на главную страницу

25 Мая 2011 года

Эхо 1941-го

Среда

Прояснить судьбу каждого

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Со дня начала Великой Отечественной войны прошло почти 70 лет. Из года в год мы вспоминаем героев, бесстрашно сражавшихся в Великой Отечественной войне. Однако есть категория участников той войны, о которой в нашей стране долгое время не принято было говорить. Это бывшие военнопленные. На эту тему наш корреспондент побеседовала с начальником Управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны РФ Александром Кирилиным.

     - Александр Валентинович, давайте начнём наш разговор со статистики: до сих пор фальсификации подвергаются цифры общих людских потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне и Вооружённых Сил в частности. Сколько же погибло советских военнослужащих, пропало без вести, и есть ли конкретная цифра по нашим военнопленным?
     - Исследование потерь Советского Союза в войне фактически началось лишь в конце 1980-х годов, когда снимали гриф секретности со многих документов. До этого, в 1946-м Сталин объявил о том, что СССР потерял в годы войны 7 миллионов человек. Однако оговаривалось, что это боевые потери. При Хрущёве эта цифра возросла до «более 20 миллионов».
     В 1966 году по поручению министра обороны СССР была создана специальная комиссия, которую возглавлял генерал армии Сергей Штеменко, для уточнения реального числа потерь армии и флота. В течение нескольких лет проводился тщательный анализ отчётно-статистических документов, и было определено число боевых потерь действующей армии - 7 миллионов человек.
     В 1988 году комиссия Министерства обороны, возглавляемая генералом армии Махмутом Гареевым, расширив рамки исследований, определила масштабы всех безвозвратных потерь - 11.444, 1 тыс. человек. Санитарные потери, по их подсчётам, составили 18.344,1 тыс. человек. А в 1988– 1993 годах коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Григория Кривошеева провёл комплексное статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о людских потерях в армии и на флоте, пограничных и внутренних войсках НКВД. Была озвучена новая цифра людских потерь Вооружённых Сил Советского Союза в Великой Отечественной войне - почти 9 миллионов человек. Общая цифра потерь всего населения, которую вывел Госкомстат СССР, - 26,6 миллиона человек.
     К 65-летию Победы была создана Межведомственная комиссия по подсчёту потерь в Великой Отечественной войне, в состав которой вошли представители Министерства обороны России, МВД РФ, Росстата, Росархива и других ведомств. Они в основном подтвердили цифры предыдущих комиссий по потерям СССР в Великой Отечественной войне. Согласно их данным, цифра общих людских потерь страны осталась прежней - 26 млн. 600 тысяч человек.
     Что касается непосредственно потерь Красной Армии, то были приведены такие цифры: почти 9 миллионов военнослужащих погибли, в том числе пропали без вести - 5.062 тысячи человек. Абсолютное большинство этих людей - это, конечно, попавшие в плен. И хотя, по официальным донесениям, военнопленными числилось от силы 100 тысяч человек, на самом деле их было свыше 4,5 миллиона человек. Судьбы многих из них прояснились при освобождении оккупированных противником территорий. Почти миллион (939,7 тысячи) человек были повторно призваны полевыми военкоматами во время войны в армию при освобождении временно оккупированных территорий СССР. А судьбу 500–600 тысяч пропавших без вести военнослужащих прояснить не удастся, так как многие из них могли утонуть при переправах, в болотах, сгореть в танках и самолётах, погибнуть бесследно от прямого попадания артиллерийских снарядов. Обстоятельства смерти этих военнослужащих остались неизвестными для их товарищей, командования, поэтому они и зачислялись в разряд пропавших без вести.
     - Количество военнопленных - 4,5 миллиона человек - почти равно цифре всего личного состава Красной Армии к июню 1941 года.
     - Да, вы правы. К 22 июня вооружённым силам Германии и её союзников, сосредоточенных у советских границ, противостояли войска пяти наших приграничных округов, насчитывавших 2,9 миллиона человек. А на всей территории СССР от Балтики до Тихого океана было 5 млн. 81 тысяча солдат и командиров.
     Немцам по известным причинам удалось достигнуть тактической внезапности. В результате летом 1941-го были окружены большие группировки войск Западного и Юго-Западного фронтов. Как писал в своих дневниках начальник генерального штаба Сухопутных войск Германии генерал Франц Гальдер, только на Юго-Западном фронте были взяты в плен больше 600 тысяч человек. Такого числа военнопленных даже в германском руководстве никто не ожидал. Есть данные, что в первые два месяца войны насчитывалось больше миллиона советских военнопленных. Конечно, большинство из них погибли.
     В дальнейшем также были очень неудачные операции, например, в 1942 году на юге страны, когда немцы прорвались к Сталинграду. Это и бои под Харьковом, в Крыму, где тоже значительное количество военнослужащих были захвачены в плен.
     - Какую роль сыграл появившийся в августе 1941 года приказ № 270, предусматривающий ответственность военнослужащих за сдачу в плен? Говорят, Сталин, то ли комментируя его, то ли по другому поводу сказал: «У нас нет военнопленных, а есть предатели».
     - Документального подтверждения этого высказывания я нигде не встречал. Видимо, из-за того, что Никита Хрущёв использовал эту фразу в ходе антисталинской кампании, слова прочно осели в головах наших граждан. На самом деле приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 270 был весьма своевременным документом, который оказал отрезвляющее действие на многих бойцов и командиров. Судите сами. Сталину докладывают, что советские войска оставляют без должного сопротивления города и деревни, бросают большое количество техники, вооружения, припасов. Я уверен, что большая часть приказа написана его рукой. К примеру, эмоциональные фразы «прячутся по щелям, возятся в канцелярии, срывают с себя знаки различия, считаются злостными дезертирами и предателями» не соответствуют сути и стилю сухого официального документа. Скорее всего, это стиль разгневанного руководителя, который сурово осуждает не оправдавших доверие подчинённых.
     - Приказ давал право расстреливать на месте дезертиров и предателей...
     - Всего в годы войны были приговорены к расстрелу более 147 тыс. человек, из них расстреляны 103 тысячи за разные преступления. Конечно, в условиях военного времени были и самосуды, когда командиры в сложнейшей боевой обстановке выносили приговор самостоятельно. Имелись и случаи нарушения законности. Например, без всякого суда и следствия был расстрелян командующий артиллерией одной из армий. А произошло это так. Приехав в её расположение, начальник Главного политуправления РККА Лев Мехлис вошёл в палатку генерала, когда тот обедал, а перед ним стояла бутылка водки. По приказу Мехлиса его тут же арестовали и через час расстреляли перед строем штаба. А на самом деле водка была совершенно законной - положенные «наркомовские», но если для младшего комсостава, и красноармейцев её разливали, то генералам спиртное полагалось в бутылке. Впоследствии этого генерала посмертно реабилитировали.
     Безусловно, 270-й приказ был жестоким, но он ни в коем случае не призывал относиться враждебно ко всем советским военнопленным, как его трактуют некоторые историки.
     - И всё же к побывавшим в немецком плену людям проявляли большое недоверие.
     - Конечно, всех проверяли. Ведь среди них было немало и преступников, диверсантов, завербованных немецкой разведкой. Я читал документы командира 1-го танкового полка 1-й гвардейской танковой бригады И.Г. Черяпкина, который 28 июня 1941 года был ранен, попал под Могилёвом в окружение и только 11 ноября с группой, возглавляемой генерал-майором Ф. Бакуниным, вышел к нашим войскам. Были запротоколированы все этапы госпроверки этого офицера, после которых он продолжил службу в армии. За участие в контрнаступлении под Москвой в феврале 1942 года он был награждён орденом Красного Знамени, а в январе 1945-го - за освобождение Варшавы удостоен звания Героя Советского Союза.
     А вот генерал-лейтенант И.А. Ласкин в 1943 году был арестован и впоследствии осуждён за то, что скрыл факт нахождения в немецком плену. В августе 1941-го, будучи полковником и начальником штаба дивизии, он попал в окружение, был схвачен немцами, но сумел бежать. Когда смершевцам стали доступными немецкие документы с этими сведениями, Ласкин был уже начальником штаба Северо-Кавказского фронта. Его лишили генеральского звания, наград и осудили на 10 лет. Впоследствии его реабилитировали и восстановили в воинском звании. Он служил начальником штаба Южно-Уральского военного округа, а позднее был преподавателем в Военной академии Генерального штаба.
     


     27 июня 1941 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов от имени советского правительства заявил о готовности СССР принять предложение Международного Красного Креста о предоставлении сведений о военнопленных, хотя и оговорил это случаем, если противоборствующая сторона (Германия) будет предоставлять подобные сведения о находящихся у них в плену советских военнослужащих.
     Первым успехом стал обмен информацией с Венгрией и Румынией, основными союзниками нацистской Германии. Следующим шагом руководство СССР предприняло попытку довести информацию о принятии им решения действовать согласно условиям обмена информацией о военнопленных до главного противника - Германии. В качестве посредника в переговорах была выбрана Швеция.
     В обращении к шведскому правительству говорилось: «Лагерный режим, который действует для советских военнопленных, не что иное как грубейшее нарушение элементарных требований, которые предъявляются в отношении содержания военнопленных международными нормами и, в частности, Гаагской конвенции 1907 года, которая принята как СССР, так и Германией. Правительство Германии грубо и бесчеловечно нарушает одно из требований Гаагской конвенции (ст. 7 приложения к 4-й Гаагской конвенции 1907 года), которое устанавливает обязанность воюющей страны предоставлять военнопленным такую же пищу, как и собственным войскам».
     В августе 1941 года СССР предоставил нацистской Германии список немецких военнослужащих, находящихся в плену, но ответа из Берлина не поступило.
     


     - Сколько советских военнопленных вернулись на Родину?
     - По данным Министерства обороны России - 1 млн. 836 тысяч человек. Порядка 480 тысяч наших соотечественников остались за рубежом как перемещённые лица. Это не только бывшие военнопленные, но и гражданские люди, угнанные на работу в Германию.
     - Цифра немалая. Люди боялись возвращаться на Родину, опасаясь репрессий. И на самом деле многие из бывших военнопленных оказались в местах лишения свободы.
     - Все вернувшиеся из плена, как и находившиеся в окружении военнослужащие, проходили фильтрацию в лагерях НКВД, проверялись на благонадёжность. Было создано 160 лагерей и 41 тюремный госпиталь для этого контингента. Репрессиям подверглись 343.400 человек. Причём не все попали в ГУЛаг, кто-то получил наказание в виде поселений (типа ссылки), ну а активные пособники фашистов были казнены. Говорить о поголовном наказании, а тем более уничтожении людей категорически нельзя!
     Конечно, среди осуждённых наверняка были люди, которые пострадали невинно. Поэтому сейчас мы пытаемся разобраться, какова судьба этих людей. При поддержке Росархива, ФСБ знакомимся с документами исправительно-трудовых лагерей и тюремных госпиталей. Разбираемся, кто умер, кто освобождён, ведь многие из осуждённых официально до сих пор числятся пропавшими без вести во время войны. Потом мы внесём все данные в свой электронный архив. Если человек был осуждён законно, мы поставим ссылку и закроем эту информацию, чтобы только семья по запросу могла получить её отдельно. Но если люди были репрессированы несправедливо, то необходимо добиться реабилитации и написать: человек осуждён незаконно.
     - Получается, что из более чем 5 миллионов числившихся пропавшими без вести после войны судьбы около миллиона военнопленных уже установлены, примерно 500 тысяч военнослужащих погибли при невыясненных обстоятельствах, порядка 500 тысяч человек остались за рубежом. Остаётся огромная цифра: более трёх миллионов пропавших без вести! Многие из них могли погибнуть в немецких концлагерях. Что делается для уточнения судьбы тех людей?
     - В электронной базе данных «Мемориал» созданной Министерством обороны РФ, отсканированы 700 тысяч карточек учёта военнопленных. Это документы из Центрального архива Минобороны РФ, захваченные советскими войсками во время Великой Отечественной войны, а также переданные позже Германией. Мы знаем, что в национальном архиве США хранятся документы, вывезенные из концлагерей, которые оказались на территории, освобождённой союзниками. По разным данным, там может быть от 1,5 до 2 миллионов фамилий. Мы уже начали работу с нашими американскими партнёрами в рамках деятельности российско-американской комиссии по военнопленным, пропавшим без вести и интернированным.
     Кроме того, планируем расширить базу данных информацией и о других военных конфликтах XX века. К примеру, относительно военнопленных, пропавших на Хасане и Халхин-Голе. На заседании межправительственной комиссии осенью прошлого года в Японии мы договорились с японскими коллегами, что направим фамильные списки для проверки.
     - Уверена, что благодаря вашей работе ещё многие семьи узнают о судьбе своих близких.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex