на главную страницу

25 Мая 2011 года

Баланс-2011

Среда

Ядерная «девятка»

Материал подготовил к печати Игорь ВАРФАЛОМЕЕВ.



В издательстве «Российская политическая энциклопедия» увидела свет коллективная монография «Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений» (под ред. А. Арбатова и В. Дворкина). Она подготовлена российскими исследователями в рамках проекта «Проблемы нераспространения», осуществляемого Московским центром Карнеги.
  В этом злободневном исследовании авторы рассматривают проблемы сокращения и нераспространения ядерного оружия, предотвращения милитаризации космоса и, естественно, тенденции в сфере развития ядерных вооружений и стратегий. Они исходят из того, что сегодня в мире существует уже «девятка» ядерных государств, и представляют результаты анализа ядерных потенциалов каждого из них. Думается, что приводимые данные будут интересны читателям «Красной звезды».

     В настоящее время стратегические ядерные силы (СЯС) Соединённых Штатов Америки включают 450 МБР «Минитмен-3», часть которых оснащена одной, а часть тремя боеголовками в разделяющихся головных частях (РГЧ). В сумме - 550 боеголовок. Более 90 процентов этих сил постоянно готовы к запуску менее чем через минуту после получения приказа высшего политического руководства.
     Морская составляющая триады - 14 атомных подводных лодок «Огайо», каждая из которых может нести по 24 БРПЛ типа «Трайдент-2/D-5» (ракета этого типа способна доставить до цели до 8 боезарядов). 8 субмарин базируются и осуществляют боевое патрулирование на Тихом океане, 6 - в Атлантике. Около 50–60 процентов сил морского базирования (примерно 600 ядерных боеголовок) находится постоянно в море на боевом дежурстве в высокой готовности к пуску.
     Воздушный компонент состоит из 93 тяжёлых бомбардировщиков типа В-52Н и 21 типа В-2, из которых оперативно развёрнуты соответственно 44 и 16 (350 крылатых ракет воздушного базирования и 150 бомб свободного падения). Кроме того, есть 67 бомбардировщиков типа В-1В, переоборудованных под обычные ракеты и бомбы.
     Ныне США располагают также примерно 500 единицами нестратегического ядерного оружия, включая крылатые ракеты морского базирования типа «Томахок». Имеются 400 авиабомб свободного падения, из которых около 200 размещены на шести складах ВВС США в пяти странах НАТО (Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды и Турция). Эти бомбы предназначены для доставки истребителями-бомбардировщиками ВВС США типа F-16, а также бельгийскими и британскими авиационными носителями того же типа и германо-итальянскими самолётами типа «Торнадо». Официальные американские данные на эту тему, как отмечается в монографии, весьма туманны.
     Современная американская программа развития ядерных сил в обозримый период не предусматривает строительства новых баллистических ракет, бомбардировщиков или подводных лодок. Технический ресурс имеющихся МБР «Минитмен-3» продлён до 2030 года, и некоторые из них переоснащаются на моноблочную головную часть с более мощной боеголовкой (до 600 кт) типа Mk 21/W-87 от демонтированных ракет MX «Пискипер». Продолжается производство модифицированных БРПЛ типа «Трайдент-2» для переоснащения ПЛАРБ типа «Огайо», которые должны оставаться на службе до 2030–2040 годов. ВВС разрабатывают усовершенствованную крылатую ракету и приступили к проектированию перспективного типа бомбардировщика на период после 2020 года.
     После выполнения условий нового договора по СНВ ядерная триада США будет состоять из 420 МБР «Минитмен-3», 14 ПЛАРБ типа «Огайо» с 240 БРПЛ типа «Трайдент-2» и до 60 тяжёлых бомбардировщиков.
     Франция стоит на третьем месте в мире после США и РФ по стратегическим ядерным вооружениям (108 носителей и примерно 300 боезарядов, хотя число последних официально сообщается приблизительно). Она имеет на вооружении термоядерные боезаряды мощностью 100–300 килотонн. Основа французских СЯС - это 3 ПЛАРБ типа «Триомфан» с 48 ракетами типа М45 и 240 боеголовками и одна лодка предыдущего типа «Инфлексибль». Одна подлодка при этом постоянно находится на морском патрулировании.
     Ядерные силы Франции включают также 60 самолётов Mirage 2000N и 24 палубных истребителя-бомбардировщика «Супер Этандар», оснащённых управляемыми ракетами «воздух–земля».
     Программа модернизации предполагает, в частности, ввод в строй четвёртой подводной лодки типа «Триомфан» (вместо выводимой из боевого состава последней лодки типа «Инфлексибль») и развёртывание на всех подводных ракетоносцах новых БРПЛ увеличенной дальности.
     Имея относительно небольшой ядерный потенциал, Франция открыто делает упор на весьма наступательный тип ядерной стратегии, которая предполагает массированные и ограниченные удары как по традиционным оппонентам, так и по странам-изгоям, а в последнее время и по Китаю (для этого создаётся новая БРПЛ увеличенной дальности).
     Франция объявила потолок числа всех своих ядерных боезарядов после запланированных сокращений - до 300 единиц.
     Великобритания наиболее открыта в отношении своего ядерного потенциала. В настоящее время английские термоядерные боезаряды имеют мощность порядка 100 килотонн, и возможно, есть заряды субкилотонного класса.
     Стратегические силы страны состоят из четырёх атомных подводных лодок типа «Вангард», на которых развёрнуто 48 БРПЛ «Трайдент-2» (закупаются в США) и 144 ядерных боезаряда. Комплект БРПЛ, как и у Франции, рассчитан на три подводные лодки, поскольку одна постоянно находится в ремонте. Дополнительно 10 запасных ракет и 40 боезарядов находятся на складском хранении. Есть неофициальные оценки, согласно которым некоторые БРПЛ оснащены одной боеголовкой малой мощности и нацеливаются на страны-изгои.
     В середине прошлого десятилетия было принято решение начать проектирование нового типа ПЛАРБ и закупить модифицированные ракеты «Трайдент-2» в США, а также разработать ядерные боеголовки нового типа на период после 2024 года, когда подводные лодки «Вангард» закончат срок службы.
     Предусматривая варианты ограниченных ядерных ударов по странам-изгоям, Великобритания не делает ставку на ядерное оружие и придерживается стратегии «минимального ядерного сдерживания». Лондон официально объявил, что его ядерные силы находятся в состоянии пониженной боеготовности и их боевое применение потребует длительного времени подготовки после передачи соответствующего приказа высшего руководства.
     Китайская Народная Республика. Ввиду закрытости официальных данных оценки её ядерных средств основываются на информации зарубежных правительственных и частных источников. Так, по некоторым из них, Китай имеет около 130 стратегических баллистических ракет с ядерными боеголовками, в их числе 37 старых МБР стационарного базирования типа «Дунфан-4/5А» и 17 старых стационарных баллистических ракет средней дальности (БРСД) типа «Дунфан-ЗА». Также развёрнуто около 20 новых мобильных грунтовых МБР типа «Дунфан-31А» (китайский аналог российской ракеты «Тополь») и 60 новых мобильных грунтовых БРСД «Дунфан-21» (по другим данным, у Китая есть 12 «Дунфан-31/31А» и 71 БРСД «Дунфан-21/21 А»). Все названные ракеты имеют моноблочную головную часть.
     Разрабатывается также новая МБР типа «Дунфан-41» с разделяющейся головной частью (6–10 боеголовок) для мобильных грунтовых и железнодорожных пусковых установок (сходная со снятой с вооружения российской МБР РС-22).
     Китай периодически выводил в море экспериментальную атомную подводную лодку типа «Ксиа» с 12 пусковыми установками БРПЛ типа «Джуланг-1» и строит вторую лодку типа «Джин» с ракетами большей дальности «Джуланг-2». Авиационная составляющая СЯС представлена 20 устаревшими средними бомбардировщиками типа «Хонг-6», скопированными с советских самолётов Ту-4 выпуска 1950-х годов.
     Есть оценки, что Китай имеет около 100 нестратегических ядерных средств (мобильные оперативно-тактические ракеты), а также развёртывает крылатые ракеты наземного и воздушного базирования. Некоторые типы самолётов являются, возможно, носителями ядерного оружия (официально КНР отрицает, что обладает достратегическими ядерными вооружениями).
     В общей сложности ядерный арсенал Китая оценивается примерно в 180–240 боезарядов с диапазоном мощности 200 кт - 3,3 Мт.
     Израиль отличается от остальных ядерных государств тем, что не только не сообщает официальных данных о своём ядерном потенциале, но и не подтверждает его существования. Тем не менее никто в мире ни в правительственных, ни в частных экспертных кругах не ставит под сомнение наличие у Израиля ядерного оружия, причём Тель-Авив вполне намеренно не оспаривает эту оценку и проводит стратегию ядерного сдерживания по принципу «не подтверждать и не отрицать».
     Согласно экспертным оценкам, в настоящее время его ядерный арсенал насчитывает от 60 до 200 боезарядов. Из них около 50 представляют собой ядерные боеголовки для 50 баллистических ракет средней дальности «Иерихон-2» (1.500–1.800 км). Они перекрывают практически все страны Ближнего Востока, включая Иран, зону Кавказа и южные районы России.
     В 2008 году Израиль испытал ракету «Иерихон-2» с дальностью 4.800–6.500 км, что соответствует системе межконтинентального класса. Остальные израильские ядерные боезаряды, видимо, являются авиабомбами и могут доставляться ударной авиацией, прежде всего более чем 200 самолётами F-16 американского производства. Дополнительно Израиль недавно приобрёл у Германии три дизель-электрические подводные лодки типа «Дельфин» и заказал ещё две. Вероятно, они приспособлены для запуска крылатых ракет «Гарпун» (дальностью до 600 км), приобретённых у США и способных наносить удары по наземным целям ядерными боезарядами.
     Индия. Большинство специалистов оценивает её потенциал примерно в 60–70 ядерных боезарядов мощностью 15–200 кт. Они могут быть размещены на ракетах «Притхви-1» (с дальностью 150 км), «Агни-1/2» (от 700 до 1.000 км). Проходят испытания баллистические ракеты средней дальности «Агни-3» (3.000 км). Также испытываются баллистические ракеты морского базирования. В качестве носителей ядерного оружия могут быть задействованы и самолёты некоторых типов.
     

