» Чкаловской авиабазы. Интенсивность учебных полётов сегодня здесь возросла в разы. Спасательная, противолодочная, разведподготовка отрабатываются с применением всех спецкомплексов, что установлены на борту авиамашин. С особой гордостью говорит личный состав авиационной базы о долгожданном поступлении лётной техники. Недавно доставлен с завода и уже занял своё место в строю вертолёт. На подходе ещё один. Только летай! А сам Константин Борисевич в небе провёл почти две тысячи часов. Много это или мало, судите сами, если норма, установленная курсом боевой подготовки вертолётной составляющей морской авиации, - около 50 часов в год. Он и сегодня в рамках самостоятельной и инструкторской подготовки налётывает в месяц не менее пяти часов. Это при том, что в подчинении штурмана авиабазы флота пять эскадрилий и персональная ответственность за вертолётную. Эти авиационные подразделения базируются в разных частях Калининградской области, осуществлять их руководство непросто. Потому-то всё чаще приходится допоздна задерживаться на службе, по-прежнему отдавая ей большую часть времени и сил.
     Супруга Элла Викторовна и все домашние давно привыкли к такому расписанию жизни главы семьи. Может, поэтому свой профессиональный выбор сын Дмитрий решил не связывать с воинской службой, чем, надо признаться, очень огорчил отца. С присущим ему обострённым чувством ответственности старший Борисевич тем более переживает за сына, что выбрал тот профессию не менее сложную - решил стать врачом.
     А 15-летняя дочь - вот вам ещё один неожиданный поворот судьбы - твёрдо намерена поступать в военный вуз. Возможно, именно она воплотит в жизнь мечту отца о продолжении профессиональной династии. Маша вообще в семье самая боевая. Один только титул чемпионки Северо-Запада по рукопашному бою говорит сам за себя. Кстати, к занятиям этим видом спорта приучил детей глава семьи, сам в прошлом чемпион авиации Балтфлота, неоднократный призёр чемпионатов флота по рукопашному бою. Дружбу со спортом Константин Адамович продолжает сегодня в тренерской работе. Эта новая ипостась - ещё один неожиданный вираж в биографии. Но его воспитанники - ребята из областной федерации рукопашного боя - своего тренера не подводят. Команда только что вернулась с первенства Северо-Западной зоны России по рукопашному бою, добавив в копилку спортивных трофеев серебряные и золотые медали.
     ...Военных лётчиков не зря называют особой кастой. Стальной стержень характера удивительным образом уживается в них с трогательной романтикой неба. И хотя во время полёта смотреть по сторонам и любоваться бескрайней лазурью штурману вертолёта некогда, Константин Борисевич давно понял, что у него в душе без неба - пустота. Понял и ничуть не жалеет, что так повернулась его судьба.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex