на главную страницу

24 Мая 2011 года

Армия и общество

Вторник

ТЭЧ - и её человеко-часы

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
   Фото автора.



Честно признаться, словосочетание «человеко-час» всегда казалось мне странноватым. Однако, когда я увидел, как в мороз на краю продуваемого всеми ветрами аэродромного поля у громадной дюралевой птицы бомбардировщика копошатся с десяток людей в разномастной форме техсостава, этот замысловатый термин стал приобретать более реальное значение. Человеко-часы ТЭЧи всё нагляднее виделись коллективной созидательной энергией, без которой даже самые мощные двигатели и управляющие ими самые искусные пилоты не поднимут в небо современные самолёты. Особенно те из них, чей ресурс требует постоянной и пристальной заботы. Говорят, в среднем на час полёта военного самолёта требуется 30-50 человеко-часов работы наземного персонала. В том числе и специалистов технико-эксплуатационной части, которые должны быть всегда готовы прийти на помощь вышедшему из строя или отлетавшему норму летательному аппарату.

     Профессионалы


     ТЭЧ, которой командует гвардии майор Олег Карпов, процесс перехода к новому облику Вооружённых Сил ощутила на себе сразу по нескольким направлениям. В частности, в результате очередных оргштатных мероприятий произошло слияние двух ТЭЧ, а затем - оптимизация численного состава. Возросло количество обслуживаемых самолётов, прибавился ещё один тип авиационного комплекса. И специалистов на единицу техники теперь стало меньше. А это значит, что прибавилось на каждого человека тех самых часов работы, без которых крылатая машина остаётся всего лишь грудой цветного металла...
     Регламентные работы, войсковой эксплуатационный ремонт бортового оборудования, замена двигателей - всё это дело весьма серьёзное и порою безотлагательное - календарные периоды необходимых работ и практический налёт самолётов ставят жёсткие временные рамки перед авиаспециалистами ТЭЧ. И хотя работы эти бывают физически очень тяжёлыми - не зря авиаторы иногда между собой ТЭЧ называют «шахтой» - они требуют ещё и высокой квалификации исполнителей. Специалистам ТЭЧ необходимо иметь допуски на многие виды работ с авиатехникой. Солдат теперь служит один год. Раньше за полгода в школах младших авиаспециалистов давались базовые технические знания, а потом еще полгода требовалось, чтобы соединить эти знания с практическими навыками. Теперь общеобразовательная подготовка призывников заметно снизилась, как, впрочем, и уровень обучения младших авиаспециалистов. А за 100 дней до приказа молодого парня трудновато настроить на закрепление практических навыков по специальности, которая потом ему вряд ли пригодится. Вот и приходится их нагрузку по работе с авиакомплексами брать на себя техникам. Всё тем же опытным спецам, которые при самолётах служат десяток и более лет. А срочникам добавили менее квалифицированных, но не менее ответственных забот по службе в нарядах.
     Впрочем, в дежурстве по стоянке подразделения, в охране аэродрома, объектов авиационной техники и средств обеспечения тоже требуется соответствующий настрой. Настраивать же солдат на службу по большей части приходится тем начальникам и инженерам групп, техникам, которым, как уже сказано, реформы добавили профильных забот с самолётами. Да и не учил их никто педагогике и психологии. Штатного же специалиста по работе с личным составом в ТЭЧ теперь нет. Вот и приходится начальнику группы, а заодно и внештатному заместителю начальника ТЭЧ по воспитательной работе гвардии майору Александру Олейнику разрываться между клубом, воспитательными мероприятиями, личными проблемами сослуживцев и строгим планом-графиком регламентных работ на авиатехнике.
     Нет теперь в ТЭЧ и должности заместителя начальника, который традиционно считался главным организатором и технологом всех проводимых работ на авиатехнике.
     И всё же подчинённые гвардии майора Олега Карпова на службу не сетуют. Больше того, считают, что им есть чем гордиться. Самолёты, проходя через человеко-часы ТЭЧ, регулярно возвращаются в строй. Инженерно-технический состав части успешно освоил новый тип крылатых машин. Для этого кому-то пришлось пройти переподготовку на центральных офицерских курсах. Выпускники военных училищ прошлого года получили дополнительные знания и навыки в рамках учебных программ 43-го Центра боевой подготовки и переучивания. И теперь все они назначены на офицерские должности инженеров. А это значит, что в части есть хороший кадровый резерв. Многоопытные начальники групп к завершению службы наверняка успеют подготовить себе достойную смену.
     Практика показывает, что и в нынешних условиях методом вдумчивого профотбора можно получать хорошо обучаемых солдат по призыву. В частности, из числа парней с высшим образованием. Пример успешного применения допризывных знаний подтверждает результативная служба гвардии рядовых Алексея Кондратьева и Александра Петушкова, других срочников с вузовскими дипломами. Опыт начальника группы и грамотного наставника гвардии майора Александра Сугробова показывает, что и за короткий срок можно подготовить толкового специалиста, если учесть его «гражданскую» подготовку и развить её в рамках военной специальности солдата. В этом отношении показателен пример гвардии рядового Алексея Бородатого, который уже через полгода службы успешно проводит войсковой ремонт достаточно сложного авиационного оборудования.
     ...Мы пришли с гвардии майорами Олегом Карповым и Алексеем Зимичёвым на рабочую площадку, где разбирали шасси бомбардировщика авиационные «пахари» их ТЭЧ. Это были офицеры, солдаты-срочники, гражданские специалисты. И они все вместе катали тяжёлую тележку домкрата, орудовали гаечными ключами и какими-то замысловатыми приспособлениями. Карпов и Зимичёв тут же органично вписались в общую динамику работ, делая по ходу замечания. На моих глазах десять человек за час поставили на оздоровленную ногу-шасси огромную серебристую «птицу».
     И странноватый термин «человеко-час» окончательно перестал мне казаться таковым. Он стал для меня наглядной единицей измерения, не всегда благодарной, но очень необходимой в военной авиации работы тэчевских мастеров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex