– Ну что, ты смотрел это? – спросил вечером прошедшей субботы один мой приятель.
– Видел, – ответил я.
– И как тебе?
– Булгакова вспомнил.
– В смысле?
– «Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» – процитировал я отрывок из 18-й главы «Мастера и Маргариты».
– Тогда ясно: у меня такое же ощущение было...
Разговор, как вы могли догадаться, шёл о боксе – о поединке Роя Джонса-младшего и Дениса Лебедева. Последний месяц телеканал «Россия-2» по тридцать раз на дню анонсировал «Битву двух империй» как сногсшибательное зрелище, аналогов которому в истории отечественного бокса ещё не было: в Москву едет сам Рой Джонс-младший, чемпион мира по разным версиям и в разных весовых категориях, лучший боксёр 1990-х годов по версии Американской ассоциации журналистов.
Россиянин Денис Лебедев против великого Роя Джонса – вывеска, согласитесь, громкая. А уж как неделю, предшествующую бою, обставили промоутеры! Куча пиар-мероприятий, взвешивание в «Атриуме» на «Курской», где каждый желающий мог своими собственными глазами увидеть легенду бокса и Лебедева, которого к бою взялся готовить герой другой легенды – Костя Цзю. В общем, антураж был создан впечатляющий. После таких приготовлений всегда ждёшь, что и главное блюдо будет под стать закуске и аперитивам. Но... Не знаю, как вам, а меня сомнения насчёт этого боя стали посещать ещё в конце марта, когда сторонами был только подписан контракт. Фраза, произнесённая тогда менеджером Лебедева Владимиром Хрюновым, очень смутила меня: «Контракт мы подписали. Это абсолютно коммерческий проект для меня как промоутера и главы промоутерской компании Square Ring Джона Вирта. Точную сумму называть не стану, но речь идёт о нескольких миллионах долларов».
Профессиональный бокс, поделённый между четырьмя основными организациями, уже давно превратился в поле сражений не столько боксёров, сколько их промоутеров, занимающихся финансовой стороной дела. Вчитайтесь: «Абсолютно коммерческий проект».
Если бы Рой Джонс приехал в Москву лет десять назад, да хотя бы пять, «Битва двух империй» оправдала бы своё название. В 2011-м Джонс прилетел в Россию совсем другим. Нет, он остался легендой и боксёром, которого уважают и в нашей стране, но от цифр не уйти. 16 января 2011-го ему исполнилось 42 года. Последнюю победу он одержал 15 августа 2009 года, техническим нокаутом взяв верх над Джеффом Лейси в бою за звание чемпиона Северной Америки (версия Всемирной боксёрской организации). После этого 2 декабря 2009 года Дэнни Грин отправил Джонса в нокаут за две минуты и две секунды первого раунда. 3 апреля 2010 года Джонса по очкам переиграл Бернард Хопкинс. Вспомним, что свой последний титул Рой потерял ещё в сентябре 2004-го, то есть почти семь лет назад.
Иначе говоря, чтобы вам было понятно, Джонс выходил на ринг против Лебедева пенсионером, ушедшим на заслуженный отдых, но ещё полагающим, что способен тряхнуть стариной.
То, что Рой в плохой форме, а лучше сказать, что формы как таковой у него и не было, стало ясно почти сразу. Несколько раз Джонс включил пару приёмчиков из своего арсенала, потревожив оборону Лебедева, но вплоть до самого последнего, 10-го раунда американец в основном защищался, причём не ахти как. Почему Денис не разобрался с Роем в раунде четвёртом или пятом – непонятно. Возможностей у него была масса. Вероятно, россиянин не ожидал, что легенду можно бить так, как хочешь, прямо как дворового выскочку из соседнего подъезда, а может, всё было расписано заранее? Простите меня, но когда за несколько секунд до гонга, после которого судьи неминуемо бы отдали победу нашему боксёру, Лебедев нанёс пару ударов в голову, каких за поединок наберётся несколько десятков, а Джонс, согнувшись в три погибели, после театральной паузы упал как подкошенный – всё это выглядело как хорошо срежиссированный спектакль. Рефери засчитал нокаут, публика заорала на всю арену, а камеры выхватили жену Джонса, на глазах которой блестели слёзы. Её муж отлежался несколько минут и, встав без посторонней помощи (!), вскоре во всеуслышание заявил, что ещё вернётся на ринг. Лебедев же, ошарашенный тем, что наделал (прямо как в рекламе батончика «Твикс»), говорил, что сбылась его мечта.
Зрители же, хоть мало-мальски разбирающиеся в боксе, свои выводы тоже сделали: достаточно посмотреть комментарии в Интернете. Лично я не вижу ни грамма ценности в победе над потерявшим форму экс-чемпионом мира (с таким же успехом можно было организовать бой с Мохаммедом Али, уже долгие годы страдающим болезнью Паркинсона). Все 10 раундов этого боя (хотя какой это «бой»?) меня не покидало ощущение, что великий Рой Джонс самолично пошёл на заклание, втянувшись в авантюру, главным кушем которой были банкноты с изображением Бенджамина Франклина, ведь даже Али, кряхтя, возвращался на ринг «по финансовым соображениям».