     По имеющимся данным, ядерным оружием в настоящее время обладают девять стран: США (произвели первое ядерное испытание в 1945 г.), Россия (1949), Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Пакистан (1998) и КНДР (2006). Израиль официально не производил испытания ядерного оружия, однако, по оценкам экспертов, мог быть причастен к испытаниям, осуществлённым ЮАР на рубеже 1970-1980-х годов в районе острова Буве в южной части Атлантического океана.
     

     Пакистан располагает двумя типами оперативно-тактических баллистических ракет дальностью 400–450 км («Хафт-3» и «Хафт-4»), а также БРСД дальностью до 2.000 км («Хафт-5»). Все ракеты размещаются на мобильных грунтовых пусковых установках и имеют моноблочную головную часть.
     Крылатые ракеты типа «Хафт-7» испытываются в вариантах авиационного и морского базирования (в последнем случае, видимо, для оснащения дизель-электрических подводных лодок типа «Агоста»).
     Вероятные авиационные средства доставки включают истребители-бомбардировщики F-16 американского производства, а также французские и китайские истребители.
     Оперативно-тактические ракеты выдвинуты на рубежи, позволяющие достигать индийской территории. Системы средней дальности перекрывают практически всю территорию Индии, Центральную Азию и российскую Западную Сибирь.
     Официальная ядерная стратегия Пакистана открыто опирается на концепцию первого (превентивного) ядерного удара со ссылкой на превосходство Индии по силам общего назначения. Тем не менее, по доступной информации, пакистанские ядерные боезаряды хранятся раздельно от носителей, как и индийские.
     Корейская Народно-Демократическая Республика провела испытания ядерных взрывных устройств на основе плутония в 2006 и 2009 годах и, по экспертным оценкам, имеет примерно 5–6 таких боезарядов. Предполагается, однако, что эти боезаряды недостаточно компактны, чтобы разместить их на ракетных или авиационных носителях. При усовершенствовании этих боезарядов Северная Корея теоретически могла бы развернуть их на баллистических ракетах малой дальности типа «Хвансонг» и нескольких десятках БРСД типа «Нодонг». Испытания МБР типа «Тэподонг» в 2007–2009 годах были неудачными.
     
* * *

     В завершение надо отметить, что авторы монографии «Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений» поступили оправданно, не ограничившись тематикой стратегических вооружений и рассмотрев проблематику нестратегического ядерного оружия (автор - Алексей Арбатов) и высокоточного обычного оружия (Евгений Мясников). О тенденциях развития ВТО в контексте монографии (речь идёт о типах управляемого оружия и средствах его доставки, которые потенциально могут угрожать Стратегическим ядерным силам России) мы расскажем в июне.
     В связи с этим было бы уместным констатировать, что высокоточное обычное оружие не только обладает контрсиловым потенциалом, что позволяет рассматривать его при определённых обстоятельствах как дестабилизирующий фактор в ядерном балансе США - Российская Федерация, но и может выступать средством предъядерного сдерживания потенциальных противников. По этой проблематике неоднократно высказывался академик РАН Андрей Кокошин, считающий, что в дополнение к ядерному сдерживанию существенную роль играет система неядерного (предъядерного) сдерживания, в основе которой убедительная угроза применения высокоточного дальнобойного оружия в неядерном снаряжении.
     

На снимках: Agni II - индийская мобильная двухступенчатая БРСД;
Американская термоядерная авиабомба В61 (от 0,3 до 170 кт);
Американский бомбардировщик В-52Н



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex