на главную страницу

25 Мая 2011 года

Армия России: век XXI

Среда

В новой структуре

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий БУЛГАКОВ.

     – Темой нашей сегодняшней беседы станет материально-техническое обеспечение армии. Как оно развивается, что в себя сегодня включает?
     – Система материально-технического обеспечения, как и все виды обеспечения, не может развиваться без развития самих Вооружённых Сил. Обеспечивающие структуры должны соответствовать параметрам боевых соединений и частей. Принято решение о создании системы материально-технического обеспечения под единым руководством в единой зоне. Вся система материально-технического обеспечения состоит из двух составляющих. Это стационарная база и подвижная, которая имеется от батальона до бригад и других соединений и объединений. В округе мы имеем бригаду материально-технического обеспечения. В общевойсковой бригаде – батальон материально-технического обеспечения. В батальоне – роту материально-технического обеспечения. Все эти структуры – постоянной готовности и соответствуют уровню готовности тех соединений и частей, которые обеспечивают.
     Система материально-технического обеспечения занимается доведением до личного состава норм довольствия или услуг, поддержанием укомплектованности, обеспеченности вооружением и военной техникой согласно штатам и табелям к штату подразделений, частей и их эксплуатацией. В вопросах эксплуатации вооружения, военной техники важнейшими являются такие параметры, как обученность личного состава, экипажа, расчёта, их техническая грамотность, подготовка. В частности, мы готовим механиков-водителей, некоторых других специалистов по трёхмесячной программе в учебных центрах...
     – Достаточно ли этого времени для их подготовки?
     – Опыт показал, что достаточно. В то же время следует понимать, что за 3 месяца специалиста по ремонту сложнейшей техники на электронной базе подготовить нельзя. Потому ремонтные подразделения комплектуем из военкоматов специалистами, которые готовятся на «гражданке». Плюс к этому – подготовка в учебных подразделениях, а также обучение непосредственно в самой воинской части. В соответствии с решением министра обороны мы переходим на сервисное обслуживание вооружений, военной техники гражданскими специалистами с тех заводов, предприятий, которые произвели эту технику.
     Тут важно чётко понимать ряд вещей. Первое: в мирное время, когда идёт боевая подготовка, существуют нормативы, показатели, когда вооружение и военная техника в процессе эксплуатации подлежат техническому обслуживанию. Есть средний, капитальный, текущий ремонты техники и так далее. В каждой части разрабатывается план эксплуатации вооружений, военной техники. Под него составляется план обеспечения запасными частями, различными другими материалами для выполнения этих задач. К сервисному обслуживанию привлекаются гражданские предприятия, с которыми у нас заключены контракты. В установленные планами сроки в часть прибывают специалисты и проводят сервисное обслуживание вооружений, военной техники.
     – А если техника иностранного образца?
     – Специалисты гражданских предприятий нашего оборонно-промышленного комплекса имеют соответствующую подготовку. Точно так же, как обслуживанием легковых автомобилей иностранного производства занимаются гражданские специалисты, прошедшие необходимое обучение. Предприятие имеет лицензию на право выполнения тех или иных работ на том или ином вооружении, военной технике.
     Задача же штатных ремонтных подразделений на поле боя – оказать экипажу помощь в том объёме, чтобы машина могла продолжать выполнение задачи либо ушла с поля боя на восстановление. Но на поле боя технику никто не ремонтирует.
     Сегодня в подразделениях много электронной техники. Например, где-то транзистор сгорел. Специалист эту неисправность может определить и устранить быстро, а вот механик-водитель иногда не в состоянии разобраться в причине выхода машины из строя, её остановки. Потому для этого и есть ремонтные подразделения, которые занимаются эвакуацией техники с поля боя. А дальше уже ремонтные органы восстанавливают машины. Имеются научно обоснованные, доказанные расчёты, определён процент выхода вооружений, военной техники из строя в зависимости от существующих на сегодняшний день средств их поражения. Для восполнения потерь создаётся эшелонирование запасов вооружений, военной техники. Самый главный показатель ремонтных подразделений технического обеспечения – это ежесуточный возврат техники в строй. Повторю: в линейном батальоне есть рота материально-технического обеспечения, в общевойсковой бригаде – батальон материально-технического обеспечения. В бригаде же материально-технического обеспечения есть два ремонтно-восстановительных батальона. Мы стремимся к тому, чтобы не менее 70% техники, требующей среднего, текущего ремонта, ежесуточно возвращалось в строй. К примеру, если вышел из строя двигатель, мы его меняем максимум за 72 часа. А безвозвратные потери восполняются за счёт запасов, поставляемых с арсеналов, складов или баз резерва.
     – Летом прошлого года, когда были пожары, некоторые склады с боеприпасами оказались в зоне опасности...
     – Министр обороны утвердил программу, которую я претворяю в жизнь. Первое и самое главное: боеприпасы, которые Вооружённым Силам не нужны, которые выслужили установленные сроки, должны быть утилизированы. Второе: мы сегодня выводим арсеналы за пределы 31 города. Третье: заявляю с полной ответственностью, что все противопожарные мероприятия по арсеналам, базам и складам мы выполнили. К 1 июля завершим создание дополнительных пожарных водоёмов за счёт резервуарных ёмкостей с таким расчётом, чтобы запас воды соответствовал 2–2,5-кратной потребности. Укомплектовали все базы и склады, воинские части пожарными машинами. В этом году закупили 230 современных пожарных машин, 40 с лишним различных видов водобомб, не считая другого пожарно-технического имущества, в том числе самых простых огнетушителей. Всем этим базы и склады обеспечены. В случае необходимости Вооружённые Силы готовы выделить до 15.000 человек личного состава и более тысячи единиц техники в целях оказания помощи субъектам Российской Федерации через Министерство по чрезвычайным ситуациям...
     – Вы говорили о том, что сегодня к решению ряда вопросов материально-технического обеспечения привлекаются гражданские специалисты...
     – На сегодняшний день в Вооружённых Силах система аутсорсинга работает по многим направлениям. В первую очередь это сервисное обслуживание и ремонт техники. Оно делится на две части. Первая – это гарантированное обслуживание силами завода, производителей. У нас с ними контракт подписан. Второе – последующее обслуживание силами ООО «Оборонсервис». Плюс к этому – заправка горючим военной автомобильной техники на гражданских автозаправочных станциях. Все наши структуры заправляют свои машины – не боевую технику – на гражданских заправочных станциях. Следующее – авиационную технику на аэродромах базирования ВВС и Военно-морского флота обеспечивают горючим топливо-заправочные комплексы. Аэродром в военное время никуда не переместится. Это стационарный аэродром. Топливозаправочный комплекс остаётся на месте. Поэтому задачи решаемы и в мирное, и в любое другое время. По организации питания, банно-прачечного обслуживания, по доставке материальных средств войскам, дислоцированным в районах Крайнего Севера, за пределами нашего государства, тоже вопрос очень интересный, сложный. Если раньше надо было закупить материальные средства, всё это поставить на окружные базы и склады, затем отправить в порты погрузки, на перевалочные базы, с перевалочных баз загрузить на корабли и танкеры, и уже потом доставить в воинскую часть в районе Крайнего Севера и сдать, то сейчас мы работаем по прямой схеме. Поставщик выигрывает аукцион по поставке и поставляет, куда предписано, в полном объёме материальные средства, решая в том числе и транспортную составляющую...
     – А что касается обеспечения кораблей и танкеров Военно-морского флота в Мировом океане?
     – Мы здесь тоже работаем на аутсорсинге. У нас есть вспомогательный флот, который предназначен для выполнения этих задач. Но если мы посчитаем ресурсы, которые тратит вспомогательный флот на выполнение этих задач, то при наличии сил и средств, которые в состоянии выполнять гражданский сектор в том же Мировом океане, убедимся: аутсорсинг выгоднее. Поэтому у нас есть контракт с гражданской организацией, которая обеспечивает наши корабли. По заявкам в определённых точках океана она передаёт кораблям и судам горюче-смазочные материалы, воду, продовольствие.
     – А наших миротворцев, скажем, в Африке вертолётчиков, кто обеспечивает?
     – То же самое, полностью обеспечиваем их за счёт аутсорсинга. В том числе помывку, стирку, медицинское обеспечение личного состава, заправку вертолётов горючим...
     – Это российские компании или местные?
     – Разные. Под любой аукцион определяются задание, условия, порядок выполнения. Автомобильные перевозки материальных средств мы тоже выполняем сторонними организациями. Переходим на комплексное инженерно-аэродромное обеспечение сторонними организациями. В рамках сервисного обслуживания у нас только ремонт более 4,5 тысячи единиц вооружений, техники запланирован способом аутсорсинга. Мы в 84 городах заправляем технику, потребляя 2,4 тысячи тонн горючего на гражданских предприятиях. На 20 аэродромах тем же способом получаем почти 400 тысяч тонн керосина. По бункеровке – более 70 тысяч тонн горючего. В прошлом году 51,6 тысячи военнослужащих, а в этом году уже 380 тысяч человек обеспечиваем питанием путём аутсорсинга. Это практически половина численности личного состава Вооружённых Сил, получающего питание с котла. Тут и лётный состав, и инженерно-технический, и военнослужащие общевойсковых бригад. Мы на сегодняшний день в 40 крупных прачечных предприятиях стираем около 30.000 тонн белья. За год два с лишним миллиона помывок личного состава происходит тоже на аутсорсинге. Индивидуальный пошив обмундирования в полном объеме на аутсорсинге. 44 предприятия на это работают.
     – Как вы решаете вопросы, связанные с ценообразованием? У вас есть фиксированный бюджет? Скажем, ремонтники, которые обслуживают вас, говорят, что цены выросли...
     – В Министерстве обороны утверждена структура и схема работы. Я как руководитель системы отвечаю за материально-техническое обеспечение. Есть заказчики: Главное центральное управление или департаменты. Система МТО по центральному аппарату состоит из 3 департаментов: департамент планирования и координации материально-технического обеспечения; департамент ресурсного обеспечения; департамент транспортного обеспечения. Три главка: Главное танковое управление, Главное военно-артиллерийское управление и Главное управление начальника Железнодорожных войск. Вот структура, которая сегодня у нас находится в подчинении. Все департаменты и главные управления являются заказчиками. Потребность, то, что необходимо Вооружённым Силам, определяет та или иная служба или главк. Сколько надо хлеба, к примеру, определяет продовольственная служба, исходя из численности личного состава, установленных норм.
     Есть индексы-дефляторы, которые предусматриваются при утверждении разработки бюджета. Департамент ценообразования, управление государственного оборонзаказа выполняют наши заявки, проводят аукционы, конкурсы, определяют победителей. Департамент по ценообразованию ведёт мониторинг рынка, знает все цены, рассматривает те или иные заявки, утверждает ту или иную цену, согласовывая всё, чтобы можно было выносить, издавать документы управлением госзаказа на проведение аукциона.
     – Мнение ваших специалистов учитывается при закупках новой военной техники, вооружения?
     – Развитием вооружений, военной техники занимается главнокомандующий того или иного вида Вооружённых Сил. Он определяет, что, какое именно вооружение и техника необходимы ему для ведения современной вооружённой борьбы. Он определяет, задаёт параметры. Дальше следуют отработка и выход на опытный образец. Мы в этом тоже участвуем и вносим свои предложения, исходя из опыта эксплуатации однотипных предшествующих образцов. Серьёзно анализируем достоинства и недостатки того или иного образца вооружения и техники, учитываем пожелания экипажей, то, как идёт восстановление техники, её ремонтопригодность. Мы все составные части анализируем. И когда оформляется заказ, мы выдаём свои пожелания как эксплуатационщики, под тот или иной вид вооружения и техники, начиная с жизнеобеспечения того же экипажа. Допустим, возьмём для примера танк. В ходе эксплуатации пришли к выводу, что в комплекте танка должна быть палатка на экипаж, потому что ему положено отдыхать. И она есть сейчас в комплекте. Есть оборудование для того, чтобы экипажу можно было хотя бы воду вскипятить. То есть всё это мы учитываем, вносим свои пожелания. Мы говорим, сколько времени надо на замену того или иного агрегата, как это повлияет на восстановление боеспособности подразделения. Делаем сравнительные характеристики и говорим, что если при этом варианте потребуется ремонт, то танк восстановят через 72 часа, а при другом – через 4. Даём свои пожелания по двигателям, по всем другим узлам и агрегатам.
     – В ряде СМИ в последнее время было немало критики по поводу вещевого имущества. В частности, говорилось о том, что в зимнее время новое обмундирование недостаточно сохраняет тепло...
     – Действительно, в эту зиму многих беспокоил этот вопрос. Много было высказано различных суждений. Я хотел бы пояснить, чтоб мы вместе поняли: нет какой-то одной формы одежды, которая бы обеспечивала человеку комфорт в различных климатических условиях. Военная форма одежды разрабатывается для выполнения тех или иных задач в тех или иных условиях. И закладываются определённые параметры под неё. Мы изучили все пожелания, которые были у военнослужащих, учли их. Министру обороны обо всём доложено, совещание соответствующее проведено, определены все нюансы, в том числе и организационного характера. Важно, чтобы все установленные правила и нормы соблюдались, чтобы командиры и начальники разумно и ответственно использовали то, что есть, обеспечивая постоянную боеготовность подразделений и сохранение здоровья военнослужащих.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex